В результате работы заседания Ученого совета, состоявшегося 21 ноября 2006 года в конференц-зале Оружейной палаты, была детально обсуждена художественная концепция экспозиции в помещениях колокольни Ивана Великого.

С докладом "Результаты музеефикации Колокольни Ивана Великого" выступил заместитель Генерального директора по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры, доктор искусствоведения Баталов А.Л.

В своем выступлении Баталов А.Л. отметил, что впервые, в истории музеев Кремля готовится экспозиция, основанная на материале, включающем уникальный комплекс архитектурных и декоративных деталей, образцов белокаменной резьбы, графические изображения, фотоматериалы, планы и чертежи кремлевских построек, не дошедших до наших дней. Значительную часть экспозиции составит археологическая коллекция, сформировавшаяся, в основном, из памятников, обнаруженных в ходе раскопок на территории Московского Кремля, в частности найденных фрагментов исчезнувших соборов, воздвигнутых не только Иваном Калитой (фрагменты Успенского собора, Спаса на Бору), а также при Дмитрии Донском и Василии Дмитриевиче (детали Благовещенского собора). Экспозиция, выстроенная на уникальном исследовательском материале по истории, топонимике и геологии Московского Кремля, создана на основе трех главных компонентов: подлинных фрагментов, мультимедийных средств и уникальных интерьеров колокольни Ивана Великого и звонницы.

Далее директором АНО "Музей будущего", доктором искусствоведения Лебедевым Алексеем Валентиновичем и ведущим научным сотрудником Института культурологи Российской академии наук, кандидатом исторических наук - Дукельским Владимиром Юрьевичем была продемонстрирована художественная концепция экспозиции колокольни Ивана Великого, представленная в виде компьютерной презентации и текстового комментария. Экспозиция имеет следующие разделы, распределенные по отдельным помещениям колокольни Ивана Великого:

1. "Ранний Кремль (до середины XV века)" - нижний ярус, 1-й этаж.
2. "Кремль конца XV - XVII вв." - нижний ярус, 2-й этаж.
3. "Кремль, которого не было" (нереализованные проекты XVIII века), "Кремль с птичьего полета" - ярус звонов.
4. "Современный Кремль" - гульбище (смотровая площадка).

Экспозиция построена на основе синтеза архитектурных, предметных и мультимедийных средств. Мотив ступеней, ярусов, общей устремленности вверх всей конструкции колокольни подчеркивает художественное решение экспозиции. Особую роль приобретают реальные и виртуальные окна, открывающиеся в историческую застройку, в миниатюры, гравюры и т.д. Впервые в музейной практике проекции помещаются внутрь витрины. Экспонаты в ряде случаев становятся частью проекции. Экспозиционные подиумы, выполненные из стекла, имеют ступенчатую конструкцию. На них размещаются архитектурные детали. Используемое в проекциях увеличенное изображение архитектурных фрагментов превращает их в самостоятельные произведения искусства. Витрины в значительной степени представляют собой отделенные стеклом части интерьера колокольни: ниши, каморы, оконные проемы, даже лестничные площадки и марши. Благодаря активному использованию мультимедийных средств и света, экспозиция каждого из этажей колокольни может рассматриваться как самостоятельный сеанс, в рамках которого раскрываются отдельные сюжеты, состоящие из эпизодов. В определенной степени в экспозиции формируется новый подход к музейному показу архитектуры.

В ходе обсуждения было заслушано общее мнение члена Ученого совета - Кучкина В.А., главного научного сотрудника Института Российской истории РАН, Доктора исторических наук и его замечания по содержанию исторической части концепции. Выражено предложение более подробно проработать раздел экспозиции, посвященный истории раннего Кремля (до XV века).

В завершении заседания члены Ученого совета в целом одобрили художественную концепцию экспозиции. Научный руководитель музея, Кандидат исторических наук А.К.Левыкин предположил провести дополнительное заседание совета, посвященное содержанию научно-тематического плана экспозиции.

вверх