В 1674 году король Швеции  Карл XI отправил в Москву посольство, которое возглавлял член государственного совета Густав Оксеншерна.  Вторым и третьим послами были назначены Х.Х. фон Тизенхаузен и Готтхард Юхан фон Будберг, в качестве переводчика их сопровождал Самуэль Эосандер. Истинные цели визита шведских дипломатов держались в тайне, а предложение определить границы между странами и обсудить торговые отношения служили лишь предлогом. Выдающуюся роль в этой дипломатической  миссии сыграл офицер-специалист по фортификации Эрик Пальмквист (1650-1676), взятый для того, чтобы зарисовать по пути всё, представляющее интерес. Сделанное Пальмквистом описание  в рисунках пути посольства получило международную известность, некоторые из его путевых зарисовок часто публикуются в наши дни.       

Посольство отправилось в путь зимой, им пришлось преодолевать часть пути на санях. Первый рисунок в труде Пальмквиста показывает переход шведами границы при Муравейно.  Слева изображены шведские сани, русские ожидают с восточной стороны границы с санями.    

Сохранился список подарков, розданных шведами в знак расположения по пути в Москву и обратно. Их получили воеводы, выполнявшие в пути роль хозяев, а также проводники и толмачи. На аудиенции в Кремле от короля и легатов царю были подарены тридцать два серебряных предмета. Вдовствующая королева Хедвига Элеонора послала личные подарки царице Наталье Кирилловне Нарышкиной. Среди них были: ларец, украшенный филигранью, стол с витыми ножками  и серебряными накладками и «всякого рода другие предметы женской галантереи и раритеты». Королева живо интересовалась искусством и художественными изделиями и делала заказы, особо понравившимся ей художникам и мастерам. Она покровительствовала многим златокузнецам немецкого происхождения, чьи произведения были отобраны для посольства.       

Дары посольства от Карла XI включают предметы, которые, похоже, выбирались специально для того, чтобы отражать личность и интересы короля и представлять желаемый образ шведского монарха и его намерения. В перечне даров упоминается  блюдо и кувшин, изготовленные в 1673 году в Аугсбурге Генрихом Маннлихом. 

Гарнитур был новым, вполне вероятно, его заказали специально для посольства в Россию. Фигурная композиция блюда представляет триумфальное шествие царя Саула. Черты его лица напоминают юного Карла XI, которого представители шведского богословия эпохи Великодержавия прославляли как наследника ветхозаветных царей – божественных избранников. Парный блюду кувшин выполнен в виде римского всадника на вздыбленном коне, в шлеме с плюмажем и развевающейся мантией.    

По традиции, к моменту достижения совершеннолетия наследник престола полностью овладевал рыцарским искусством. У Карла XI это удачно совпало с его широко известной страстью к лошадям и конному спорту. Шведскими правителями было послано в Москву настольное украшение «Воин на коне», в виде всадника, облаченного в доспехи римского воина, сидящим на вздыбленном коне. Этот предмет, разумеется, должен был стать эффектной составляющей парада даров в Кремле, но он также указывал и на особый интерес к лошадям у королей, находившихся на шведском троне.     

Самым удивительным и оригинальным среди даров является большой судок в виде пятиглавого дракона. Предмет изготовлен златокузнецом Николаусом Бройманом,  работавшим в Стокгольме. Его имя указывает на немецкое происхождение, как и имя еще одного стокгольмского мастера Германа Кауфмана, также создававшего серебряные изделия для посольства 1674 года. Услугами обоих златокузнецов многократно пользовалась вдовствующая королева Хедвига Элеонора.


01# Фонтан настольныйФонтан настольный

Аугсбург, 1673 г.
Иоганн Генрих Маннлих Старший или Ханс Якоб Маир.
Подарен королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.
Серебро; чеканка, пунцирование, золочение.

