banner

Победа в Великой Отечественной войне вызвала у народов Советского Союза, наряду с чувством гордости и патриотизма, небывалый взлет интереса к истории родной страны, наглядным символом и воплощением которой оставался Московский Кремль. Росту внимания к кремлевским памятникам способствовало и широко отмечавшееся 800-летие Москвы. Число посетителей музея-сокровищницы в 1947 г. достигло 65 тысяч человек, тогда как в предвоенные годы оно не превышало нескольких тысяч.

Церковный зал Оружейной палаты в послевоенные годы

Стремительный рост количества экскурсантов поставил перед директором Н.Н. Захаровым и сотрудниками музея задачу совершенствования послевоенной экспозиции Оружейной палаты.
Музей, открывшийся после реэвакуации из Свердловска, включал в себя следующие семь залов-отделов: каретный, конюшенную казну, коронационный, западного серебра, русского оружия, бытовой и церковный. Экспозиционными стали и два зала – круглый и восьмигранный, ранее использовавшиеся как служебные помещения. Из-за нехватки новых витрин, выполненных по проекту архитектора Д.П. Сухова, пригодились старые, дореволюционные шкафы. Так как музей не располагал обивочными тканями, вместо них в витринах были использованы шторы из дворцовых покоев, а экспозиционные стенды сотрудники сколачивали сами из эвакуационных ящиков и теса. При размещении экспонатов пришлось отказаться от запланированного комплексного показа памятников в Коронационном отделе. Этот принцип был применен лишь в витрине «бытового отдела», где были представлены предметы императора Петра I – его одежда, сапоги, ларец и ковш «Всепьянейшего и всешутейшего собора». Всего  в послевоенной экспозиции насчитывалось около 9 тысяч предметов, это означало запредельную наполненность витрин. Ремонт помещений, замена оборудования, использование передовых экспозиционных методов,  создание нового этикетажа, более четкая систематизация предметов стали насущным требованием времени.  В столице страны  – победителя,  музей, где хранились уникальные памятники истории  и шедевры отечественных и зарубежных мастеров, должен был соответствовать своему высокому статусу.

Меры 1946 – начала 1950-х гг. по совершенствованию экспозиции затронули все ее основные разделы. Наряду с опытными сотрудниками Н. В. Гордеевым и А.А. Гончаровой в работе принимала активное участие пришедшая в Кремль молодежь – К.В. Донова, Е.И. Смирнова, Т.Г. Григорьева, Л.В. Писарская.

Сотрудницы музея в 1950-х гг.: (слева направо), сидят – К. В. Донова, М. А. Кирильцева, О. С. Владимирова; стоят – А. А. Гончарова, Н. Е. Боровская.

В 1947 г. к юбилею Москвы открылась экспозиция пасхальных подарков, ее ударными экспонатами стали знаменитые пасхальные яйца работы фирмы Фаберже. Экспозиция Оружейной палаты являлась и отражением перемен, происходивших в мире. В 1950 г., после провозглашения Китайской Народной республики, дружественной Советскому Союзу, изделия китайских мастеров ХV–XVIII вв. были выделены в особую группу и выставлены в витрине на первом этаже.

В 1950–1951 гг. в здании палаты проводились значительные ремонтные работы. Наряду с ремонтом и покраской стен, сводов и окон, на втором этаже был настлан дубовый паркет, произведена частичная замена оборудования. Новые витрины и стенды, обитые бархатом под основной цвет музейных залов, создали единое колористическое решение интерьеров. Были установлены и лампы дневного света, сделавшие показ предметов более ярким и выразительным. Для экспонирования оружия использовались витрины в форме пирамид, а для демонстрации доспехов были изготовлены манекены. Главным при размещении экспонатов был хронологический принцип.

«Бытовой отдел» Оружейной палаты. (Открытка 1956 г.)

Посетившие Оружейную палату специалисты Государственного исторического музея, знакомые с прежним обликом залов, высказали ряд замечаний, но в целом оценили экспозицию положительно. Удачной была признана демонстрация светского костюма ХVIII–ХIХ вв., западных доспехов и предметов вооружения работы мастеров Оружейной палаты ХVI–ХVIIвв., а также так называемый «бытовой отдел». В 1952 г. был закончен ремонт круглого зала второго этажа палаты.
Уделялось внимание и другим направлениям деятельности. Сотрудники Отдела сохранения исторических ценностей и памятников Московского Кремля в ведении Управления Комендатуры, как назывался тогда музей, писали научные статьи, вели учетную и реставрационную работу.

5 марта 1953 г. – умер И. В. Сталин, почти тридцать лет возглавлявший Советский Союз и его коммунистическую партию. Состоявшийся в феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС осудил культ личности. Пересматривались многочисленные дела «врагов народа», безвинно пострадавших в 1930-х–1940-х гг. 

