Четырехместная колымага русской работы выполнена в 1640-х годах и по атрибуции принадлежала боярину Никите Ивановичу Романову. На сегодняшний день она представляет собой единственно сохранившийся образец экипажа русской знати первой половины XVII века. Первым владельцем экипажа был брянский староста Франциск Лесновольский, о чем свидетельствует изображение фамильного герба на накладках, украшающих переднюю и заднюю часть его стана. Подобное изображение было найдено в польском гербовнике, согласно данным которого некоторые представители рода Лесновольских находились под властью Москвы. Фамилия Лесновольских занесена и в Российскую родословную книгу в раздел «Фамилии, значившиеся в Польше и Литве до 1600 г.». Можно предположить, что представители одной ветви Лесновольских, жившие в Брянске, после 1600 года стали русскими подданными и впоследствии получили русское дворянство. Эти данные свидетельствуют в пользу версии об изготовлении экипажа в России. По всей вероятности, Франциск Лесновольский получил этот экипаж в виде награды по указу государя. Следующим владельцем колымаги стал боярин Никита Ивановича Романов, двоюродный брат царя Михаила Романова, игравший значительную роль при русском дворе. Вопрос о том, каким образом колымага попала к боярину и какого его связь с представителем рода Лесновольских, остается открытым. В 1655 году, после смерти Никиты Ивановича Романова, не имевшего прямых наследников, колымага отошла в царскую казну и поступила в Конюшенный приказ.

Особенности конструктивного и декоративного решения экипажа говорят о том, что он был выполнен в 40-х гг. XVII века в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля. Экипаж закрыт – у него есть двери и оконца со слюдой, но по-прежнему нет рессор, лебяжьей шейки и поворотного круга. Небольшой прямоугольный кузов колымаги подвешен на ременных поясах и обит снаружи малиновым бархатом. Экипаж сочетает в себе изящество и лаконичность форм, согласованность всех элементов декора. Стенки и двери его украшены густым, заполняющим всю поверхность, узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с декоративными выпуклыми шляпками. Такой декор получил широкое распространение в XVII веке в искусстве экипажного дела России и стран Западной Европы. В центре каждого квадрата помещена розетка из серебряного галуна в виде восьмиконечной звезды: декоративный прием, характерный для русских экипажей того времени. Слюдяные оконца украшены ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов. По краю крыши кузова размещены балясины – элемент декора в художественном оформлении экипажей, вошедший в то время в моду.

Убранство колымаги дополняют нарядная внутренняя обивка кузова и сиденья, выполненная из дорогого турецкого золотного бархата (ткани турецкого производства высокого ценились на Руси за присущую им декоративность и пышность узора), а также золоченый резной растительный орнамент с крупным жемчужником на деревянных «столпах» передней и задней частей стана. Там же закреплены накладки из просеченного, покрытого позолотой железа с пластичным растительным узором; с тыльной стороны накладок едва заметно изображение герба.

Известный художник В.И. Суриков изобразил этот экипаж на своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».

 
вверх