После трагической гибели Александра II правительство выжидало два года, прежде чем провести коронование его преемника. 24 января 1883 года  был подписан указ об образовании коронационной комиссии, а 27 марта высочайше утвержден церемониал публичного перевезения императорских регалий из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца в Оружейную палату.

Восьмого мая 1883 г. площадь перед Смоленским вокзалом в Москве была заполнена народом в праздничных костюмах. На платформе императорский поезд встречал почетный караул от лейб-гвардии кавалергардского ее величества полка. В открытой коляске император с супругой в сопровождении свиты направились к Петровскому дворцу.

Монарх торжественно въезжал в древнюю столицу 10 мая 1883 г. Здания по пути следования кортежа были украшены государственными и национальными флагами и цветочными гирляндами. Государю подали коня белой масти, наследник цесаревич Николай Александрович тоже сел на коня, а великий князь Георгий Александрович, которому в апреле исполнилось двенадцать лет, — на маленького пони. Парадная золотая карета императрицы была запряжена восемью белыми лошадьми в золотой сбруе. Процессия двигалась по Тверской улице, сопровождаемая неумолкаемыми криками «ура». Ее открывали жандармы, за которыми следовал собственный конвой императора и драгуны псковского полка. За церемониймейстером ехали депутаты от подвластных России азиатских народов, затем следовало московское дворянство, далее шли камер-лакеи, скороходы, охотники и арапы в восточных костюмах. Подъехав к Соборной площади, император вместе с супругой вошел  в Успенский собор, отреставрированный ко дню коронования. Посетив Архангельский и Благовещенский соборы, государь под звон колоколов вступил в Кремлевский дворец.

В день Преполовения, 11 мая император с супругой и сыновьями присутствовал на церемонии освящения нового Государственного знамени в Трофейном зале Оружейной палаты, а затем направился в Тронный зал для осмотра императорских регалий.

Утром следующего дня придворное духовенство освятило Грановитую палату, стенопись которой по повелению императора была восстановлена крестьянами села Палех братьями Белоусовыми. Днем в ней состоялась репетиция коронационного шествия. В это время герольды по всей Москве зачитывали объявления о коронации, пачками бросая их в толпу. Четырнадцатого мая состоялась церемония перенесения регалий из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец.

На рассвете 15 мая улицы и набережные в центре города заполнились сплошной массой пешеходов и экипажей, направлявшихся к различным воротам Кремля, доступ через которые был открыт в 9 часов утра по билетам. К 7 часам в собор прибыли допущенные для наблюдения за церемонией российские и иностранные корреспонденты. На крытых трибунах помещалось самое избранное общество. Когда император появился на Красном крыльце, раздалось громкое «ура». Государь, приветливо раскланивавшийся во все стороны, был одет в общегенеральский мундир с генерал-адъютантским аксельбантом. За руку он вел императрицу «в белом, роскошном своей простотой и грацией глазетовом платье». Вступив в Успенский собор, их величества приблизившись к Царским вратам, «совершили троекратное Господу поклонение».

Мантии, возложенные на императора и императрицу в ходе обряда, отличались от всех предыдущих – вместо многочисленных гербов на них нашили по одному большому, выполненному по рисунку художника А.Лемана. Когда митрополиты поднесли императору корону, «государь твердыми руками взял ее и неторопливым, спокойным и плавным движением надел на голову». Генерал-адъютант граф Э.Т.Баранов поднес ему скипетр, а граф П.А.Валуев подал державу. Императрица встала перед императором на колени, а он возложил на нее Малую корону, затем – порфиру и цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Затем император с императрицей в полных регалиях «воссели на прародительских престолах». Александр III – на троне царя Михаила Федоровича, Мария Федоровна – на троне царя Алексея Михайловича. Под звон колоколов и крики «ура» шествие вышло из Успенского собора.

Около трех часов дня начался парадный обед в Грановитой палате. Пять столов для пятидесяти девяти приглашенных были сервированы «исторической посудой Оружейной платы и новыми богатыми сервизами».