Решительные перемены затронули и Московский Кремль. В дни зимних школьных каникул 1 января 1954 г в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца была устроена елка для ребят, после нее и дети, и их родители осматривали дворец, соборы и Оружейную палату. А с 11 марта по приказу коменданта Кремля А. Я. Веденина в музее вводился ежедневный двухразовый прием посетителей в рабочие дни и трехразовый – в воскресные и праздничные. В группу экскурсантов входило 50 человек, из расчета 800 человек в день или 20 тысяч в месяц.

Л. В. Писарская с экскурсантами. Фото 1950-х гг.

29 июля  на научном совещании музея выдвигалась новая задача – «работать над тем, чтобы каждая вещь этого единственного собрания в мире нашла свое место, научно продуманное с исторической точки зрения, и более выигрышное с точки зрения показа». Основные разделы экспозиции оставались прежними. В связи с ростом числа посетителей в 1954–1955 гг. штат увеличился на 29 человек. Обучением новобранцев ­–выпускников столичных ВУЗов, занимались опытные музейные сотрудники.

Открытие 20 июля 1955 г. свободного доступа в Московский Кремль имело огромное культурное, пропагандистское и даже политическое значение.

Боровицкие ворота Московского Кремля и Оружейная палата. Фото 1955 г.

Коренные москвичи, приезжие из самых дальних уголков нашей страны и со всех концов мира могли убедиться в том, что древние сокровища сохранились и по-прежнему находятся в старейшем музее Москвы. Этому событию были посвящены десятки газетных и журнальных публикаций, радиопередачи. Но самым ярким и объективным отражением того, какие чувства вызывали у посетителей выставленные предметы, являются их искренние, восторженные отзывы в «Книге записи впечатлений».
Однако не все экскурсанты были удовлетворены обновленной экспозицией. Большую роль в судьбе музея сыграло направленное в Президиум Верховного Совета письмо посетивших Оружейную палату вместе с делегатами Всесоюзного съезда писателей консультанта Большого театра С.А. Орешникова и лауреата Сталинской премии писателя Н. З. Бирюкова. В этой связи у коменданта Кремля А.Я. Веденина 20 декабря 1955 г. состоялось совещание с приглашением С.А. Орешникова, представителей Оружейной палаты и других музеев, а также известных ученых – историков, искусствоведов, архитекторов. Собравшиеся прошли по залам палаты, а затем ознакомились с предложениями и замечаниями Орешникова и детально рассмотрели их. Он критиковал экспозицию за перегруженность, отсутствие четкой системы и предлагал даже перестроить ее по типу исторического музея или музея истории ремесла, выступал против показа коронационных костюмов как «нетипичных для эпохи», предлагал ограничить количество экспонатов конца ХIХ – начала ХХ вв., а парадный выезд показывать без манекенов лошадей.

«Царский выезд» в каретном зале Оружейной палаты. (Открытка 1956 г.)

Позиция консультанта Большого театра не нашла поддержки музейных сотрудников и ученых. В своих выступлениях они указывали на недопустимость перепрофилирования Оружейной палаты – музея-сокровищницы, обладающего уникальным собранием шедевров российского и мирового искусства. Много было возражений и против отказа от единственной в мире демонстрации в музее царского выезда, а также против изъятия коронационных нарядов русских императриц, безусловно, не типичных для своего времени, но являющихся «яркими чертами эпохи» и лучшими образцами мастерства портных, отражающими при этом моду и стиль своего времени.

В результате удалось отстоять своеобразие кремлевского музея, оставить его экспозицию почти без изменений, лишь улучшив показ отдельных предметов. Вскоре началась активная работа по устранению недостатков. Уточнялся этикетаж, переставлялись предметы в витринах. Вероятно, в связи с возросшим потоком посетителей в Оружейной палате и музеях-соборах, приведшим к актуализации пропагандистского, популяризационного направления деятельности, был назначен новый руководитель  – А.М. Андреев, прошедший путь от директора средней школы в Ивановской области до заведующего сектором пропаганды и агитации Управления делами ЦК ВКПб. Н. Н. Захаров был переведен на должность заместителя начальника, а по сути главного хранителя музея.

В преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. были проведены большие работы по ремонту и усовершенствованию экспозиции. С 25 июля по 15 августа этого года гостями кремлевского музея стали более сорока тысяч человек из 120 стран.

По Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР Оружейная палата, а также кремлевские соборы и церкви с апреля 1960 г. были переданы в ведение Министерства культуры СССР. Новое учреждение – Государственные музеи Московского Кремля – возглавил директор Иван Ильич Цветков. Для кремлевского музея началась следующая глава в его многовековой истории.

Марина Кировна Павлович,
кандидат исторических наук, 
заведующая сектором 
современной документации 
Музеев Московского Кремля

 

 
вверх