12.12.2007 - 06.04.2008

Одностолпная палата Патриаршего дворца

Организаторы:
Музеи Московского Кремля 

01# Шапка КазанскаяМузеи Московского Кремля представляют уникальную коллекцию произведений искусства, время создания которых связано с эпохой правления царя Ивана Грозного. Однако выставка не о личности царя. Ее цель - показать через художественные памятники, которые на Руси в эпоху Средневековья заменяли философские трактаты, высокое художественное качество и глубину постижения христианских истин. В период грозненского правления завершился процесс формирования единого централизованного государства во главе с царем-самодержцем, над которым трудились на протяжении трех веков московские князья. Необходимость укоренения идеологии Московского царства потребовало особой программы, в осуществлении которой не последняя роль отводилась искусству. Создаются яркие, идеологически насыщенные памятники, в которых утверждается святость царского рода, законность права Ивана IV на царский венец, идея богоизбранности русского народа и Русского государства, высокий авторитет Русской церкви, как хранительницы истинной веры.

Первый раздел выставки посвящен формированию идеального образа царя-помазанника Божьего, защитника православной веры. Этот процесс отражают: Шапка Казанская - царский венец, выполненный в кремлевских мастерских в честь присоединения к Московскому государству Казанского ханства в середине XVI века, грамота вселенских патриархов, подтверждающая венчание на царство Ивана Грозного, жалованная грамота великого князя Ивана IV игумену Соловецкого монастыря Алексею, ковш Ивана Грозного с надписью титула.

Свидетелями величайшего исторического события на Руси, венчания на царство Ивана Грозного в 1547 году, являются саккос митрополита Макария, напрестольное Евангелие из Благовещенского собора, крест напрестольный, вложенный Грозным в Соловецкий монастырь, ставротека или "Филофеевский крест" - наиболее почитаемая родовая, а затем и государственная реликвия, которой благословляли на великое княжение, а потом на царство старших сыновей.

Процесс сакрализации власти развивался на протяжении всего царствования Ивана Грозного. По заказу царя было создано царское моленное место - Мономахов трон, украшенный рельефами, излагавшими историю обретения русскими князьями - мономахова венца. Два из них представлены на выставке. Появление на свет царского наследника в 1551 году ознаменовалось зарождением традиции написания так называемых родимых икон, создававшихся в меру роста новорожденного младенца, что придавало им статус реликвии царского рода. На выставке посетитель может увидеть мерные иконы, выполненные в честь рождения сыновей Ивана Грозного - Федора, Ивана и Дмитрия. Представленные на выставке иконы с образом святого Иоанна Предтечи - покровителя царя, Грозный рассылал в покоренные Москвой города, символизируя, таким образом, свое присутствие в этих землях.

Идея богоизбранности русских и их особого спасительного пути объединяла царя и его народ. Второй раздел выставки отражает всемирно-историческую миссию России и Русской церкви при Иване Грозном. В московской культуре распространяются и пользуются большой любовью иконы, в композиции которых присутствуют образы молящегося мира - идеального православного общества. На выставке это иконы "Покров Богородицы", "О Тебе радуется", "Собор Богородицы", "Приидите людие" и другие. Характерны для этой эпохи и апокалиптические настроения, однако они не окрашены в мрачные тона. Радостное почти пасхальное торжество, гордость обретения права именоваться Святой Русью прослеживается в иконах "Апокалипсис" и "Страшный суд", которые предлагаются вниманию посетителей.

Тема взаимоотношения художественной культуры, власти и веры интересна не только специалистам, но и широкой публике. Выставка останется в памяти любителей и знатоков истории и искусства как одно из важнейших событий этого года.

Генеральный партнер проекта
АБ

 

 
вверх