Вечером зажглась иллюминация; ее проект был разработан знаменитым изобретателем, военным инженером Большого Кремлевского дворца М.П.Фабрициусом при содействии художника Бойцова: «Это была не иллюминация, а знамение небесное: Кремль сияющий, Кремль лучезарный. Над грандиозным дворцом возложившего на себя корону монарха висел в воздухе огненный венец».

Следующие два дня в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца императорской чете приносили поздравления губернские предводители дворянства и волостные старшины. Утром 21 мая императорская фамилия отправилась на Ходынское поле на народное гулянье.

27 мая в Александровском зале Большого Кремлевского дворца был дан прощальный обед московским властям – император благодарил их за блестящую организацию коронационных торжеств. На следующий день их императорские величества покинули Москву, пробыв в ней 21 день.


01# Портрет императора Александра III

Портрет императора Александра III

Россия, 1890-е гг.
Холст; масло.

Александр III изображен в общегенеральском мундире со свитскими эполетами, с вензелем Александра II. На его груди — знаки многочисленных орденов. Экспонируемый портрет написан Н.Г. Шильдером по фотографии Александра III, выполненной во второй половине 1880-х гг. в ателье С.Л. Левицкого, мастера фотографии, приобретшего общеевропейское признание. Пожалованный званием фотографа их императорских величеств, С.Л. Левицкий создал фотопортрет, понравившийся императору и служивший иконографическим эталоном для дальнейшего воспроизведения в живописных вариантах. В результате Н.Г. Шильдер создал запоминающийся образ Александра III, наполненный внутренней значительностью.  Александр III производил неизгладимое впечатление на  современников, вне зависимости от их социального положения. Сформировавшаяся вокруг Александра аура исконного русского царя находила опору в культурной политике этого государя, черпавшего стимулы для утверждения национальной самобытности своего царствования не в императорском периоде русской истории, а в эпохе первых царей дома Романовых. Активно возрождавшееся древнее наследие отечественной культуры обусловило формы героической монументализации личности Александра III в искусстве его времени — от образа былинного богатыря в скульптурном памятнике императору работы П.П. Трубецкого до близкого народному восприятию идеала батюшки-царя в картинах И.Е. Репина.


Коронационный мундир императора Александра III.

Коронационный мундир императора Александра III

Санкт-Петербург, портной его императорского величества Ф. Раузер, 1883 г.
Сукно, репс, кашемир, золотные нити, блестки, металл; ткачество, шитье.

Император Александр III был облачен во время своей коронации, состоявшейся 15 мая 1883 г., в военную форму. По окончании торжеств в Оружейную палату передали лишь мундир императора, причем без эполет и орденов. Общегенеральский мундир сшит из темно-зеленого сукна, с воротником-стойкой, обшлагами и выпушкой красного цвета, имеет глубокий запах, застегивается на потайные пуговицы и по своему крою напоминает народную одежду — зипун. Известно, что по желанию Александра III покрой военного мундира в российской армии был максимально приближен к русскому национальному костюму. Однако, несмотря на практичность новой военной формы, ее «угрюмая простота» и «мужицкий» покрой вызвали негативное отношение у офицеров. В мундире на груди сделан вертикальный сквозной разрез — о его назначении мы узнаем из дневниковой записи, сделанной великим князем Константином Константиновичем Романовым, в беседе с которым император Николай II накануне своей коронации «вспомнил, какого труда стоило Победоносцеву убедить покойного государя, что в мундире должен быть вырез на груди для миропомазания». В России это был первый случай подобного рода, обусловленный, по всей видимости, спецификой кроя мундира. Однако в мировой практике такое встречалось: коронационные облачения французских королей Людовика XV и Людовика XVI также имели отверстия для таинства миропомазания.


Подушки для регалий

Подушки для регалий

Москва, 1883 г., мастер-обойщик И. Васильев; золотная грань — фирма «А. и В. Сапожниковы».
Золотные грань, бахрома, шнур, кисти и замша; ткачество, плетение.

