В 2015 г. исполняется двадцать пять лет с момента включения ансамбля Московского Кремля и Красной площади в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Советский Союз ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 9 марта 1988 года. В 1990 г. в Список всемирного наследия  вошли первые российские объекты, в том числе Московский Кремль и Красная площадь.

В состав архитектурного комплекса Московского Кремля и Красной площади входят крепостные, церковные и гражданские сооружения, являющиеся произведением творческого гения выдающихся архитекторов и строителей. Это такие бесспорные  шедевры средневековой архитектуры как Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, комплекс колокольни «Иван Великий», церковь Ризположения, Теремной дворец, Патриаршие палаты. Собор Василия Блаженного на Красной площади также является непревзойденным памятником храмового средневекового искусства.

Архитектурные памятники Московского Кремля и Красной площади находятся на балансе пяти организаций. Это Управление делами Президента Российской Федерации, которое занимает помещения в здании Сената, Федеральная служба охраны, ответственная за стены и башни Кремля, Большой Кремлевский дворец, Арсенал, Потешный дворец, Мавзолей Ленина на Красной площади. Государственный исторический музей занимает здания Императорского исторического музея и собора Василия Блаженного. Верхние торговые ряды на правах долгосрочной аренды переданы ОАО «Торговый дом ГУМ». В оперативном управлении Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» находятся семь памятников - Успенский, Архангельский и Благовещенский собор, церковь Ризположения, комплекс колокольни «Иван Великий», Патриарший дворец с церковью Собора двенадцати апостолов и Оружейная  палата.

Сохранение для будущих поколений и реставрация уникальных памятников Московского Кремля является нашей важнейшей задачей. Планомерные реставрационные  работы в Кремле начались уже со  второй половины XIX века. Тогда они проводились под надзором Мо­сковского археологического общества (МАО) и Император­ской археологической комиссии (ИАК), которые занимались охраной памятников древности.

И сейчас одно из важнейших направлений деятельности Музеев Московского Кремля – обеспечение сохранности памятников архитектуры, находящихся в его пользовании. Научная реставрация объектов культурного наследия проводится в соответствии с принципами, изложенными в Венецианской хартии, принятой в 1965 году Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

В соответствии с международной хартией производству работ на памятнике предшествуют архивные, архитектурно-археологические и натурные исследования, а также графическая и фотофиксация зондажей и шурфов. Исследования и фиксация всех работ проводятся также в процессе реставрации. При осуществлении  реставрационных  работ основное внимание уделяется сохранению памятника в его целостности, с наслоениями разных эпох, привнесенных в его архитектуру. Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, выполняются из современных материалов, сочетающихся с материалами подлинника и вместе с тем отличающихся от них.

Для поддержания сохранности памятников архитектуры, находящихся в оперативном пользовании Музеев Московского Кремля, организована система мониторинга за их статическим состоянием и поддержанием в них оптимального температурно-влажностного режима.

За двадцать пять лет, прошедших с момента включения ансамбля Московского Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Музеями были проведены большие работы по сохранению уникальных памятников. В 2005 г. была разработана долгосрочная программа их реставрации. Целями этой программы, которая осуществляется в настоящее время, являются научная реставрация, проведение натурных исследований с применением новейших научных методик, а также музеефикация и открытие для посетителей тех помещений и частей памятников, которые в силу различных причин на протяжении долгих лет были недоступны для посещения.

За последние годы музеем было осуществлено несколько крупных реставрационных проектов, связанных с музеефикацией новых, ранее используемых в утилитарных целях, исторических помещений.

Одностолпная палата Патриаршего дворца стала одним из первых крупных реставрационных проектов Музея. Патриарший дворец с церковью Собора двенадцати апостолов — интереснейший памятник гражданской архитектуры. Построенный в середине XVII века по заказу патриарха Никона, дворец много раз перестраивался.

