До начала XVIII века население России носило национальную одежду. В 1700-1701 годах Петр I издает указ о замене старого русского платья, длинного и неудобного для работы, модной европейской одеждой. На смену длиннополому платью пришли короткий кафтан, камзол и узкие, до колен штаны. Камзол также включал рубашку с пышным кружевным жабо и манжетами, длинные шелковые чулки, башмаки на высоких каблуках и парик с длинными завитыми волосами. Костюмы западноевропейского образца для Петра I выполняли мастера немецкой слободы в Москве, а также портные Мастерской палаты Московского Кремля. Приобреталась одежда для Петра и во время его путешествия по странам западной Европы в составе Великого посольства 1697-1698 годов.

Обязательные на Руси чепчики, волосники, под которыми женщины прятали волосы, тоже отменялись, волосы завивались в локоны и укладывались в затейливые прически.

По европейской моде начала XVIII века сшито представленное на выставке коронационное платье Екатерины I. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать этот «колокол», в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье.


Портрет императора Петра I

Портрет императора Петра I

Неизвестный художник.
Россия, вторая четверть XIX в.
Холст, масло.

Оригинал, к которому восходит это изображение, был написан в 1717 г. Ж.М.Натье в Париже, куда Петр приехал в связи с переговорами об окончании Северной войны. Содержательной доминантой портрета является тема воинского долга монарха, овеществленная в мече с драгоценным эфесом и в одетой поверх доспеха ленте со звездой ордена Св.Андрея Первозванного - высшей наградой императорской России, учрежденной Петром I.


Портрет императрицы Екатерины I

Портрет императрицы Екатерины I

Россия, XIX в.
Неизвестный художник.
Холст, масло.

На голове императрицы увенчанная крестом малая императорская корона. Темные волосы, перевитые нитями жемчуга, двумя локонами спускаются на плечи; в ушах - жемчужные серьги. На Екатерине украшенное бриллиантовым аграфом и кружевами платье с белой юбкой и лифом синего цвета. На груди Андреевская лента с крестом в банте и звезда.


Кафтан царя Петра I

Кафтан царя Петра I

Голландия, конец XVII в.
Бархат - Западная Европа XVII в., камка - Италия XVII в.
Шелк, шерсть, ткачество плетение.

Голландский или "шкиперский" костюм Петр I носил в период своего пребывания в Голландии, где он обучался судостроительному делу. Костюм сшит из черного бархата и состоит из очень широких коротких штанов и сильно прилегающей к талии куртки с длинными рукавами. Костюм поступил в Мастерскую палату Кремля в числе других одежд молодого царя из подмосковного села Преображенского в 1705 году.
Сапоги Петра I сшиты из толстой черной кожи на подкладке из кожи более тонкой и светлой. Каблуки сапог - наборные, высотой 7,5 сантиметра, голенища высотой почти 90 сантиметров слегка расширены кверху и имеют большие отвороты-раструбы. Длина стопы - 30 - 31 сантиметр. Сапоги подобной формы назывались ботфортами. Они шились "на одну ногу", одевались на меховые сапожки и были в конце XVII века обязательной частью костюма голландского буржуа. Согласно устной легенде, сапоги были исполнены самим царем, знавшим в совершенстве более дюжины ремесел. До поступления в собрание Оружейной палаты в 1768 году сапоги были в ведении Гофф-интендантской конторы и находились в подмосковном Преображенском дворце, построенном в конце XVII.
Круглая трость выполнена, согласно документам, из яблоневого дерева. В верхней части она обтянута тисненой кожей. Под небольшим круглым набалдашником, украшенным медной резной мишенью, прикреплено кольцо, сквозь которое продернута зеленая шелковая тесьма с вытканной голубым шелком надписью: "Из рук преобразователя России и их же дело". Эта же надпись повторена на небольшом бумажном ярлыке, прикрепленном к трости печатями.
Трость была поднесена императору Николаю I московским купцом Родионовым и поступила в Оружейную палату в 1843 году.


Коронационное платье

Коронационное платье

Принадлежали императрице Екатерине I.
Германия (?). Россия (?); ткань - Франция, 1724 г.
Шелк, серебряное шитье, ткачество.

В 1724 году в России состоялась первая в ее истории коронация: в Успенском соборе Кремля Петр I короновал свою супругу Екатерину Алексеевну, которая после смерти Петра в 1725 году стала единоличной правительницей империи.
По свидетельству современников, Екатерина I всегда была великолепно и со вкусом одета, однако ее коронационный наряд превзошел все ожидания. Как свидетельствуют документы, платье из пунцового шелка было привезено для нее к коронации из Берлина. Его вес оказался столь велик, что императрица была вынуждена останавливаться во время процессии. Платье состоит из жесткого корсажа с глубоким декольте и короткими рукавами, пышной юбки и съемного шлейфа. Особое великолепие костюму придает виртуозное шитье серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады.
После коронационных торжеств, платье было передано в Оружейную палату вместе с парчовыми башмачками на фигурных каблуках, пунцовыми шелковыми чулками, шитыми серебром, и белыми лайковыми перчатками.


Маскарадное платье императрицы Екатерины I

Маскарадное платье императрицы Екатерины I

20-е гг XVIII в.
Бархат, серебряное шитье, золотные нити.

При русском дворе уже в первой четверти XVIII века были популярны маскарады. К ним выполнялось большое количество нарядов, но от той далекой эпохи до нашего времени дошел лишь один из них – костюм, принадлежавший Екатерине I. Он состоит из голубого бархатного кафтана, украшенного серебряным кружевом, белого шелкового камзола с вышивкой разноцветными шелками, бархатной юбки с серебряной бахромой, черной фетровой шляпы с белым страусовым пером и белых лайковых перчаток с серебряной бахромой. Подобные костюмы, заимствованные из мужской одежды, вошли в дамский гардероб во второй половине XVIII века и надевались для верховой езды; назывались они амазонками.


Туфли императрицы Екатерины I

Туфли императрицы Екатерины I

Россия, первая четверть XVIII в.
Парча, шелк, кожа, шитье.

Туфли из гладкой серебряной парчи на высоком фигурном каблуке украшены серебряным позументом, тесьмой и бахромой. Туфли завязывались пунцовыми лентами с бахромой по краям, концы которых свисали по бокам от высокого фигурного языка. Туфли были переданы в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе комплекта коронационного облачения императрицы Екатерины I.

 
вверх