15.03.2019 – 30.05.2019

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца

Организаторы:
Музеи Московского Кремля
Соорганизаторы:
Музей дворца (Гугун), Пекин

ИмператорВ Музеях Московского Кремля пройдет выставка из собрания пекинского Музея дворца (Гугун), посвященная, главным образом, времени правления императора Цяньлуна (1736–1796), основным вехам его жизни, преисполненной яркими военными и политическими свершениями, а также придворному церемониалу эпохи Цин. Выставка является первой частью двустороннего культурного проекта между Россией и Китаем. Его второй частью станет экспозиция из собрания Музеев Московского Кремля «Церемониалы российского императорского двора», которая откроется в Музее дворца (Гугун) 8 августа 2019 г. 

Повседневная жизнь и официальные мероприятия цинского двора подчинялись строгому церемониалу. Самым главным и торжественным ритуалом являлась интронизация нового императора, состоявшая из многочисленных, детально разработанных церемоний. В императорском дворце Пурпурного Запретного города церемонию восшествия на престол провели десять императоров династии Цин. Этим объясняется богатство сохранившейся в Музее дворца (Гугун) коллекции экспонатов, связанных с интронизацией.

Правление императора Цяньлуна – одного из самых прославленных правителей в истории Китая – отмечено военными успехами и достижениями в политике, распространением тибетского буддизма, а также особым отношением просвещенного правителя к древнему культурному наследию. Он строго соблюдал устои предков, много читал и сочинял, почитал ритуалы и музыку как традиционные признаки цивилизованного государства, и тем самым завершил преемственность исконно китайских духовных традиций маньчжурской династией.

Цинские императоры положили в основу государственной политики принцип «управлять Поднебесной посредством сыновней почтительности». Чтобы побудить каждого человека действовать в соответствии с этим принципом, правители должны были подавать личный пример своим поведением. В этом отношении император Цяньлун был подлинным образцом проявления сыновней любви.

Ревностно занимаясь государственными делами, император Цяньлун не упускал при этом из виду и занятия «для души». Будучи разносторонним и талантливым человеком, он обладал тонким эстетическим вкусом и лично контролировал изготовление разнообразных произведений прикладного искусства при дворе. Правление императора Цяньлуна можно по праву назвать «золотым веком» культуры поздней империи.

Особая ситуация сложилась при цинском дворе, когда после шестидесяти лет правления император Цяньлун передал трон преемнику, императору Цзяцину, но в статусе «Высочайшего императора» продолжал «наставлять делам управления», сохраняя реальную власть в своих руках.

На выставке будет представлено более ста экспонатов, среди которых – символы власти, парадные одеяния императоров и императриц, украшения костюма, портреты, произведения живописи и каллиграфии, документы, мемориальные предметы, в том числе подарки императора Цяньлуна его матери, а также парадная утварь, музыкальные инструменты и ритуальные предметы, использовавшиеся во время главных государственных церемоний и в придворном обиходе.

 
вверх