Настольный серебряный фонтан состоит из блюда-бассейна и кубка с помповым устройством. В центре блюда чеканная композиция «Моисей, иссекающий воду из скалы». Главной в смысловом отношении является сцена, где доминирующий над группой первосвященников Моисей жезлом иссекает воду из скалы, и из нее изливаются бурные потоки. С обеих сторон от Моисея, в других композициях, - группы людей с сосудами и животные.   В центре бассейна округло-овальный омбелик,  внутри которого укреплены две литые скобы, фиксирующие кубок-фонтан.

На борте блюда в лавровых венках помещены четыре круглых чеканных медальона с профилями римских императоров.

Фонтан выполнен в виде чеканного частично позолоченного кубка с чашей на литой скульптурной ножке и на высоком чеканном основании. Внутри кубка укреплена круглая пластина со сливом-спицей в центре, лежащей рядом трубкой-насосом и фигурной пробкой, закрывающей отверстие. На поверхности кубка чеканены три сцены: «Исход евреев из Египта», «Фараоново войско в водах Красного моря», «Шествие с ковчегом».

Скульптурная ножка сосуда представляет собой фигуру обнаженного коленопреклоненного мужчины, согнувшегося под тяжестью сосуда, который покоится на его левом плече.

Основание кубка-фонтана состоит из двух частей: верхней, выпуклой «земли» под ногами мужчины,  и нижней части, расчеканенной пышными цветами.


02# Блюдо-лохань «Торжество Давида над Голиафом»Блюдо-лохань «Торжество Давида над Голиафом»

Аугсбург, 1673 г.
Генрих Маннлих.
Серебро; чеканка, пуансон, золочение.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Серебряное  блюдо с чеканной фигурной композицией «Торжество Давида над Голиафом» составляет часть рукомойного гарнитура. Увенчанный лавром победитель – Саул в развевающейся мантии – стоит в квадриге. Юный Давид помещен в центре композиции, спиной к зрителям, с мечом и щитом голиафа в руках и с пращой, висящей у бедра. Колесницу царя сопровождают вооруженные всадники и пешие войны, несущие трофеи: отрубленную голову Голиафа, шлем и копье. С левой стороны от героя находятся  танцовщицы с музыкальными инструментами, справа – мужчина в тюрбане, гарцующий на лошади, наблюдает за происходящим. На переднем плане стоит собака. Борт блюда украшен четырьмя овальными медальонами с чеканными аллегорическими изображениями времен года. Между овалами с аллегориями помещены четыре чеканные композиции с крылатыми  гениями Славы и воинскими атрибутами; вверху – шлем Давида в окружении щитов с фигурой Геркулеса с палицей и львиным маскароном в лавровом венке.

Саул напоминает некоторыми чертами молодого короля Швеции Карла XI, изображенного на гравюре среди участников рыцарской карусели, устроенной в Стокгольме по случаю его  восшествия на престол в 1672 году.  Кроме блюда в рукомойный гарнитур входит настольное украшение, изображающее война на коне.

На оборотной стороне блюда-лохани гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности к Казне, с указанием веса – 13 фунтов без 6 золотников по 9 рублей за 1 фунт. Далее следует надпись о том, что блюдо было прислано в дарах от короля Швеции и вручено царю   30 марта 1674 года.


03#  Настольное украшение «Воин на коне»Настольное украшение «Воин на коне»

Аугсбург, 1673 г.
Мастер Генрих Маннлих.
Серебро; литье, чеканка, пуансон, золочение.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Сосуд «Воин на коне», прежде всего, является украшением стола. На вздыбленном коне сидит всадник, облаченный в доспехи римского воина, на его плечах развевающийся плащ; в одной руке он держит жезл, в другой сжимает поводья.  Его лошадь с силой рвется вперед. Лишь ее задние копыта опираются на постамент, который украшают медальоны с античными профилями и изображения фруктов.

Туловище лошади служит сосудом. Под ее челкой  расположено  отверстие для  воды.  Подобные изделия производились в Аугсбурге известным чеканщиком по серебру Генрихом Маннлихом.

