![01# Дорожный сервиз в кожаном чемодане](/pi/c4m1/i1918/cd92abde-eb5d-46d2-956c-1a6a603fbce4vaugsbrg01-b.jpg)
Дорожный сервиз в кожаном чемодане
Серебро, стекло, шелк, щетина, чеканка, литье, гравировка, резьба, золочение. Чемодан - дерево, кожа, железо, медь, бархат, шелк, шитье, тиснение, клепка, золочение.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Дорожные сервизы, часто также называвшиеся "серебряными чемоданами", представляли собой ящики, в которые помещались предметы для утреннего туалета, посуда для завтрака, чайный и кофейный сервизы, сервиз для шоколада, письменные принадлежности и принадлежности для шитья, а также настольные подсвечники.. Хотя эти предметы, предназначавшиеся для одного человека, сегодня называют "дорожным сервизом", их не предполагалось использовать во время путешествий. Высокая стоимость "серебряного чемодана" ограничивала круг будущих владельцев.
![02# Кружка в стиле](/pi/c4m1/i1918/c0a478f2-70aa-497a-8112-46a01f21e8c5vaugsbrg02-b.jpg)
Кружка в стиле "золотого шинуазри"
Фарфор; серебро, роспись, чеканка, литье, штамп, цировка, золочение.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Для искусства аугсбургских художников, работавших на дому, характерны изделия в китайском стиле, украшенные гравировкой по золоту - в стиле "золотого шинуазри" (так называемые "золотые китайцы"). На кружке можно видеть силуэты трех китайцев за накрытым столом, еще один человек раздувает огонь под чайником. Самой известной аугсбургской мастерской, в которой делали гравировку по золоту, была мастерская братьев Абрахама и Бартоломея Зойттеров. В период с 1722 по 1729 г. она получила многочисленные заказы от Мейсенской манyфактуры.
![03# Богоматерь](/pi/c4m1/i1918/713cba49-0a4b-44c3-9fba-3180a45a3d2avaugsbrg03-b.jpg)
Богоматерь Апокалипсиса
Дерево, резьба.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Мария изображена в иконографическом типе "Мадонны на полумесяце" или "Мадонны Апокалипсиса", который восходит к Апокалипсису или Откровению Иоанна Богослова, где он повествует о своем видении женщины, рождающей ребенка, и преследующего его дракона. Эта женщина, которую христианская церковь отождествляет с Марией, была, по словам Иоанна, одета "облечена" солнцем, имела на голове венец из двенадцати звезд и луну под ногами. Фигура не имеет подписи мастера. Исходя из стилистических особенностей, ее приписывают аугсбургскому мастеру Себастьяну Лошеру, который считается одним из ведущих аугсбургских скульпторов эпохи Возрождения.
![04# Блюдо со свадебными гербами семей патрициев Мойтинг и Герварт](/pi/c4m1/i1918/dfc7bd10-6196-4a7a-9112-e1d6e29ed06dvaugsbrg04-b.jpg)
Блюдо со свадебными гербами семей патрициев Мойтинг и Герварт
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Большое блюдо с цветочным декором было изготовлено в одной из венецианских мастерских по производству майолики по случаю свадьбы аугсбургского коммерсанта Ганса Мойтинга (1490-1525) с патрицианской Доретеей Герварт (1493-1548) 27 января 1516 года. В его декоре использованы гербы этих знатных семейств. Герб Мойтингов представляет собой изображение синего медведя на золотом фоне, герб Гервартов включает красную сову на белом фоне.