Отношение к императорским регалиям как к святыням подчеркивалось во время коронации особым образом — к ним не позволялось прикасаться никому, кроме самого императора и архиереев. Высшие сановники с ассистентами в ходе процессии переносили регалии на специальных подушках, традиционно выполнявшихся из серебряной позолоченной парчи без узора и украшенных бахромой и кистями. На этих же подушках регалии выставляли на столе в Успенском соборе и подавали императору в ходе обряда. Представленные подушки предназначались для короны, ленты ордена Святого Андрея Первозванного и Государственной печати. Эти подушки, созданные к коронации императора Александра III из золотной грани, заказанной на фирме Сапожниковых, украшены «гербовыми» трехцветными шнуром, бахромой и кистями. Работу поручили придворному обойщику Ивану Васильеву, которому было заказано к коронации восемь подушек для перенесения регалий. Повторно эти подушки использовались во время коронации императора Николая II, после чего их возвратили на хранение в Оружейную палату.


Настольник под регалии

Настольник под регалии

Россия, 1883 г; парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы».
Парча, шелк, золотные бахрома и кисти; ткачество, плетение.

Роскошный настольник под регалии выполнен из узорной парчи, изготовленной фирмой А. и В. Сапожниковых. Он был создан к коронации императора Александра III, а затем повторно использован во время коронации императора Николая II. По краям настольник обшит тесьмой и крупной золотной бахромой, по углам украшен массивными золотными кистями. В узоре ткани по малиновому фону выткан орнамент из фигурных картушей, заполненных арабесками, выполненными золотной нитью. Настольник был использован для покрытия стола для регалий в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца, в том числе во время официального приема делегаций с поздравлениями.

 


Воздух

Воздух

Россия, начало 1880-х гг.
Глазет, шелк, нить золотная; ткачество, шитье.

Воздух, выполненный из золотного глазета, входил в состав литургического комплекта, происходящего из Успенского собора Московского Кремля. На среднике вышит четырехконечный равносторонний крест с лучами, на кайме – стилизованный орнамент из растительных мотивов. Вышивка выполнена золотной битью, золотными прядеными нитями, трунцалом, золотными блестками и плащиками, контуры обведены шелковым коричневым шнурком, в деталях узора — ажурная сетка. Края обшиты бахромой из золотной канители. Скорее всего литургический комплект, состоящий из воздуха и двух покровцов, был создан непосредственно к коронации императора Александра III.


Покровец

Покровец

Россия, начало 1880-х гг.
Глазет, шелк, нить золотная; ткачество, шитье.

На среднике покровца из литургического комплекта, происходящего из Успенского собора, вышит четырехконечный ажурный крест с лучами. Средник обведен широкой прямой полосой. На четырех лопастях вышит стилизованный орнамент из растительных мотивов. Центральная часть композиции разработана ажурным узором. Вышивка выполнена золотной битью, прядеными золотными нитями, трунцалом, золотными блестками и плащиками. Контуры обведены шелковым коричневым шнурком. Края обшиты золотной бахромой из золотной канители. Скорее всего, литургический комплект, состоящий из воздуха и двух покровцов, был создан непосредственно к коронации императора Александра III.


Стихарь

Стихарь

Россия, 1883 г; парча – Москва, фирма «А. и В.Сапожниковы».
Парча, глазет, шелк, пряденые, сканые золотные нити, галун, бить, серебро; ткачество, шитье.

Стихарь, богослужебное облачение диакона, сшит из золотной парчи, имитирующей одну из самых дорогих тканей XVII в. — итальянский аксамит. Стихарь был выполнен к коронации императора Александра III, состоявшейся в Кремле в 1883 г. Непосредственным образцом для рисунка ткани послужил узор фелони XVII в. из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля. Такой выбор не кажется случайным. Известно, что император Александр III проявлял живой интерес к отечественной истории, увлекался археологией, изучал историю искусств. Еще будучи наследником престола, он неоднократно посещал Патриаршую ризницу и ризницы кремлевских соборов. Нельзя полностью исключить возможность того, что государь сам выбрал в ризнице Благовещенского собора узор ткани для коронационных облачений. На картине Ж. Беккера «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» на переднем плане хорошо видны фигуры двух диаконов, одетых в подобные стихари. Заказ на изготовление парадных богослужебных облачений для торжества коронации был размещен на фабрике братьев А. и В. Сапожниковых, специализировавшихся на создании парчовых тканей в стиле «историзм». Не последней причиной выбора именно этой фирмы, вероятно, послужил и тот факт, что на фабрике Сапожниковых никогда не заимствовали иностранные рисунки. В целях поддержания и развития этого стиля владельцы ежегодно ассигновывали средства на премии для победителей среди конкурсных работ, представлявшихся на специальные выставки при Строгановском училище.


