03.11.2023 – 28.02.2024

Парадный вестибюль Оружейной палаты 

Организатор:
Музеи Московского Кремля
Участники:

Музеи Московского Кремля; Государственный исторический музей, Москва; Музей Москвы;  Государственный музей палехского искусства, Палех; Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва; Нижегородский государственный художественный музей; Государственный центральный музей современной истории России, Москва; Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург; Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург;  Мстёрский художественный музей 

 

Портрет К.Е. Ворошилова

Выставка посвящена выдающемуся политическому деятелю Советского Союза – Клименту Ефремовичу Ворошилову (1881–1969). Пройдя путь от луганского рабочего до Председателя Президиума Верховного Совета СССР, он еще при жизни стал символом эпохи. Ему посвящались песни, литературные произведения, в честь него называли города и военную технику. В 1928 году его изображение было включено в скульптурную композицию на монументе «Республика», расположенном на площади Таксим в Стамбуле, а в 1930-е годы в Ворошиловграде (ныне Луганск) ему был установлен прижизненный памятник работы скульптора В.И. Мухиной.

Экспозиция в Московском Кремле, на территории которого вплоть до 1962 года проживал К.Е. Ворошилов (его квартира располагалась в Большом Кремлевском Дворце), включает принадлежавшие ему ордена и награды, личные вещи из его кабинетов, редкие фотографии, маршальский мундир 1940-х годов. Объединившая десять отечественных музеев выставка раскрывает образ К.Е. Ворошилова в советском официальном искусстве, – в работах И.И. Бродского, С.В. Сварога, Е.А. Кацмана, – и в памятниках скульптуры, графики и даже в лаковой миниатюре. Созданный советскими художниками образ представляет Климента Ефремовича и как красноармейца, бесстрашно идущего в атаку на боевом коне, и как тонкого политика, наркома обороны Советского Союза.

Выставка также освещает отношения Климента Ефремовича с творческой интеллигенцией того периода. В 1947 году при его содействии Всероссийская академия художеств была преобразована в Академию художеств СССР. В ближайшее окружение К.Е. Ворошилова входили известные художники А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, с которыми его связывала многолетняя дружба. Исаак Бродский посвятил ему несколько работ, в том числе последнее крупное полотно, представляющее К.Е. Ворошилова как олицетворение советского спорта – «Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке». На выставке представлена автолитография И.И. Бродского «Портрет К.Е. Ворошилова». На протяжении 1930-х годов К.Е. Ворошилов близко общался с писателем М. Горьким. На картине Василия Сварога «Ворошилов и Горький в тире» запечатлено их соревнование в стрельбе в Центральном доме Красной Армии. Климент Ефремович сыграл ключевую роль в попытке возвращения в Россию художника Ильи Репина. Особенно тесная дружба связывала его с Александром Герасимовым, народным художником СССР, академиком и президентом Академии художеств СССР, автором одной из самых известных картин, посвященных наркому «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». Миниатюрное воспроизведение этой работы можно будет увидеть на выставке на крышке шкатулки работы П.И. Мещанинова из Нижегородского государственного художественного музея.

Посетить выставку можно по входному билету в Оружейную палату. 

 

 

 
вверх