На оборотной стороне основания настольного украшения гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 10 фунтов 72 золотника. Далее следует пространная надпись о том, что настольное украшение было прислано в дарах от короля Швеции и вручено на аудиенции у царя 30 марта 1674 года.


04# Ваза-рассольник – фонтан настольныйВаза-рассольник – фонтан настольный

Аугсбург, 1640-1645 гг.
Мельхиор I Гельб.
Серебро, металл недрагоценный; чеканка, литье, пунцирование.
Подарена королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Ваза-рассольник представляет трехъярусный серебряный фонтан со скульптурными деталями на фигурном основании. Последовательно расположенные друг над другом литые фигуры Нептуна, Тритона и Бахуса являются несущей конструкцией фонтана.

Верхняя раковина съемная, она закреплена на небольшом стержне, вставленном в цветочную розетку, помещенную на голове Бахуса. Внутри большой раковины, поддерживаемой Нептуном, находится литая фигурка коленопреклоненного  Тритона с поднятыми вверх руками, удерживающего на голове бочку, на которой верхом сидит Бахус. Ножка фонтана – фигура Нептуна. Он стоит в широкой позолоченной раковине-подножии с высоким ажурным завитком на конце. Высокое частично золоченное основание расчеканено цветочным орнаментом с фигурками плывущих по волнам  лебедей, держащих в клювах змей.

В Италии издавна было принято разбавлять вино водой, что считалось признаком умеренности и галантного поведения. В XVII веке этот обычай стал распространяться и в европейских странах к северу от Альп. В фонтане вино стекало из маленькой верхней чаши вниз, в большую чашу, где оно смешивалось с водой и подавалось гостям. Программа настольного украшения, возможно, навеяна мифом, сообщенным Гомером: Дионис, оказавшийся в плену у пиратов, превратил мачту в виноградную лозу, а корабль затопил вином. Обезумевшие пираты бросились в море и обратились в дельфинов.


05# Настольное украшение – судок с фигурой драконаНастольное украшение – судок с фигурой дракона

Стокгольм, 1670-1673 гг. 
Николаус Бройман.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

В собрании музея хранится уникальный экспонат — единственный образец работы стокгольмских мастеров 1670-х годов, выполненный в духе политического шаржа. Это фигура пятиглавого дракона, символизировавшего католическую, антишведскую коалицию в Тридцатилетней войне (1618-1648). Она послужила основой настольного украшения — судка для специй. Некогда на его орнаментированном раковинами подносе стояли четыре флакона для уксуса и масла, перца и соли, из которых лишь два последних сохранились до наших дней. Мастер Николаус Бройман создал чеканную сплошь позолоченную фигуру крылатого чудовища, проработав его тело пуансоном под чешую. Пасть каждой из голов дракона на длинных изгибающихся шеях широко раскрыта, но лишь у одной из них сохранился незолоченый пикообразный язык. Такой же формы завершение имеет изогнутый хвост. По-видимому, ранее в поднятых передних лапах дракон держал щит. Его четыре головы служат кронштейнами для свечей. Они увенчаны коронами, в которые вставлены съемные частично позолоченные профитки, а над пятой головой в центре впаян держатель чашечки для лимонов. Это причудливое настольное украшение было привезено в 1673-1674 годах посольством короля Карла XI царю Алексею Михайловичу.


06# Кувшин рукомойныйКувшин рукомойный

Аугсбург, 1659-1663 гг.
Давид Бессман.
Серебро, недрагоценный металл; чеканка, литье, пуансон.
Подарен королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Рукомойный серебряный кувшин выполнен в виде глубокой раковины морской улитки, с высокой ручкой, на скульптурной ножке и овально-круглом основании.

По обеим сторонам корпуса-раковины расположены спиралевидные выпуклости, расчеканенные под рыбью чешую. На передней стенке кувшина чеканена кнорпель-маска, обработанная пуансоном.

Ножка кувшина – это литая незолоченая фигура шагающего путто с поднятыми вверх руками, в развевающейся юбке, стянутой перевитым поясом.