![05# Ратушная площадь Аугсбурга](/pi/c4m1/i1918/e7e12776-fc78-4f22-aabf-66b87b1ba5f8vaugsbrg05-b.jpg)
Ратушная площадь Аугсбурга
Холст, масло.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
На картине изображена Ратушная площадь в том виде, какой она имела до перестройки ее Элиасом Холлом. В ее левом углу изображена старая городская бойня, в которой аугсбургские мясники продавали мясо. На заднем плане слева – сторожевая башня Перлах с символом имперской власти – двуглавым орлом. К ней прилегает квадратная площадь рыбного рынка, который заканчивается погрузочными рядами. За ними видна колокольня францисканского монастыря Марии Звезды, уютно расположенного в квартале ремесленников. Поодаль справа изображено здание старой ратуши, предшественницы ныне стоящей, построенной в период 1615-1620-е гг. архитектором Элиасом Холлом. Светлое здание в правом углу – дом собраний аугсбургский патрициев, которые именовались "поколения" или "роды". В центре Ратушной площади стоит фонтан "Август", создание которого было завершено в 1594 году. Картина дает живое представление о жизни имперского города Аугсбурга начала XVII века.
![06# Медаль с портретом Филиппины Вельзер](/pi/c4m1/i1918/cb0b78fc-3e66-4ed5-8cb9-0d740cdb91d8vaugsbrg06-b.jpg)
Медаль с портретом Филиппины Вельзер
Серебро, литье (Филиппина).
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Филиппина Вельзер (1527-1580 гг) родилась в Аугсбурге в семье Франца Вельзера. В 1556 году она познакомилась с эрцгерцегом Фердинандом II Тирольским (1529-1595), вторым сыном императора Фердинанда I. В 1527 году состоялось тайное – из-за буржуазного происхождения Филиппины – бракосочетание. После девятнадцатилетнего супружества Папа Римский Григорий XIII освободил супружескую чету от обета сохранения тайны. Филиппина была любима своими поданными, ее называли "матерью Тироля". Она составила поваренную книгу, которая еще и сегодня хранится в замке Амбрас, подаренном ей мужем. Надпись на лицевой стороне медали указывает на то, что она была изготовлена после смерти Филиппины по повелению самого эрцгерцога Фердинанда в память о любимой супруге.
![07# Жертвоприношение Диане](/pi/c4m1/i1918/5ecf40db-6b9e-47b2-8df8-4b1d0ef2b028vaugsbrg07-b.jpg)
Жертвоприношение Диане
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
На картине изображено жертвоприношение Диане оленя перед ротондой, напоминающей храм искусства в Тиволи, изображение которого Шенфельд неоднократно использовал в своих работах. Композиция картины делится на две части: слева изображена группа жрецов с чашей курильницей, справа – двое слуг, подносящие празднично украшенного, приносимого в жертву оленя. Из семи слуг выделяются двое бородатых жрецов, с покрытыми головами, в руках стоящего в центре – книга, впереди шествует женщина в руке с фанфарой, другие участники этой церемонии несут факел и чашу. Богиня охоты Диана с луком и стрелой, в диадеме с лунным серпом, изображена в виде скульптуры на пьедестале внутри ротонды, украшенной рельефом со сценой жертвоприношения.
![08# Кубок цеха пивоваров](/pi/c4m1/i1918/88f216c0-077a-4434-a2f9-4b20dafadff4vaugsbrg08-b.jpg)
Кубок цеха пивоваров
Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Внешние поверхности кубка украшены ветками и колосками. Навершием крышки служит фигура одетого в латы бородатого воина с поднятым мечом и щитом. На его голове надет венок из колосьев. На щите фигуры декорирована дата: 9 мая 1778 г.
![09# Эскиз настольного украшения - пладеменаж](/pi/c4m1/i1918/21bd2072-00b1-434b-8bac-fe6937696a44vaugsbrg09-b.jpg)
Эскиз настольного украшения - пладеменаж "Охота"
Бумага, перо, серая размывка, акварель.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Настольное украшение представляет собой легкое архитектурное сооружение, увитое листвой, в центре которого разыграна сцена охоты. Перед ним стоят фигурки мужчины и женщины с ружьями. На арке вверху сидит охотник, направивший свое ружье на взлетающего голубя. На вершине настольного украшения помещена фигура богини охоты Дианы. Ее фланкируют два путти, один из которых держит охотничий рог, а другой ружье. Еще один путто, изображенный в рокайльном завитке слева, украшает архитектурное сооружение цветочной гирляндой.
