19.09.2007 - 15.01.2008

г. Самара, Самарский областной художественный музей

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Самарский областной художественный музей 

01# Кружка с отъемной крышкойМузеи Московского Кремля представляют на выставке уникальные предметы из собрания русского ювелирного искусства XVIII-ХХ веков, сформировавшегося, в основном, после 1920 года за счет поступлений из императорских дворцов и Государственного хранилища ценностей.

Ювелирные произведения работы выдающихся мастеров демонстрируют смену художественных направлений в ювелирном искусстве – от барокко до модерна.

На выставке представлено более 140 экспонатов. Среди них разнообразные по назначению светские и культовые вещи, ювелирные украшения, выполненные выдающимися московскими и петербургскими мастерами и крупными ювелирными фирмами Сазикова, Никольса и Плинке, Хлебникова, Овчинникова, Семенова, а также произведения мастеров провинциальных городов: Великого Устюга, Тобольска, Вологды.

Вниманию посетителей предлагаются и современные ювелирные изделия, изготовленные на крупнейших заводах нашей страны.

В последней четверти XVII столетия российские мастера познакомились со стилем барокко, который в первой половине XVIII века завоевал признание. На выставке это художественное направление демонстрирует потир в ажурной сорочке работы замечательного мастера Тимофея Ильина, серебряный чеканный стакан с изображением купидона, высыпающего монеты, мастера Тимофея Силуянова, дарохранительница в виде голубя, подвешиваемая над престолом в Благовещенском соборе Московского Кремля как символ Святого духа.

В 1740-е годы модным направлением становится стиль рококо. В этом стиле выполнена бульотка и напрестольный крест работы известного петербургского мастера Захария Дейхмана, изящный литой подсвечник из дворцового сервиза работы Иоганна Кеппинга. Высоким мастерством впечатляет большой потир, не имеющий клейм.

В конце XVIII века мастера и заказчики стали отдавать предпочтение классицизму. На выставке этот стиль представлен предметами, вышедшими из мастерских И.Буха и И.Блома, выполнявшими многие заказы для императорского двора. Образцом классицизма является подносное блюдо работы одного из лучших серебряников Алексея Раткова, подаренное Екатерине II от имени жителей Смоленска.

В конце XIX – начале ХХ века на смену многообразным стилистическим направлениям приходит стиль модерн. Оригинальная конфетница с фигуркой марабу и чаша для пунша эффектно отражают особенности этого стиля. Внимание посетителей, безусловно, привлекут женские украшения и аксессуары XIX века, среди которых особенной красотой и высоким мастерством исполнения выделяются два браслета.

Среди современных эксклюзивных ювелирных изделий 1971-2000 года на выставке представлены работы признанных мастеров Алиния Петрова, Виктории Игнатьевой, Бориса Гладкова и других. Впервые на выставке экспонируется гарнитур Веры Черновой, получивший первую премию на престижном конкурсе бриллиантовых изделий компании «Де Бирс».

 
вверх