Далматик коронационного герольда

Далматик коронационного герольда

Россия, 1883 г.
Ткани - Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы», вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан»; шляпа — Санкт-Петербург, шляпная мастерская братьев Брюно, 1883 г.
Грань золотная, галун, бахрома, ткачество, шитье.

При подготовке к коронации императора Александра II барон Б.В. Кёне предложил эскиз костюма коронационного герольда, основанный на гербовых цветах империи: золотом (желтом), серебряном (белом) и черном. Эскиз был высочайше одобрен, и хотя к следующим двум коронациям костюмы герольдов обновлялись, их принципиальное решение оставалось прежним. Далматик, выполненный к коронации Александра III, сшит из золотной грани, заказанной на фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала ХХ в., основной продукцией которой были тяжелые парчовые ткани, отличавшиеся отменным качеством и принесшие фирме мировую известность. На груди, спинке и плечах помещены изображения малого Государственного герба, вышитые согласно новому, высочайше утвержденному рисунку, выполненному художником А.А. Фадеевым. Под далматик надевались бешмет из атласа и муара, украшенный позолоченным галуном, и трехцветные шаровары.


Шляпа и перчатки  коронационного герольда

Шляпа и перчатки  коронационного герольда

Санкт-Петербург, шляпная мастерская братьев Брюно, 1883 г.
Атлас, бархат, галун, ткачество. Перчатки —Россия, фирма «Morisson Alphonse Berny Successeur Gantier de Paris», 1883 г.
Бахрома золотная, замша, нити золотные; шитье.

Костюм коронационного герольда, выполненного к коронации Александра III, дополняли бархатная «мушкетерская» шляпа, украшенная страусовыми перьями, золотными галуном и кистями, и лайковые перчатки с вензелем императора Александра III.


Коронационное платье императрицы Марии Федоровны

Коронационное платье императрицы Марии Федоровны

Россия, 1883 г.
Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в.  Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».


Жетон в память коронации императора Александра III

Жетон в память коронации императора Александра III

Санкт-Петербургский монетный двор, 1883 г.
Серебро; чеканка.

На лицевой стороне под императорской короной изображены вензели императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. По окружности надпись: С НАМИ/БОГ. На оборотной стороне под императорской короной надпись: КОРОНОВАНЫ/В МОСКВЕ/ 1883. Жетон поступил из Древлехранилища в 1883 г.


Солонка

Солонка

Западная Европа, XVI—XVII вв.
Агат, серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.

Изящная солонка из красновато-серого агата в серебряной золоченой оправе состоит из неглубокой чаши для соли и приподнятой над ней на трех завитках крышки. В череде коронационных торжеств обед в Грановитой палате в день главной церемонии в Успенском соборе имел глубоко символическое значение. Во время такой трапезы 15 мая 1883 г. именно эта солонка, издавна хранившаяся в собрании Оружейной палаты, была подготовлена для императора Александра III. Особое внимание к выбору солонок было неслучайным. Со времен Средневековья, когда соль являлась редким и дорогим продуктом, солонка занимала одно из главных мест в парадной сервировке стола как символ благосостояния и высокого положения в обществе. Выбор солонки в 1883 г., возможно, был связан с тем, что она в то время считалась подарком английского купца и дипломата, известного в России под именем Томаса Рыцарева, поднесенным в 1633 г. сыну царя Михаила Федоровича царевичу Ивану Михайловичу.


Рукомойный кувшин «Лев»

Рукомойный кувшин «Лев»

Гамбург, 1671—1673 гг.
Мастер Юрген Рихельс.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.

