В ХVI веке кувшины, по словам историографа Н.И.Костомарова, были с "раздутыми боками". Горлышко их как бы перехватывалось обручами, на крышках помещались литые фигурки, к ручке кувшина иногда приделывалась цепочка. В 17 веке форма кувшинов меняется. Они становятся более высокими и вытянутыми. Кувшины украшались чеканными золочеными и серебряными "ложками", различными мифологическими композициями и цветочным орнаментом.

Изящен по своей форме кувшин, принадлежащий царю Алексею Михайловичу, выполненный в мастерских Московского Кремля в XVII веке. Тулово кувшина и носик связаны между собой изображением двуглавого орла. По венцу сделана надпись "Алексей Михайлович всеи Руси самодержец милостию велики гдрь и великий кнзь".

В кувшине, изготовленном московскими мастерами во второй половины XVII века, явно ощущается влияние западноевропейской утвари. И это не случайно. Ведь в царских мастерских совместно с русскими златокузнецами и серебряниками трудились иностранные ювелиры, что способствовало взаимному обмену опытом и мастерством.

Разновидностью кувшинов являлись рукомои. Рукомой - кувшин на стояне, с большой ручкой. На Руси в XV-XVII вв. рукомои употреблялись как в домашнем быту, так и в официальных церемониях. Во время приемов послов царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1634 году, по свидетельству немецкого ученого Олеария, рукомой вместе с полотенцем и чашей стоял рядом с державой, «чтобы его царское величество, как послы приложатся к его руке, снова мог умыться».

Рукомой, изготовленный в 1676 году мастерами: Афанасьевым, Прокофьевым, Андреевым и Ивановым, принадлежал малолетнему царевичу Ивану, о чем свидетельствует надпись на тулове: "гдря црвича и великого кнзя Иоанна Алексеевича всея великия и малые и белыя России". Его декоративное оформление носит типично русский характер. Античная же по силуэту форма и тонкая, с легким барочным завитком ручка возникли, несомненно, под влиянием каких-то западноевропейских образцов.

 
вверх