![10# Сервиз с золотыми гербами](/pi/c4m1/i1918/a974fe7d-a9d5-41f0-ad30-be4799fae515vaugsbrg10-b.jpg)
Сервиз с золотыми гербами
Фарфор, роспись, золочение, цировка.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
От первоначального многопредметного сервиза сохранились только кофейник, молочник, чаша для ополаскивания чайных листьев, пять чайных и одна кофейная чашка с блюдцем. Вероятнее всего сервиз являлся свадебным подарком. В 1751 году состоялась свадьба старшего судьи и ответственного надзирателя Вольфганга Якоба фон Зульцера (1723-1802) и Регины Барабары фон Амман (1728-1767). Очевидно, по случаю знаменательного события этот белый мейсенский сервиз был расписан золотыми гербами в Аугсбурге, в мастерской семьи Зойттер. Фарфор с гербами был репрезентативный, но золотые гербы встречаются на мейсенском фарфоровом заводе крайне редко.
![11# Эмалевый экран](/pi/c4m1/i1918/01b1af6d-07c0-4e98-957a-c435f99a9ac6vaugsbrg11-b.jpg)
Эмалевый экран
Медь, чеканка, эмаль.
Происхождение: по легенде из австрийского замка принца Евгения Савойского; в 1950 г. приобретены на антикварном рынке в Германии.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Экраны, расписанные эмалью, представляют собой серию аллегорических изображений стихий – Воздуха и Воды, а также частей света – Америки, Европы, Африки и Азии. Возможно, что первоначально они служили накладками, украшавшими шкаф-кабинет. Эмальерное искусство, с успехом развивавшееся во Франции в XVII веке, было с большим успехом воспринято в Аугсбурге в середине столетия. Но вскоре сам Аугсбург стал значительным центром эмальерного искусства с выдающимися представителями, такими как семьи Шнелль, Пристер, Ауффенверт и Зойттер.
![12# Сосуд для гостий](/pi/c4m1/i1918/d9c4641f-39bb-47f6-bb7b-c427b8c1fc51vaugsbrg12-b.jpg)
Сосуд для гостий
Серебро, литье, чеканка, пунцирование, гравировка, золочение.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, музей Максимилиана.
Сосуд для гостий был предназначен для богослужения в евангелической, францисканской, церкви Аугсбурга и служил для хранения гостий (облаток), раздававшихся во время причастия (Евхаристии). Он выполнял ту же функцию, что и дарохранительница в католической церкви. Сосуд изготовлен по образцу библейского ковчега Завета, как он описан в книге Исхода. Оформленные в виде Ковчега Завета сосуды для гостий типичны для евангелических церквей в Аугсбурге. Они вызывали в воображении верующих мысли об обновлении Ветхого Завета через Иисуса Христа и были выражением возрождения самосознания аугсбургских протестантов после многих лет страданий в Тридцатилетней войне.
![13# Рельеф](/pi/c4m1/i1918/b097cbec-8e78-46f1-9eea-f21bd8aca4ecvaugsbrg13-b.jpg)
Рельеф "Основание Аугсбурга римлянами"
Бронза, литье, чеканка, огненное золочение.
Художественные собрания и музеи Аугсбурга, Музей Максимилиана.
Данный рельеф повествует об основании Аугсбурга римлянами. В 15 г. до н.э. пасынки Августа Тиберей и Друз начали с завоевания Альп и заселенных кельтскими винделиками предгорий Альп. На рельефе на переднем плане, перед «кулисой» захваченного римлянами города Цизарис (предшественника Аугсбурга, названного по имени богини Цизы), изображен идущий за упряжкой волов римский первосвященник с покрытой головой; он пропахивает борозду, устанавливающую границы новой колонии Рима – Сolonia Augusta. За ним слева – едущий на коне римлянин со штандартом, на котором изображен герб нового поселения, шишка пинии. В центре римские воины разыгрывают отдельные мелкие участки земли. Отдельные сцены связаны с церемонией основания римской колонии, как ее описал в своей латинской хронике города Аугсбурга 1594 г. ученый-гуманист Маркус Вельзер, являвшийся в 1600-1614 годах попечителем города.