Серебряные ложки известны на Руси с конца Х века со времен княгини Ольги. В употребление при дворе они были введены князем Владимиром.

В ХIV-ХVII вв. серебряные ложки являлись предметом обихода князей и бояр, простой люд пользовался деревянными ложками. Драгоценные ложки одновременно являлись и столовым прибором и украшением праздничного стола. Поэтому их оформлению уделялось большое значение. Серебряные ложки золотились, черенок - ручка ложки, украшался различными фигурками, монограммами. В первой половине XVII века черенок ложки был очень коротким, в конце века – напротив, очень длинным и прямым.

Серебряные ложки, принадлежащие патриарху Питириму, выполненные в 70-е годы XVII столетия, имеют короткий черенок и большую чашу. (из. 1)

Ложка, принадлежащая царю Алексею Михайловичу, является великолепным произведением московских эмальеров XVII века. Конец ручки расписан многоцветной эмалью и украшен тринадцатью алмазами и греческими бриллиантами. (из.2).

На Руси в ХVI-XVII веках применялись двузубые вилки, в знатных домах они были серебряные, однако их употребляли редко, заменяя ложками. Широкое использование данного предмета началось во времена Петра I.

Стальная, двузубая вилка, с агатовым черенком – ручкой вилки, выполнена в России в начале 17 века.(из.4) Она отличается простой формой и строгостью оформления. Единственным ее украшением является ручка, выполненная из агата.

Форма вилок к концу 17 века остается прежней, однако художественному оформлению изделий уделяется большое внимание. Особым нарядным декором отличаются вилки из Сольвычегодска.

Стальная двузубая вилка с фигурным череном и серебряной круглой ручкой выполнена сольвычегодским мастером Максимом Буравкиным в 1690-х годах.(из.5)

Вилка с двумя зубцами на фигурном черенке и серебряной округлой ручкой выполнена в конце XVII века неизвестном мастером из города Вятки. (из.6)

В ХVI-XVII веках в богатых домах России употреблялись ножи с оправленными в золото и серебро ручками, украшенными драгоценными камнями. Гостям ножи не подавались, так как еда на столы приносилась уже разрезанной. В это время формы ножей не отличались большим разнообразием. В XVII веке черенок (ручка) ножа бы цилиндрической формы, слегка расширенной к концу или сплющенный с боков. Лезвие выполнялось в виде прямоугольной полосы, с косым срезом на конце.

Особой популярностью пользовались сольвычегодские ножи. Сольвычегодск, где в древнее время добывалась и обрабатывалась железная руда, был в течение всего XVII века крупнейшим центром по производству ножевых лезвий. Ювелиры украшали ножи нарядными ручками. На массового потребителя были рассчитаны ножки с медными эмалевыми оправами, для избранных покупателей царского двора, представителей знати ручки делались из серебра и декорировались эмалью.

Столовый нож с булатным лезвием и серебряной ручкой выполнен в конце в XVII века в Сольвычегодске. (из.7) .

Столовый нож со стальным прямоугольным лезвием со скошенным концом выполнен мастерами братьями Поповыми в конце XVII века в Сольвычегодске. (из.8)

Столовый нож со стальным лезвием и серебряной ручкой, украшенной эмалевыми медальонами с изображениями цветов и фантастических птиц, выполнен в 1690-х годах в Сольвычегодске.(из.9)

 
вверх