Этот раздел выставки посвящен портретам самых юных обитателей Кремля – царских наследников.

Детские образы выполнены в различных техниках и представлены скульптурным и живописными портретами, старинными фотографиями, эмалевой миниатюрой, изображениями на монете, медальоне, ювелирных изделиях фирмы Фаберже.

Открывает раздел скульптурное изображение ребенка – портрет десятилетней дочери князя Владимира Старицкого – Марии (из.1). Это первый в нашей стране реконструированный портрет ребенка периода русского средневековья. Известна печальная судьба Марии, погибшей вместе с родителями по воле царя Ивана Грозного. По письменным данным они были отравлены.

Погрудное изображение братьев-государей Петра и Ивана выполнено в технике чеканки на золотой монете. (Из.2).

Живописными портретами XVII-XVIII веков представлены одухотворенные лирические образы царских детей: цесаревны Натальи Петровны (из.3), последней дочери Петра I и Екатерины I, неизвестного царского наследника (из.4), юного императора Петра II (из.5), великого князя Александра I (из.6). Изображение последнего в юношеском возрасте вместе с братом Константином выполнено на стеклянном медальоне в серебряной оправе (из. 7).

Пять миниатюрных акварельных портретов детей Николая II украшают ювелирные изделия фирмы Фаберже: нефритовое яйцо (из.8), подарок Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 года и цветок «Анютины глазки» (из.9) - подарок императора супруге к 10-летию свадьбы. Портрет царевича Алексея с матерью представлен эмалевой миниатюрой. (из.10).

На фотографиях (из.11, 12) изображены дочери императора Николая II на прогулке в Беловеже в августе 1900 года.


Cкульптурная реконструкция внешнего облика десятилетней дочери князя Владимира Старицкого

Cкульптурная реконструкция внешнего облика десятилетней дочери князя Владимира Старицкого

 


Монета - золотой в 1/2 червонца

Монета - золотой в 1/2 червонца

Россия, Москва, 1687-1689 гг.
Золото, чеканка.

На монете погрудное изображение братьев-государей в княжеских шапках. Вверху над ними изображение государственного герба: двуглавого орла с державой и скипетром "Б.М.ВГЦIKIАПА +" (Божией милостию государи цари и князи Иоан Алексеевич и Петр Алексеевич).


Портрет цесаревны Натальи Петровны с оригинала Л.Каравака

Портрет цесаревны Натальи Петровны с оригинала Л.Каравака

Россия, 1772 г.
Холст, масло.

Поясное изображение Натальи Петровны в детском возрасте. Фигура чуть повернута влево, голова обращена вправо. Правая рука опущена вниз и чуть согнута в локте; левая отведена в сторону. На девочке серовато-голубое декольтированное платье. Рукава, доходящие до локтя, отделаны серебряным шитьем и двойным рядом кружев. Кайма, обрамляющая вырез платья и грудь, украшена золотым шитьем. В темных волосах золотая диадема, слева эгрет с белыми перьями и драгоценными камнями.


Портрет цесаревича Петра Алексеевича (?)

Портрет цесаревича Петра Алексеевича (?)

Россия, конец XVII-начало XVIII века.
Неизвестный художник.
Холст, масло.

Погрудное изображение Петра Алексеевича в детском возрасте. Торс изображен почти в фас, голова - в трехчетвертном повороте влево. На Петре темная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишневый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы русого цвета.


Портрет императора Петра II с оригинала И.П.Люддена

Портрет императора Петра II с оригинала И.П.Люддена

Россия, 1728-1744 гг. 
Неизвестный художник.
Холст, масло. 

Император Петр II представлен на гладком светло-коричневом фоне по пояс. Торс изображен в небольшом повороте вправо, голова - в фас. На голове Петра пудренный парик, букли которого спускаются вдоль щек. Петр одет в расстегнутый на груди серебристо-серый кафтан с пуговицами по левому борту. Под кафтаном сорочка бело-серого цвета. Поверх кафтана - горностаевая мантия, скрепленная под шеей перевязью с драгоценными камнями. На груди цепь и крест ордена св.Андрея Первозванного.


Портрет великого князя Александра Павловича ребенком

Портрет великого князя Константина Павловича ребенком

Первая четверть XVIII в. (после 1817)
Холст, масло.

Портрет является копией с оригинала, написанного около 1780 г. английским художником Ричардом Бромптоном, который был приглашен в Россию императрицей Екатериной II для создания портретов ее малолетних внуков, сыновей князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны – Александра и Константина Павловичей. В центре фигура полутора- двухгодовалого ребенка с крупной безволосой головой, повернутой вправо. Он изображен в рост держащим в руке лиру на фоне ствола дерева и невысокого возвышения покрытого красной драпировкой. На ребенке белая одежда украшенная красной тесьмой с нашитой на нее золотой бахромой, глубоким вырезом на груди и короткими рукавами. Александр Павлович изображен с лентой, крестом и звездой ордена св. Андрея Первозванного и орденом св. Анны. 


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII в.
Серебро, галун, бумага, литье, золочение, чеканка.

Из белого слоя вырезаны два изображения великих князей. На первом плане - Константин Павлович, на втором - Александр Павлович. Изображения в профиль, налево по грудь. Оба юноши с длинными спускающимися на плечи локонами, в античной одежде. Фон камеи черного цвета. Камея вмонтирована в рамку в виде серебряного золоченого лаврового венка. Наверху кольцо для подвешивания. С обратной стороны камея подклеена бархатной подкладкой с серебряным золоченым галуном. На подкладке бумажная наклейка с плохо различимой надписью "К.С. Голицынъ" и "пожаловано Всемилостивейшею Гсдрнею Iмператрицею Ея Величества работы 1801 году октября 15 дня". 


Яйцо с портретами детей Николая II. (Внутри – модель Александровского дворца в Царском селе)

Яйцо с портретами детей Николая II. (Внутри – модель Александровского дворца в Царском селе)

Петербург, 1908 г. 
Мастер Г.Вигстрем. 
Золото, серебро, бриллианты, рубины, нефрит; эмаль, литье, чеканка. 


Цветок «Анютины глазки»

Цветок «Анютины глазки»

Петербург, 1904 г.
фирма К.Фаберже, мастер Г.Вигстрем.
Золото, алмазы, горный хрусталь, кость, литье, резьба, чеканка, эмаль, акварель. 


Миниатюра

Миниатюра

Германия, Берлин, начало XX века.
Серебро, эмаль. 


Фотография А.Л.Стамлера «Великие княжны Ольга, Татьяна и Мария Николаевны на прогулке в Беловеже»

Великие княжны Ольга, Татьяна и Мария Николаевны на прогулке в парке Беловежского дворца.

Фотография А.Л.Стамлера (Брест-Литовск).
Российская империя, Беловеж. Не ранее 18 - не позднее 29 августа 1900 г.

Прогулки на пони и осликах в дворцовом парке по утрам были непременной частью распорядка дня  царских детей и отменялись только из-за плохой погоды. 


Фотография А.Л.Стамлера «Великая княжна Ольга Николаевна на ослике в парке Беловежского дворца»

Великая княжна Ольга Николаевна на ослике в парке Беловежского дворца.

Фотография А.Л.Стамлера (Брест-Литовск). Российская империя, Беловеж. Не ранее 18 - не позднее 29 августа 1900 г. 

 

 

 

 
вверх