Кубок был прислан в посольских дарах царю Михаилу Федоровичу от короля Дании Кристиана IV в 1644 г. Он был вручен на аудиенции в Грановитой палате принцем Вальдемаром, прибывшим в Москву для заключения династического союза с дочерью царя Михаила Федоровича царевной Ириной. Стороны не пришли к соглашению. Дары же, привезенные российскому государю, пополнили кремлевскую сокровищницу. Фигурные сосуды, как правило, выставлялись в XVII в. в качестве декоративной скульптуры в интерьерах дворцовых покоев или на поставце. Но по особым случаям они все же использовались по своему прямому назначению, когда при русском дворе «наряжали» сладкие столы. Всевозможные сласти — цукаты и фрукты, «конфекты» и патока — сервировались на вазах-рассольниках и блюдах. Сладкие вина подавали в фигурных сосудах. Датские дипломаты, отбирая изделия, несомненно, знали об этом обычае, так как привезли кубки в виде журавля и оленя, виноградной грозди и большое количество рассольников. На фотографии 1883 г. (?) поставец в Оружейной палате украшают шесть даров из Дании.


Кружка

Кружка

Гамбург, 1688—1691 гг.
Мастер Генрих Эйххофф.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.

В Европе этот тип серебряной утвари был широко распространен и известен как кружка для пива или эля. На изображениях царских поставцов и парадных столов XVII в. кружки не присутствуют. Лишь на фотографии поставца 1883 г. видны две кружки с гравированным цветочным декором. Из одиннадцати произведений Г. Эйххоффа, хранящихся в Оружейной палате, две кружки имеют подобный декор. Возможно, на поставце представлены именно эти сосуды, хотя не исключено, что в 1883 г. были выставлены кружки знаменитого гамбургского златокузнеца Ю. Рихельса, близкие по размеру и декору работам Г. Эйххоффа.


Меню коронационного обеда в Александровском зале Большого Кремлевского дворца 27 мая 1883 года (по рисунку В.М.Васнецова)

Меню коронационного обеда в Александровском зале Большого Кремлевского дворца 27 мая 1883 года (по рисунку В.М.Васнецова)

Санкт-Петербург, Картографическое заведение А.А. Ильина; Москва, типография М.И. Иейбюргера (?), 1883 г.
Картон; хромолитография.

На листе с меню коронационного обеда, в его левой половине, на фоне Московского Кремля, изображены древнерусский всадник в доспехах, со щитом и перначом в руках и стоящий боярин с грамотой в правой руке. Над ними расположены три щита: левый с российским двуглавым орлом под православным крестом, средний с монограммами императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, правый с гербом рода Романовых. Рядом со щитами представлены предметы русского вооружения. Композиция с трех сторон заключена в раму с растительным орнаментом. Ее нижняя часть и правое поле меню украшены орнаментальными мотивами, заимствованными из древнерусских книг. На правом поле вверху помещена дата — 1883; над ней изображение Шапки Мономаха, внизу располагается текст меню.


Блюдо для поднесения хлеба и соли

Блюдо для поднесения хлеба и соли

Москва, 1882 г.
Серебро; литье, выемчатая эмаль, золочение.

Подобные блюда, выполнявшиеся из драгоценных металлов, фарфора, стекла, дерева, использовали для поднесения хлеба и соли императорской семье по случаю коронации, торжественных встреч и юбилейных дат. Это блюдо было преподнесено городским обществом Тобольска императору Александру III в день коронации 15 мая 1883 г., о чем свидетельствует монограмма на одной из эмалевых дробниц и надпись на борте. Дно блюда украшает эмалевое изображение знамени Ермака, которое до 1883 г. сохранялось в соборе Березова — уездного города Тобольской губернии, являясь ее самой ценной исторической и военной реликвией. Вид этого знамени, по легенде реявшего над дружиной прославленного казачьего атамана, обратившего в бегство хана Кучума и его войско, стал впоследствии символом побед казачьего войска и покорения Сибири в XVI в. На других клеймах — герб города Тобольска и изображения, символизирующие основные занятия населения — ловлю рыбы и выращивание пшеницы.


 
вверх