На первом этаже как раз под   Мироваренной палатой в советское время находились общественные туалеты. После демонтажа поздних перегородок, покрытия полов и стен в одностолпной палате были проведены натурные исследования, которые позволили  обнаружить первоначальные внутристенные камеры и две внутристенные лестницы, ведущие на второй этаж дворца. В палате были проведены большие работы по укреплению стен и перекрытий, восстановлены утраченные металлические связи. Была восстановлена первоначальная планировка первого этажа дворца.

После завершения реставрации фасадов и благоустройства территории, Одностолпная палата была открыта как выставочный зал музея.

К 200-летнему юбилею Музеев Московского Кремля была отреставрирована колокольня «Иван Великий», которая была закрыта для посетителей около ста лет. Комплекс колокольни «Иван Великий» и соборных звонниц создавался на протяжении трех веков — с 1505 г. по 1815 г., он состоит из трех разновременных зданий: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

В 2005 году начались реставрационные работы,  целью которых являлось открытие и экспонирование интерьеров уникального памятника архитектуры. На первом и втором этажах первого яруса колокольни выявили и отреставрировали подлинные элементы ордерной декорации интерьера – импосты, розетки в сводах, карнизы. Были освобождены от поздней штукатурки своды в помещении тамбура и в одной из камер на втором этаже для демонстрации техники кладки из кирпича и белого камня, применявшейся древними мастерами. В помещении церкви Иоанна Лествичника под позднейшими белокаменными плитами был раскрыт кирпичный пол XVIII века. Реставраторы восстановили пол, использовав кирпич, изготовленный по найденным образцам. При проведении работ руководствовались принципом фрагментарной реставрации, преследующей цель максимального сохранения подлинника. В интерьере колокольни сохранились уникальные белокаменные винтовые лестницы. Блоки, из которых сложены опорные столбы и ступени, консервировались и укреплялись. Заменялись лишь незначительные, полностью разрушенные фрагменты. На главной лестнице, ведущей на второй и третий этажи колокольни, отреставрировали выполненные в XIX в. чугунные декоративные плиты, закрывающие белокаменные ступени, а полностью утраченные или разрушенные плиты  изготовили  заново. 

Особенную сложность при реставрации интерьеров колокольни представляло ее оснащение современными инженерными коммуникациями, необходимыми для функционирования новой экспозиции, в которой предполагалось использовать аудиовизуальное оборудование. Для того чтобы максимально сохранить подлинный уникальный интерьер колокольни инженерные сети прокладывали так, чтобы они были скрыты от посетителей. Использовались подпольные каналы, электропроводку проложили в швах между кирпичами. Вертикальные коммуникации были спрятаны в короб, проходящий вдоль внутренней стены основной лестницы под поручнем.

Сейчас на трех ярусах колокольни открыта новая экспозиция, посвященная истории архитектурного ансамбля Московского Кремля; ее основу составляют белокаменные фрагменты памятников из фонда архитектурных деталей. На первом этаже, в пространстве церкви Иоанна Лествичника, размещена экспозиция, повествующая о белокаменных постройках начала XIV в., времени Ивана Калиты. На втором этаже рассказывается об «итальянском периоде» в истории кремлевского ансамбля, конца XV – первой половины XVI в. Экспозиция третьего этажа посвящена его изменениям в XVIII–XIX столетиях. В экспозицию включили виды древнего Кремля, графические реконструкции уже не­существующих памятников. Ее также дополняет панорама Кремля и всей Москвы, открывающаяся посетителям с колокольни, с высоты птичьего полета.

Архангельский собор, построенный в 1505–1508 гг. ита­льянским зодчим Алевизом Новым как усыпальница московских великих князей и царей, занимает в кремлевском ансамбле особое место. Приступая к реставрации Архангельского собора, музеем были выбраны два основных направления: музеефикация помещений собора, закрытых для посещения и реставрация уникальных белокаменных порталов северного и западного фасадов.

В 2005 г. был разработан проект реставрации и музеефикации северо-восточного придела Архангельского собора. Этот придел, построенный в XVI в., первоначально был посвящен празднику Покрова Богородицы. В 1848 г. в него перенесли престол придела св. Уара из упраздненного при разборке храма Рождества Иоанна Предтечи на Бору. В 1960-х гг. под приделом устроили камеру кондиционирования Архангельского собора, что окончательно изменило его интерьер. В советское время придел использовался как хозяйственное помещение.

