Богато украшенный резьбой, сплошь позолоченный четырехместный экипаж типа «большая карета» по праву считается одним из лучших произведений эпохи рококо, не имеющим прямых аналогов ни в одном музее мира. Над созданием столь необычной кареты трудилась целая плеяда выдающихся французских мастеров –  Н. Пинно и А. Дрилеросс, Ф. Буше и Ф. Каффиери. По атрибуции в различных источниках экипаж датировался 1757 годом и мог быть заказан графом К.Г. Разумовским для Елизаветы Петровны*. И. Божерянов утверждал, что карета подарена императрице Алексеем Григорьевичем Разумовским. У М.М. Денисовой и во всех изданиях по Оружейной палате 1950 – начала 1970-хх гг. значилось: экипаж французской работы 1757 года, мастер Бурнигаль, живопись Ф. Буше, подарок К.Г. Разумовского Елизавете Петровне. В то же время по версии Ю. Арсеньева экипаж был расписан художником Жаном Батистом Лепренсом в России. Автор каталога «Экипажи XVI-XVIIIвв.» Л.П. Кириллова предполагает, что карета выполнена в 1754 году, мастером Дрилероссом, чье авторство подтверждается наличием клейма на резных деталях экипажа. По-видимому, этого мастера можно считать создателем как самого экипажа, так и его пышного резного декора. В дальнейшем, на основании архивных документов и прямых аналогий, удалось установить, что экипаж изготовлен не позднее января 1754 года в Париже по рисунку известного французского архитектора Никола Пино, который не раз выполнял заказы российского двора. Бронзовые детали кареты, без клейм, по мнению некоторых исследователей выполнены французским мастером бронзового дела Жаком Каффиери. Также существует мнение, что бронзовый декор кареты изготовлены в мастерской сына Жака Каффиери – Филиппа. Живописные композиции на стенках экипажа считаются произведением знаменитого французского художника Франсуа Буше, о котором известно, что он выполнял орнаментальные вставки для карет и портшезов. Некоторым доказательством авторства Буше служат излюбленные художником образы резвящихся амуров, которые занимают основное место среди других мифологических сюжетов в системе росписи, украшающей данную карету. Такой же версии об участии мастера в создании росписи кареты придерживаются известные исследователи западного искусства А.А. Губер, И.А. Кузенцова, А.Н. Замятин.

Карета оснащена усовершенствованными техническими средствами – коленчатыми рессорами, развитым поворотным кругом, «лебяжьей шейкой», имеет козлы для кучера. Кузов кареты суживается книзу, передняя и задняя его стенки изогнуты в нижней части. Окна и верхняя половина дверей с фигурным завершением закрыты зеркальным стеклом. При создании эскиза этого уникального экипажа Никола Пино максимально увеличивает его размеры и уделяет особое внимание эффектному декоративному оформлению, в котором доминирует золоченая резьба по дереву, трактованная необычайно пластично. Все конструктивные части кареты – швы на спусках, наличники дверных проемов,обрамления дверей и окон украшены крупными ассиметричными завитками, раковинами с причудливо изогнутыми контурами, выполненными крупными срезами. Поверхность передней и задней частей стана и дышло декорированы узором из крупных высокорельфных завитков. Золоченая резьба покрывает и колеса, окрашенные в малиновый цвет. На одной из деталей в нижней части кузова оттиснуто клеймо: A.DRILEROSSE. Резной декор обнаруживает высокое мастерство резчика: клён как материал труден в обработке, при этом его мягкость и пластичность идеально подходят для создания столько сложного рокайльного узора.

Значительное место в художественном оформлении кареты занимает бронза. Особенно интересны прикрывающие рессоры бронзовые рельефные пластины с фигурками путти, играющих вреди волн и цветов. На задней стенке кареты размещены литые, прочеканенные и профилированные накладки в виде рокайльных завитков, цветов и изогнутых веток, представляющие собой отдельные законченные композиции. Рокайльными завитками заполнены фигурные пряжки на ремнях и ручки.

Плавные волнообразные ритмы бронзовых украшений и орнаментальной резьбы по дереву гармонично сочетаются с рокайльным характером живописи на карете, принадлежащей кисти Франсуа Буше. Живописные панно на мифологические темы, выполненные в пастельных серо-голубых, розовых тонах, размещены на стенках кузова и дверях экипажа и придают ему изысканный, завершенный вид. Также упомянуть стоит красоту внутренней обивки кузова кареты и ее намета из малинового бархата, украшенного рельефным золотным шитьем и бахромой из золотных нитей.

Декоративное решение кареты заключает в себе все отличительные черты и выразительные средства стиля рококо. При этом экипаж не вполне следует художественному стилю парижских экипажей своего времени,  в манере исполнения которых проявились признаки нового стиля – классицизма. Форма их стала более спокойной, резьба – мельче, со сложными переплетающимися узорами. Возможно, основные принципы оформления кареты были определены пожеланиями заказчика из России, где рококо только входило в пору своего расцвета.   

*Родной брат Алексея Разумовского – известного фаворита императрицы –, К.Г. Разумовский находился под ее мощным покровительством. В 1744 году Кирилл Григорьевич получил графский титул, в 1746 – стал президентом Петербургской Академии наук, а в 1750 – был назначен гетманом Украины.

 
вверх