В ноябре 1894 года незадолго до этого вступивший на престол император Николай II обвенчался с великой княгиней Александрой Федоровной, в девичестве – принцессой Алисой Гессен-Дармштадской. По случаю помолвки Александр III и Мария Федоровна подарили ей роскошное жемчужное колье стоимостью сто шестьдесят шесть с половиной тысяч рублей. В 1895 году молодая императрица получила от своего августейшего супруга первый изящный пасхальный подарок – золотое яйцо в стиле Людовика XVI, покрытое красной прозрачной эмалью по гильошированному фону, которое находится в коллекции Культурно-исторического фонда «Связь времен». С тех пор к каждой Пасхе Николай II дарил Александре Федоровне яйцо, выполненное фирмой Фаберже. За двадцать два года она получила двадцать пасхальных яиц. В некоторых из них нашла воплощение тема любви последнего русского самодержца к своей супруге. Выраженные изысканным и прихотливым языком ювелирного искусства, эти молчаливые признания могут сказать о характере и взаимоотношениях Николая и Александры так же много, как их письма и мемуары. На протяжении всей жизни они дарили друг другу подарки с трогательными надписями, зашифрованными посланиями и соответствующей символикой.

Таким своего рода овеществленным признанием в любви было яйцо-часы, выполненное в мастерской М. Перхина в последний год уходящего XIX столетия. Золотая, усыпанная алмазами часовая стрелка яйца имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. В оформлении этого подарка использован символический язык цветов. Яйцо увенчано пышными агатовыми лилиями, которые словно прорастают сквозь венок многоцветных золотых роз. Сочетание роз (символа любви) с лилиями, означающими чистоту и невинность, а также с горящими факелами Купидона, огонь которого превращается в пышные растительные завитки, говорит о добродетельном пламени семейной любви, вечном цветении неугасающего чувства. Белый эмалевый циферблат часов с алмазными цифрами вращался по горизонтали, а неподвижно укрепленная Купидонова стрела указывала время. Все проходит, как проходит время, но любовь остается – таков, в целом, смысл пасхального шедевра.   

Яйцо создано в 1899 году. Это было время наивысшей популярности в ювелирном искусстве стиля модерн, достигшего настоящего триумфа на Всемирной парижской выставке 1900 года. При создании пасхального яйца источником вдохновения послужил определенный тип французских часов конца XVIII века в виде вазы, воспроизведенный в рафинированной, слегка суховатой манере рубежа XIX–ХХ столетий. Изменены также пропорции и размеры: крупные парадные настольные часы превратились в ювелирную миниатюру, драгоценный сувенир, напоминающий о безвозвратно ушедшей поэзии утонченного XVIII столетия. Верхняя часть изделия Фаберже – роскошный букет лилий с бриллиантовыми тычинками и стеблями из зеленого золота, венчающий яйцо-часы, – сильно увеличена и является художественной доминантой этой хрупкой конструкции, в которой синтезированы достижения камнерезного, ювелирного и эмальерного искусства. Поражает мастерство русских резчиков по камню, изобразивших нежные бутоны и полураспустившиеся, а также полностью раскрывшиеся цветки с изгибающимися, прозрачными лепестками. Столь же великолепна покрывающая золотую «скорлупу» яйца желтая транспарентная эмаль теплого солнечного тона, переливающаяся на резной гильошированной поверхности. И, наконец, цветное золото, использованное в чеканных накладных узорах, дополняет этот изысканный пасхальный подарок.  

 

        

 
вверх