28.11.2003 - 12.04.2004

Германия, Мюнхен

Организаторы:
Выставочный зал фонда Хипо-культур 

1# Модель Александровского дворца в яйце из нефритаМюнхенский выставочный зал фонда Хипо-культур представляет экспозицию "Фаберже и Картье: соперники при царском дворе". В число попечителей проекта входят представители многих знатных семей Европы. Его куратором является д-р Геза фон Габсбург, а организатором д-р Йоганн-Георг фон Гогенцоллерн, директор мюнхенского Кунстхалле. Зрители увидят более 100 экспонатов, происходящих из частных коллекций и крупнейших музеев России, Германии и США.

Проект призван осветить историю взаимоотношений двух ювелирных фирм в период с конца XIX века и до первых десятилетий XX. Начало соперничества относят к 1904 году, когда Cartier были закуплены у Фаберже несколько украшений и перепроданы под собственным именем в Париже. Дома постоянно копировали друг друга, продавая множество практически идентичных украшений. Искусствоведы полагают, что оригиналы все же принадлежат Фаберже. В 1908 году русские ювелиры, используя свои связи, пытались не допустить открытия представительства иностранного конкурента в столице империи. Однако у Cartier также нашлись влиятельные поклонники при Дворе, и планы Фаберже были нарушены. Чтобы показать на каком фоне происходила борьба, на выставке представлены шедевры французских фирм Boucheron, Chaumet, Fouquet, Lalique и Vever и российских ювелиров царской России.

Музеи Московского Кремля представляют в Мюнхене 10 шедевров из своей коллекции. Среди них яйцо с моделью Александровского дворца в Царском селе, выполненное в 1908 году мастером Г. Вигстремом. А также стальное яйцо, сделанное в 1916 году для императрицы Александры Федоровны. Сюрпризом этого пасхального подарка является миниатюра работы Василия Зуева. Она изображает императора Николая II во время беседы с командным составом армии. Несмотря на минимум изобразительных средств, это яйцо является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают дух и настроение военных лет.

 
вверх