Чеканная позолоченная крышка неподвижно прикреплена к задней части корпуса. Крышка расчеканена кнорпель-орнаментом, имеет фигурный край, а в центре – чеканное куполообразное возвышение, декорированное резными листьями, проработанными пуансоном. 

Декор кувшина, как и декор борта блюда имеет непосредственное отношение к морю. Золотых дел мастер, используя различные техники, передает фактуру водорослей, раковин и морских животных.

На оборотной стороне основания кувшина гравирована надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 2 фунта 84 золотника по 9 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что сосуд был прислан в дарах от короля Швеции и вручен на аудиенции у царя 30 марта 1674 года.


07# Кувшин рукомойный в виде кружкиКувшин рукомойный в виде кружки

Амстердам, 1654 г.
Николас Хойер.
Подарен королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Рукомойный кувшин выполнен в виде чеканной кружки с треугольным носиком на невысоком основании, с литой фигурной ручкой. На его боковых сторонах помещены фигуры обнаженных  путти в драпировках. Носик кувшина расчеканен кнорпель-маскараном. Сложная ручка в кнорпель-стиле состоит из двух пожирающих друг друга дельфинов, а ее окончание представляет собой изящно изогнутый рыбий хвост. Фигурное основание декорировано крупными цветами  с мотивами кнорпеля.

Рукомойный кувшин является единственным предметом голландского происхождения, включенным в шведские серебряные дары XVII века.  На оборотной стороне основания кувшина гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса. Далее следует пространная надпись о том, что кувшин был прислан в дарах от короля Швеции и вручен на аудиенции у царя 30 марта 1674 года.


08# Сосуд рукомойный «Лебедь»Сосуд рукомойный «Лебедь»

Стокгольм, 1643-1670 гг.
Герман Кауфман.
Подарен королем Карлом XI царю Алесею Михайловичу.

Посольством Карла XI было преподнесено интересное изделие – кувшин, выполненный в виде стоящего на овальном основании лебедя с короной на шее и распростертыми крыльям. Корпус кувшина – полое тело птицы, расчеканенное «под перо» является сосудом для жидкости. Голова на длинной шее – это отвинчивающаяся крышка. Место отъема маскирует литая ажурная съемная корона. В клюве лебедя есть отверстие для слива.

Позолоченное основание чеканено мелкими волнами, на каждой из боковых сторон – плывущий дельфин с хищной головой. Под лапами лебедя – позолоченная раковина морской улитки. Рукомойный кувшин – работа стокгольмского златокузнеца Германа Кауфмана – представляет собой один из немногочисленных предметов шведского происхождения, входящих в королевский дар 1674 года. Лебедя с короной на шее соотносят с гербом семьи фон Сормари, который голштинская принцесса, ставшая королевой Швеции Хедвигой Элеонорой, внесла в шведский королевский герб.

На оборотной стороне основания сосуда гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 3 фунта 69 золотников по 9 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что сосуд был прислан в дарах от короля Швеции и вручен на аудиенции у царя 30 марта 1674 года. На крыле птицы гравировано ЛЕБЕДЬ БЕЛА.


09# Блюдо-«века» «Полигимния»Блюдо-«века» «Полигимния»

Аугсбург, 1655-1660 гг.
Ханс Йорг Ланг.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Серебряное литое блюдо-«века» с двумя ручками и на трех ножках  украшено в центре чеканным изображением музы Полигимнии, сидящей на фоне лесного пейзажа. В ее правой руке – кадуцей, у ног лежит приоткрытая книга.

На Полигимнии наряд с мягкими драпировками. Фигура выполнена в технике высокой, а пейзаж – низкой чеканки. Борт блюда разделен на восемь чеканных резервов с крупными  чеканными цветами в центре. Литые чеканные ручки декорированы кнорпель-масками, перетекающими друг в друга и образующими в центре более сложную маску. Ножки блюда представляют собой литые, чуть сплюснутые шарики.

