С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин чаши".

Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.

Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято пьянство".

Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Оружейная палата обладает великолепным собранием самых различных по материалу, технике исполнения и размерам братин XVII века, изготовленных в мастерских Московского Кремля.

Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: "Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится".

Выделяется небольшая золотая братина, поднесенная царю Михаилу Федоровичу торговыми людьми братьями Судовщиковыми. Она выполнена в первой половине XVII века. Позднее царь подарил ее своей второй жене Евдокии Лукьяновне . Островерхая, конусообразная крышка придает братине удивительное сходство с позолоченными луковичными главками московских церквей.

Художественный интерес представляет братина посольского дьяка Ивана Тарасовича Грамотина, человека очень известного в XVII веке. Он успешно служил Лжедмитрию, польскому королю, потом Михаилу Федоровичу. Возглавлял Посольский приказ.

Из женских братин особенно выделяется необычайно изящная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне. По венцу братинки выведена черной вязью надпись о ее принадлежности.

Заслуживает также внимание женская братина, сделанная на гроб царевны Евдокии Михайловны - дочери царя Михаила Федоровича. Царевна родилась и умерла в 1637 году.

Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановым.

 
вверх