07.05.2009 - 13.09.2009

США, Вашингтон, Смитсониевский институт

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Смитсониевский институт 

01# Щит Музеи Московского Кремля демонстрируют на выставке восточные сокровища русских царей - уникальный комплекс, исторически сложившийся в результате культурных взаимосвязей Русского государства с соседними странами. Это блистательное собрание не имеет аналогов в мировых музейных коллекциях. В его составе - парадное оружие, великолепное конское убранство, изделия из золота и драгоценных камней, роскошные ткани, то есть все то, что на протяжении длительного периода времени было востребовано в жизни царского двора и использовалось в оформлении важнейших государственных церемоний.

Самые ранние памятники восточной коллекции Музеев Кремля представляют искусство Золотой Орды. Скорее всего, мастерами XIV века был выполнен перстень–печать, который по преданию связывается с именами московского митрополита Алексея и ханши Тайдулы, вылеченной святителем от слепоты. К XV веку может быть отнесен шлем–маска, связанный с древними традициями культуры кочевников.

Ядро выставки составляют дипломатические дары и торговые привозы XVI - XVII столетий из Ирана и Османской империи.

Среди изделий иранских мастеров к шедеврам мирового значения по праву относится знаменитый щит работы мастера Мухаммеда Мумина Зернишана. Вся поверхность предмета, выкованного из цельного листа булатной стали, украшена фигуративными изображениями, выполненными в технике золотой таушировки. Тщательностью исполнения и великолепным художественным оформлением отличаются, представленные на выставке пернат, палаш и сабля в ножнах. Особую группу составляют памятники иранского искусства, выполненные из золота или имеющие золотую оправу, украшенную драгоценными камнями. В их числе - кинжал в ножнах, привезенный иранским купцом Моххамедом Казимом в 1617 году, посох, поднесенный патриарху Филарету в 1630 году, оголовь 1641 года, рог буйвола в золотой оправе, подаренный царю Алексею Михайловичу посольством правительства Голландских Штатов в 1665 году. Прекрасными образцами представлено на выставке и узорное ткачество Ирана XVI-XVII веков. Примером служат конские покровцы, сшитые в России из иранских тканей с растительной орнаментикой и использовавшиеся во время парадных царских выездов. Огромный интерес вызывает и покровец – завеса с вытканным изображением герба Венецианской республики – львом св. Марка.

Дипломатические и торговые связи России с Турцией возникли почти сразу же после образования турецкого государства со столицей в Стамбуле, в конце ХV века.

Из турецкого текстиля часто выполнялись предметы так называемого "хоромного наряда" - комплекса вещей для повседневного и парадного убранства царских парадных и жилых покоев. К ним относится большая завеса, которая заменяла собой комнатные перегородки в убранстве жилых царских покоев.

На выставке прекрасными образцами представлено турецкое оружие. Особенно интересен шлем, использовавшийся при московском дворе во время торжественных военных смотров в качестве царского наголовья и получивший местное название "шапка ерихонская". Практически всеми своими видами демонстрируется холодное оружие: сабли, палаши, кинжалы и т.п.

К работе придворных стамбульских мастеров можно отнести и большую часть предметов парадного конского убранства, привезенных ко двору русских правителей. Большая группа драгоценного конского снаряжения, в числе которых находилась и попона (чепрак) была в составе привоза 1656 года турецких купцов - греков Авраама Родионова и Дмитрия Константинова.

Основная часть памятников турецкого ювелирного искусства, находившихся в казне русских царей, может быть соотнесена с деятельностью стамбульских мастерских. Среди них предметы, выполненные из поделочных камней: шарообразная чаша из нефрита, привезенная греком Юрием Панагиотом в 1632 году ко двору царя Михаила Федоровича, хрустальная кружка - дар константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса, поступившая к московскому двору в этом же году, ароматник из привоза 1656 года, лазуритовая чернильница – "калемдан" для тростникового пера.

Привозившиеся в большом количестве из Стамбула золотые запоны с драгоценными камнями охотно использовались русскими мастерами при декорировании многих предметов светского и церковного обихода. Среди них - золотая дарохранительница из Благовещенского собора Московского Кремля, выполненная, скорее всего, мастерами Золотой палаты Кремля, и парадное седло работы мастеров Конюшенного приказа.

Выставка уникальных памятников искусства стран Востока, сохраняемых на протяжении нескольких столетий на территории Московского Кремля, способствует формированию представления о Музеях Кремля как исторической сокровищнице не только русского, но и зарубежного, в частности, восточного искусства.

 
вверх