На оборотной стороне дна блюда гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 4 фунта 69 золотников и 4 фунта 22 золотника. Далее следует пространная надпись о том, что блюдо было поднесено в дарах от третьего посла короля Швеции Карла XI Готхарда Юхана фон Будберга и вручено на аудиенции у царя в 1674 году. Также процарапан вес «132 лода».   


10# Блюдо «Кефал и Прокрида»Блюдо «Кефал и Прокрида»

Аугсбург, 1637-1639 гг.
Давид Бессман.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Серебряное позолоченное блюдо украшено в зеркале чеканной композицией «Кефал и Прокрида».       

На фоне пейзажа изображены Кефал в античном доспехе и шлеме с плюмажем, с копьем и Прокрида. Левой рукой она вырывает у Кефала копье, а правой с трудом удерживает на поводке собаку. Фигуры Кефала, Прокриды и собаки выполнены в технике высокой чеканки. Одежда персонажей проработана пуансонами  разного вида, так что воспроизведена фактура драгоценной ткани. Пуансон использован мастером и для передачи шерсти собаки. Изображения второго и дальнего планов – каменная стена, руины, лес – выполнены в технике низкой чеканки и дополнены гравировкой и легким пунцированием.

На оборотной стороне основания блюда гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 2 фунта 75 золотников по 9 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что блюдо было прислано в дарах от короля Швеции и вручено на аудиенции у царя 30 марта 1674 года.  


11# ПодсвечникиПодсвечники

Аугбсург, 1670-1673 гг.
Серебро; чеканка, пуансон, золочение.
Подарены королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Настольные серебряные подсвечники с  профитками    созданы в форме витого столбика со свечной трубкой, украшенного вьющейся виноградной лозой с плодами, выполненной в чеканке низкого рельефа.  Основание подсвечников украшено шестью чеканными цветами, заключенными в круги. Чеканный декор круглых профиток с широкой нависающей полочкой и волнистым краем повторяет декор основания. В описи 1676 года подсвечники упомянуты как дары короля Швеции.


12# БлюдоБлюдо

Аугсбург, 1664 г.
Абрахам II Варнбергер.
Серебро;чеканка, пунцирование, золочение.
Подарено королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Серебряное чеканное блюдо украшено пасторальной сценой. На фоне сельского пейзажа на переднем плане сидят под деревом  пастух и две девушки, у их ног две собаки. На заднем плане в низком рельефе, подчеркнутом гравировкой и пунцированием, изображен пастух со стадом овец. Борт блюда украшен крупными чеканными цветами с пышными листьями. На оборотной стороне блюда гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 1 фунт 75 золотников по 9 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что блюдо было прислано в дарах от короля Швеции и вручено на аудиенции у царя 30 марта 1674 года.  


13# КружкаКружка

Аугсбург, 1655 г.
Давид I Швестермюллер.
Серебро; чеканка, литье, гравировка.
Подаренв королем Карлом XI царю Алесею Михайловичу.

Муфта серебряной чеканной кружки украшена композицией на сюжет из античной мифологии – «Амфитрита и рыбалка сирен». По кругу расположены четыре группы морских божеств, плывущих в прибрежных волнах на фоне камышей: Амфитрита, тритоны и сирена в окружении маленьких пути-тритонов, с раздвоенными хвостами, пунцированными под «рыбью чешую». Массивная ручка выполнена в виде фигурного кнорпель-завитка.

Крышка и основание расчеканены в технике высокого рельефа четырьмя веерообразными раковинами, украшенными гравировкой и пунцированием, чередующими с четырьмя накладными литыми серебряными кнорпель-масками. На оборотной стороне основания кружки гравирована кириллицей надпись, сообщающая о ее принадлежности Казне, с указанием веса – 5 фунтов 48 золотников по 10 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что кружка была прислана в дарах от короля Швеции и вручена на аудиенции у царя 30 марта 1674 года. Затем указан другой вес – 5 фунтов 37 золотников.   


