08.09.2017 – 14.01.2018

г. Калининград, Музей Мирового океана

Организаторы:
Музеи Московского Кремля
Участники:
Музеи Московского Кремля

05#Икона «Богоматерь Одигитрия» (Обрадованная)

Музеи Московского Кремля в рамках совместной программы с ПАО «ЛУКОЙЛ» специально для Музея Мирового океана в Калининграде подготовили новый выставочный проект, посвященный теме Высшего и монаршего покровительства мореплаванию и мореплавателям. Более ста уникальных произведений XV – начала XIX века из кремлевского собрания, отражающих идеи божественного заступничества за особых людей, связавших свою судьбу с могучей и коварной морской стихией, покинут стены Кремля и прибудут в Калининград в Музей Мирового океана. Монаршее покровительство делу мореплавателей и корабельников – вторая, не менее важная составляющая выставки. Экспозицию отличает большое разнообразие предметов – от икон и шпалерных портретов императоров, наград и холодного оружия, драгоценной посуды и медалей до монет, карманных часов, табакерок, циркуля, чернильного прибора и прижимов для бумаги из кабинета императора Александра I.

Идеи небесного покровительства странствующим по водам отражают произведения русского церковного искусства XV–XIX веков. Перед отправлением в дальние странствия люди обычно молились перед образом Спасителя. Именно это является основным содержанием икон «Деисус» (в переводе с греческого – «моление») с изображением святых в молитвенном предстоянии перед восседающим на престоле Христом. Небольшой деисусный ряд XVI в. мог служить путным (походным) образом, сопровождавшим его владельца в опасных морских плаваниях. Чаще всего с молитвами о заступничестве в морских путешествиях обращались к Богородице. Самый ранний из представленных на выставке образов Богоматери датируется последней третью XV в. и относится к древнему византийскому типу «Одигитрия», в переводе с греческого означающего «Путеводительница». Одно из центральных мест занимают образы святителя Николая, епископа Мир Ликийских, покровительствующего путешествующим и «корабельникам».

В петровскую эпоху, в конце XVII – первой четверти XVIII века, особое значение приобрело почитание апостола Андрея Первозванного. При царе Петре Алексеевиче, считавшем апостола Андрея Первозванного своим покровителем, его имя получил первый российский орден. На выставке представлены знамя с изображением знака ордена апостола Андрея первоначального рисунка, два навершия знамен и обер-офицерский знак с Андреевским крестом – памятники эпохи петровских преобразований.

Особый раздел выставки посвящен теме монаршей воли в создании российского флота и покровительства мореплаванию, где выделено три периода, связанных с российскими правителями – Петром Великим, Екатериной II и Александром I. Смысловым центром каждой из частей экспозиции, посвященной деятельности этих монархов, являются их портретные изображения и принадлежавшие им мемориальные предметы. Особую ценность представляют портреты императоров Петра I и Александра I, выполненные на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре в XVIII–XIX вв., а также уникальный, вырезанный на янтаре портрет императрицы Екатерины II работы кенигсбергского мастера И. Роггенбука.

В группе экспонатов, связанных с именем императора Петра Великого, представлены памятные медали, традиция создания которых в России была заложена в эпоху его правления. Их появление было тесно связано с созданием российского флота, военными походами и победами, в том числе морскими. Одна из медалей посвящена основанию российского флота. Большой интерес представляет редкий золотой червонец 1711 г. с изображением четырех карт в лапах и клювах двуглавого орла, символизирующих господство на четырех морях после взятия Азова в 1696 г.: Белом, Балтийском, Каспийском и Азовском. Не менее интересны и редчайшие образцы холодного оружия петровского времени для морского боя, изготовленные в различных российских оружейных центрах.

Небольшая группа экспонатов связана с выдающимся событием в истории России и ее вкладом в развитие географических знаний – с первым российским кругосветным путешествием под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского в 1803–1806 гг. О первом таком путешествии, начавшемся в день столетнего юбилея основания Петербурга, напоминает небольшая медаль с датами экспедиции на реверсе и портретом императора Александра I.

Завершают экспозицию предметы из Олимпийского сервиза – одного из самых совершенных произведений, созданных на императорской Севрской фарфоровой мануфактуре. Многие из составляющих его изделий содержат изображения сюжетов из античной мифологии, что дало название сервизу. Интересна и судьба этого уникального фарфорового ансамбля, который вместе еще с двумя фарфоровыми комплектами и декоративными тарелками, созданными на лучших парижских мануфактурах, был поднесен Наполеоном императору Александру I в 1807 г. при заключении Тильзитского мира. Он был подписан на реке Неман, которая, как это часто бывало при военных действиях, в этот момент разделяла две армии. Поэтому мир был подписан на самой водной границе, на сооруженном специально для этого крытом плоту, вызывавшим ассоциации с символом спасения – Ноевым ковчегом.

Выставка является важным событием не только для Калининграда, но и в целом для региона, вся история которого тесно связана с морем, и, несомненно, подарит зрителю радость знакомства с подлинными шедеврами отечественного и зарубежного искусства, запечатлевшими становление морской славы России.

 

 

 
вверх