Сани и возки были самыми распространенными зимними экипажами. При этом до конца XVII века в городах нередко ездили в санях и летом. Езда на санях считалась почетнее езды на колесах, а использование саней летом было привилегией царских и высших духовных особ, а также приближенных к ним лиц.

Документы Конюшенного приказа отмечают большое разнообразие саней русского и иностранного производства XVI-XVII веков, находившихся в то время на кремлевском Каретном дворе, в том числе выходные, покоевые, полевые, «потешные» и панихидные сани. По форме они были приближены к ладье с загнутыми спереди и сзади краями.

Возки, которыми пользовались в зимнее время для переезда на большие расстояния, представляли собой «кабину» с маленькими окошками и довольно широкими дверцами, прототипом для которых служили крытые повозки раннего средневековья. Царь и его семья путешествовали в теплых возках, обитых внутри соболями; в крестовых возках размещались иконы, в постельных – сундуки с царской постелью, а в запасных везли царское белье и платье. «Потешные» возки использовались для игр и катания малолетних царских и боярских детей.

Зимний потешный возок был изготовлен в мастерских Конюшенного приказа в 1689-1692 годах. Подобных экипажей больше нет ни в одном музее мира. Он назывался «потешным», то есть служил для игр и забав царевны Екатерины, малолетней дочери Ивана Алексеевича, брата и соправителя Петра I. Небольшой двухместный кузов возка, оборудованный выкрашенными в красный цвет полозьями, еще сохраняет древнюю традиционную форму, имеет строгий и четкий силуэт, прямолинейные очертания, однако в характере декора проявился стиль барокко.

Несмотря на увеселительную функцию и небольшие размеры, возок дает полное представление о том, как выглядели парадные зимние экипажи XVII века. Боковые и передняя стенки его закрытого кузова дополнены слюдяными оконцами, украшенными крупным узором из тонких полос олова с накладными медными золочеными звездочками и двуглавыми орлами. Внутренняя обивка выполнена из алой восточной тафты XVII века, а стенки кузова обиты красной тисненой кожей с медными «пупчатыми» гвоздиками. Рельефный позолоченный орнамент, сочетающий растительные и флоральные мотивы с изображениями путти и экзотических птиц, эффектно выделяется на красном фоне. Крыша возка обтянута кожей черного цвета.

В публикациях до 1970-х гг. кожу, использованную в отделке возка, определяли как испанскую XVII столетия. Однако по результатам поздних исследований кожаная обивка, скорее всего, была выполнена мастерами Московского Кремля.

 
вверх