20.03.2013 - 14.07.2013

Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля

В истории Российского государства очень важное место принадлежит великому князю Ивану III. Он стал князем на последнем, завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы (1462-1505). Обладая даром стратегического мышления, он сумел выявить и поставить перед страной главные задачи, определив те направления политики, которые суждено было развивать его сыну Василию III и внуку Ивану IV Грозному. Именно в царствование Ивана III начался поиск новой парадигмы развития России, выразившейся, прежде всего, в появлении тезиса «Москва – Третий Рим». Главные положения этой доктрины были окончательно сформулированы чуть позже, при Василии III, а при Иване IV получили незыблемую форму идеологической программы.

Одна из основных тем выставки – «Византийское наследие и личное благочестие государя» – посвящена раскрытию главного тезиса московских идеологов, доказывавших право русских государей, состоявших в кровном родстве с византийскими императорами, наследовать павшей под ударами турок империи. Сюда вошли произведения, позволяющие отчетливо проследить наследование идей и символов Византии. Особую группу составляют предметы личного благочестия – мощевики, наперсные кресты, панагии, принадлежавшие великому князю и членам его семьи, которые являлись в глазах современников самыми вескими доказательствами «семейного единства и братства» с императорами.

Вторая тема выставки – «Собирание Руси» – включает в себя памятники, отражающие исторический процесс вхождения русских земель в Московское княжество. Третья тема, которую можно назвать – «Потомок святого Владимира» – демонстрирует произведения, раскрывающие обращение к собственным историческим корням, к истории великокняжеского рода.

Четвертая тема – «Путь к автокефалии» – призвана отразить курс великого князя на утверждение автокефалии Русской церкви. На этом пути первоочередной задачей для Ивана III стало возвышение авторитета Церкви через прославление русских святых, в первую очередь, иерархов. Именно при Иване III обновлена память святого митрополита Петра и утвержден его культ как молитвенника не только за Москву, но и за всю Русскую землю.

Названием последней темы – Ioannes Vasilii dei gratia magnus dux (Иван Васильевич, Божьей милостью великий князь) послужил фрагмент латинской надписи, высеченной на плите, украсившей Спасскую башню со стороны Красной площади. Здесь собраны произведения, свидетельствующие об интенсивных культурных контактах созданного Иваном III Великого княжества Московского как с Востоком, так и с Западом.

Представленные на выставке уникальные памятники и архивные документы помогают лучше понять и оценить важность эпохи Ивана III в истории и культуре нашей страны.

СПОНСОРЫ

 
вверх