14# Кружка «Триумф Посейдона и Амфитриты»Кружка «Триумф Посейдона и Амфитриты»

Аугсбург, 1659-1663 гг.
Давид I Швестермюллер.
Серебро; чеканка, литье, пуансон.
Подарена королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Посольством Карла XI царю Алексею Михайловичу была преподнесена серебряная чеканная кружка с фигурной ручкой и с откидной крышкой. Поверхность кружки украшена чеканной композицией «Триумф Посейдона и Амфитриты». В прибрежных водах в раковине-колеснице, запряженной парой гиппокампов, восседают Посейдон и Амфитрита. Торжественная процессия включает нереид и тритонов. Изображения выполнены в технике высокой и низкой чеканки, дополнены гравировкой и проработаны пуансоном.

Невысокое выпуклое основание кружки украшено золоченым цветочным орнаментом с крупными цветами на вьющихся стеблях с листьями. Сплошь позолоченная литая ручка представляет собой изогнутый растительный завиток с шестью отростками. В центре выпуклой крышки, на гладкой, чуть приподнятой выпуклости – круглый золоченый литой шарик.

На оборотной стороне основания кружки гравирована кириллицей надпись, сообщающая о ее принадлежности казне, с указанием веса – 3 фунта 59 золотников по 10 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что кружка была прислана в дарах от короля Швеции и вручена на аудиенции у царя 30 марта 1674 года. На венце гравирована кириллицей надпись, сообщающая, что 25 июля 1676 года государь и великий князь Федор Алексеевич пожаловал  (кружкой) боярина дворецкого и оружничего Б.М.Хитрово.


15# СтаканСтакан

Аугсбург, 1637-1639 гг.
Ханс Йорг Ланг.
Серебро; чеканка, литье, пуансон.
Подарен королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Поверхность серебряного чеканного стакана украшена изображениями античных богов,  выполненных в технике низкой чеканки. Меркурий, Аполлон и Миневра представлены с соответствующими атрибутами. Фигуры заключены в кнорпель-картуши, промежутки между которыми украшены кнорпель-орнаментом с включенными в него веерообразными раковинами.

Минерва со щитом и копьем в руках изображена в трехчетвертном повороте. Правая рука Аполлона едва касается лиры. В руках у бегущего Меркурия кадуцей. Земля под ногами фигур представляет собой луг с цветами.

Фигуры античных божеств незолоченые, а атрибуты и детали одежд – позолочены. Чеканные рельефы исполнены в мягкой живописной манере.

На оборотной стороне основания стакана гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 3 фунта 66 золотников по 10 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись  о том, что стакан был прислан в дарах от короля Швеции и вручен на аудиенции у царя 30 марта 1674 года. В более поздней надписи указан другой вес – 3 фунта 55 золотников.


16# КрошняКрошня

Аугсбург, 1570-1673 гг.
Вольфганг II Юн. 
Серебро; литье, чеканка, гравировка.
Подарена королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу.

Корпус серебряной чеканной крошни расчеканен крупными пышными цветами и вьющимися виноградными лозами с плодами. На нижней части корпуса чеканен поясок из листьев аканта. Ручки выполнены в виде свернутых листьев аканта.  Внутри,  на дне чаши, – выполненная в технике высокой чеканки незолоченая связка плодов.        Верхняя часть частично позолоченной крышки украшена литым чеканным натюрмортом, состоящим из крупных позолоченных полых плодов и ягод, лежащих в незолоченых листьях. Они закреплены подвижно. С одной стороны крышка соединена с корпусом штифтом, с другой на ее краю находится навесная петля в виде листа аканта с прорезью.

     На оборотной стороне основания крошни гравирована кириллицей надпись, сообщающая о ее принадлежности Казне, с указанием веса – 14 фунтов 45 золотников по 8 рублей за 1 фунт. Далее следует пространная надпись о том, что крошня была поднесена в дарах от первого посла короля Швеции Карла XI Густава Оксеншерны и вручена на аудиенции у царя в 1674 году.


 
вверх