09.04.2013 - 11.08.2013

Успенская звонница Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля

История реставрации в Музеях Московского Кремля уходит своими корнями в XIX столетие. Новый этап в ее развитии относится к послереволюционным годам, когда в Кремле была организована реставрационная мастерская, а в штате самого музея появилась должность реставратора. Но в 1938 году эта должность была упразднена и появилась вновь только в 1963 году, когда в музее открылась реставрационная мастерская. Таким образом, в год проведения данной выставки возрожденный отдел научной реставрации и консервации Музеев Московского Кремля отмечает свое пятидесятилетие.

В наши дни отдел состоит из четырех секторов: реставрации металла, реставрации живописи, реставрации тканей и реставрации бумаг, книг и графических материалов. В них работают высокопрофессиональные художники-реставраторы. В выставке принимают участие все четыре сектора, причем ряд экспонатов демонстрирует совместную работу реставраторов разных специальностей. Для показа отобраны памятники, прошедшие реставрацию в последние десять – пятнадцать лет. На выставке экспонируется девяносто пять экспонатов, относящихся к различным эпохам и стилям – с XIV по XX столетие. Они дают возможность познакомиться с многообразием коллекций музея, собранных в одном зале. Многие предметы связаны со знаменитыми историческими деятелями и выполнены выдающимися мастерами.

Среди множества значимых памятников истории и культуры на выставке можно видеть экспонаты, ставшие в результате реставрации подлинным открытием. Например, оплечье и зарукавья саккоса митрополита Симона, реставрация которых дала возможность по достоинству оценить изысканный рисунок и великолепную пластику серебряных дробниц с чеканными образами святых и поставить их в ряд лучших произведений московских мастеров рубежа XV–XVI вв. На выставке также представлен саккос митрополита Алексия, реставрация которого сопровождалась обширными научными исследованиями, позволившими выбрать оптимальные методы очистки и укрепления тканей и шитья, а также проследить историю бытования облачения и реконструировать его первоначальный облик.

Раскрытие иконы "Святая Троица" стало подлинным событием для истории русской иконописи. Иконография и стиль иконы позволяют видеть в ней выдающееся по своим художественным достоинствам произведение иконописца конца XV века, созданное в ближайшем окружении Дионисия и сотрудничавших с ним мастеров, но имевшего собственную манеру и творческие приемы письма.

Работа музейного реставратора, как и музейного хранителя, связана с каждодневным наблюдением за состоянием памятников в экспозициях и фондах, за соблюдением оптимального режима их хранения. Эта текущая музейная работа позволяет вовремя принимать необходимые меры по консервации и реставрации. Именно совместная работа реставратора и хранителя обеспечивает сохранение произведений в музее. Познакомиться с последовательностью действий и особенностями работы можно благодаря тому, что несколько памятников представлены на выставке в процессе реставрации.

За последние десять – пятнадцать лет произошли значительные улучшения в условиях работы реставраторов в Музеях Московского Кремля – переезд в новые просторные мастерские и обновление реставрационного оборудования. Современное оснащение реставрационных мастерских, технические новшества, используемые в работе, позволяют выполнять реставрацию на высочайшем профессиональном уровне.

Многие из экспонирующихся произведений хранятся в музейных хранилищах и только на выставке можно познакомиться с ними. Значительная часть предметов впервые представлена широкому зрителю. Каждый музейный памятник имеет свою неповторимую судьбу. Бережное хранение произведений искусства при постоянной заботе реставраторов и музейных специалистов позволяет значительно продлить их жизнь. Это было бы невозможно без профессионального мастерства и знаний реставраторов, владеющих искусством сохранять искусство.

СПОНСОРЫ

 
вверх