Открытая колымага* английской работы конца XVI века – самый древний экипаж Оружейной палаты и единственно сохранившийся в мире экипаж подобного типа. Исследователи единодушно относят этот древний экипаж к шедеврам мирового искусства.

Почти прямоугольный, большой кузов экипажа подвешен на ременных поясах и закрыт занавесками. Он пока не оборудован поворотным кругом, не имеет «лебяжьей шейки», рессор, козел для кучера и запяток.

Экипаж богато декорирован резьбой и живописью, некоторые детали выполнены в виде резной скульптуры. По стилю художественного оформления экипаж можно отнести к позднеренессансным произведениям. Расписанные в красно-зеленой гамме горельефные многофигурные композиции в нижней части кузова воспроизводят сцены битвы христиан с мусульманами – на задней стенке, на передней – триумфальное шествие христиан-победителей, на боковых – сцены охоты на кабана, тигра и льва. В сюжетах резьбы отражены сложные отношения европейских государств с Турцией.

На бортах кузова в первом ряду изображены живописные пейзажи с парками и постройками, во втором – сцены охоты. На спусках кузова – красные и голубые цветы в вазах. Живопись, по-видимому, исполнена неизвестным голландским художником конца XVI века. Внутри кузов обит итальянским узорчатым бархатом красно-желтого цвета второй половины XVII века. Глубокое мягкое кресло с подлокотниками у задней стенки кузова и широкая скамья обтянуты итальянским бархатом XVII века, в орнаменте которого преобладает голубой тон. Передняя и задняя части стана колымаги украшены золоченым барельефом и скульптурой в виде аллегорических фигур. Они отличаются тонкой работой и изящным рисунком растительного орнамента. В убранство обеих частей стана включены железные позолоченные ажурные украшения. Колеса экипажа покрыты золоченой рельефной резьбой, которая отличается от остального декоративного убранства: вероятно, они были выполнены позже, во второй половине XVII века.

По вопросу атрибуции экипажа существуют противоречивые мнения. Английское происхождение колымаги не вызывает сомнений и подтверждается документами архива Оружейной палаты: Описями Конюшенной казны 1688, 1692 и 1706-1707 гг. и материалами об обновлении экипажа в 1677-1678 гг. Сложнее обстоит дело с определением времени создания кареты. Одни исследователи относят ее к концу XVI века (А.Ф. Вельтман, А.Ф. Малиновский, П.И. Савваитов), другие датируют колымагу 1620-ми гг. (Г. Крайзель). Также есть версии о том, что экипаж был привезен только после возобновления дружественных отношений между Россией и Англией в числе подарков русского посольства Г. Микулина не ранее конца первой четверти XVII века.

В пользу датировки XVI века говорят конструктивно-техническое и художественное решения экипажа, а также тот факт, что отношения Русского государства с Англией при Борисе Годунове были более дружественные, чем при Михаиле Романове. Наличие на раме задней части стана двух золоченых барельефов с воспроизведением герба Российского государства времени Бориса Годунова, а не Михаила Федоровича, как считал В.К. Трутовский, так же указывает на ранее происхождение кареты. На гербе фигуры выполнены по правилам западноевропейской геральдики, что, несомненно, свидетельствует об ориентации изготовления колымаги «на вывоз»: вероятно, она была сделана специально для подарка в Россию – важному партнеру в торговых делах. В перечислении даров от английского короля Якова I и королевы Анны, привезенных послом Томасом Смитом в 1604 году, имеется экипаж, обитый бархатом. Его можно отождествить с колымагой из Оружейной палаты. Тем более что ярко выраженный репрезентативный характер экипажа свидетельствует о его предназначении в качестве посольского дара.

Судя по архивным документам, колымага использовалась до конца XVII века при выездах царей Михаила Федоровича и Алексей Михайловича и, в частности, во время встречи польского посольства Казимира Сапеги и Михаила Чарторыйского.   

*«колымага» – слово тюркского происхождения и означает «большая повозка». Чтобы управлять таким экипажем, кучер должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей. Для разворота нужна была большая площадь или приходилось вручную заносить задние колеса, поэтому поездка занимала очень много времени.

 
вверх