03.09.2021 – 13.12.2021

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына

Организаторы:
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, Музеи Московского Кремля 
Участники:
Музеи Московского Кремля

 

Портрет императрицы Екатерины IIВыставка является первым выставочным проектом Музеев Московского Кремля в Краснодарском крае. На ней представлены уникальные предметы из кремлевского собрания, созданные лучшими западноевропейскими, русскими и восточными ювелирами.

Русский двор XVIII столетия поражал роскошью и богатством ювелирных украшений. Драгоценные изделия для него выполняли лучшие петербургские мастера золотого и серебряного дела, их заказывали или покупали через агентов в Лондоне, Париже, Аугсбурге, Вене. В северную столицу приезжали работать ювелиры из Франции, Швейцарии, Англии, Германии, стран Балтийского региона. При дворе состоял ювелир, который должен был не только изготавливать новые изделия, но и поддерживать в должном порядке украшения императрицы, при необходимости чинить и чистить их. Заказы императорского двора выполняли прославленные петербургские мастера Ж.П. Адор, Ф. Сеген, П.Э. и К.Ф. Теремены, И.В. Бух, Г.Г. Унгер. Они создавали разнообразные предметы, как светские – табакерки, аксессуары, ювелирные изделия, – так и произведения церковного искусства, в первую очередь предназначенные для вкладов Екатерины Великой в российские соборы и монастыри.

На службе в штате Придворной конторы в Сервизной кладовой состояли зильбердинеры – служители, в обязанности которых входило изготовление новых предметов и целых сервизов, дополнение и починка старых, а также чистка и золочение активно использовавшейся серебряной утвари. При дворе императрицы Екатерины II зильбердинером был И.Ф. Кёппинг, которого затем сменил И.Г. Блом.

Предметы роскоши производились и на государственных предприятиях, например, на Петергофской гранильной фабрике. В XVIII столетии в Западной Европе и России возникла мода на ювелирные изделия, создатели которых стремились подчеркнуть природную красоту камня: табакерки, несессеры и часы. В них поделочные камни нередко сочетались с бриллиантами. Это направление стало особенно актуальным в связи с разработками месторождений Урала и Сибири. На Петергофской шлифовальной мельнице, где работали ювелиры З. Боберх, С. Штудерх, Э. Марм, стали изготавливать множество самых разнообразных предметов из агата, яшмы, сердолика, халцедона, в том числе эфесы шпаг, ножи, элементы украшения конской сбруи. Популярен был и минерал марказит, который подвергался огранке подобно драгоценному камню.

Символизировать единство Российской империи и ее финансовую мощь должны были заказанные у лучших европейских мастеров большие столовые сервизы, предназначенные для отправки во вновь открывшиеся после административной реформы 1775 года наместничества. В Екатеринославское наместничество был послан сервиз работы придворных французских серебряников Р.Ж. Огюста и Ш.Л. Спримана.

Драгоценные предметы часто служили дипломатическими дарами, пожалованиями, наградами. Особенно много таких подарков – перстней, табакерок, часов – преподносилось во время путешествий императрицы по России. Эмалевая миниатюра, где Екатерина II изображена в дорожном костюме, выполнена с портрета М. Шибанова, написанного в Киеве во время самого известного вояжа императрицы – путешествия в Крым. Ряд экспонатов связан с именем светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, сыгравшего значительную роль в триумфальной внешней политике Екатерины Великой. Одна из наград, которой императрица отметила его заслуги – золотое блюдо, выполненное петербургским ювелиром Ф. Сегеном. Его необычная форма объясняется тем, что оно служило подносом, на котором командующему Екатеринославской морской и сухопутной силой была поднесена шпага с бриллиантовым эфесом. Решма и булава работы турецких придворных ювелиров, работавших при дворе султана Селима III, в составе роскошного комплекта оружия и конского убранства были подарены императрице Екатерине II по случаю подписания Ясского мира в 1791 году.

Отдельного внимания заслуживает группа изделий, выполненных руками монарших особ – императрицы Екатерины II и великой княгини, а затем императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I, освоившей токарное дело. Среди многочисленных талантов Екатерины Великой были рисование и резьба по многослойным камням. Страстная собирательница резных камей-антиков, она увлекалась изготовлением из бумажной массы слепков камей из своей коллекции. В результате получались подобия инталий, нередко помещавшиеся под стекло. Оправленные в бриллианты, они служили особо ценными пожалованиями императрицы.

Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р"

 
вверх