В 2007 г. в приделе были разобраны поздние перегородки, была отреставрирована и укреплена кирпичная и белокаменная кладка стен и сводов. Придел пристроен к северной апсиде собора. В ее верхней части, выходящей в интерьер приде­ла, восстановили фрагмент первоначальной фасадной декорации: белокаменную филенку и кирпичное обрамление оконных проёмов. Была восстановлен также окраска под кирпич, таким образом был окрашен собор в XVII веке.

После окончания реставрации в приделе открылась новая экспозиция, включающая почитаемые иконы, находившиеся в нем с середины XIX века, а также раку с мощами преподобной Ефросиньи Московской и белокаменный саркофаг, в котором она была похоронена в соборе Вознесенского монастыря.

В 2005 г. продолжились работы по реставрации уникальных рез­ных белокаменных порталов собора, которые продолжаются до сих пор. В течение ряда лет проводились технологические исследования состояния белого камня,  была найдена и основная причина их разрушения — сильная засоленность известняка и как следствие — разрушение поверхностного слоя с резьбой. На основании этих исследований разработали технологию реставрации белокаменных деталей порталов. Реставраци­онные работы начались с демонтажа колонок и пилястр центрального портала, после чего их обессолили и реконструи­ровали резьбу на тех местах, где она была утрачена. Подлин­ные детали центрального портала были заменены копиями. В дальнейшем отреставрированные колонки и пилястры пор­талов переданы в фонд архитектурных деталей музея.

В 2005 г. был разработан проект реставрации южной пристройки Архангельского собора и приспо­собления для размещения в ней музейной экспо­зиции, посвященной истории Вознесенского монастыря. В 2008 г. здесь начались реставрационные работы. Были разобраны междуэтажные перекрытия, металлическая лестница и перегородка, возведенные в 1978 г. В палате восстановлена конструкция свода, отреставри­рованы медная кровля и фасады с воссозданием в прежнем виде оконных проемов. В интерьере южной пристройки на северной и восточной ее стенах в виде зондажа демонстри­руется освобожденная от штукатурного слоя кирпичная клад­ка конца XV в. с фрагментами перестроек XVII–XVIII вв.

В 2014 году в Южной пристройке открылась экспозиция музея, посвященная истории Вознесенского монастыря.

Одним из долгосрочных реставрационных проектов, который продолжается  до сих пор, стала реставрация Благовещенского собора Московского Кремля, которая началась в 2006 г.

В процессе исследований памятника за последние 9 лет были сделаны открытия, позволившие ответить на многие вопросы, возникавшие у историков архитектуры на протяжении многих десятилетий. Кроме того, впервые после реставрации, проведенной в 1860-е годы архитектором  Рихтером, были проведены комплексные работы, затронувшие все части собора. На основании этих данных были выполнены графические реконструкции первоначального вида собора, который изменялся со временем. Экспозиция в интерьере была дополнена зондажами с архитектурными фрагментами, относящимися к различным этапам формирования облика памятника.  

Интереснейшие открытия были сделаны во время реставрации подклета. Более ста белокаменных блоков, покрытых резным орнаментом или фрагментами росписи, были обнаружены в забутовке под северным крыльцом. После разборки верхнего яруса собора 1416 г. они были использованы при строительстве Иваном III собора конца XV в. Найденные фрагменты фасадного декора во многом расширяют представления о разнообразии декоративных форм московской архитектуры времени великого князя Василия Дмитриевича. Фрагменты монументальной живописи из интерьера собора относятся к началу XV века и атрибутированы специалистами реставраторами  как живопись круга Рублева.

После завершения реставрационных работ в центральной части подклета – древнейшей части собора, относящейся к последней трети XIV века, была открыта постоянная экспозиция, посвященная кладам и археологическим находкам на территории Кремля.

Комплексные натурные исследования были проведены на южной паперти. Они  позволили уточнить атрибуцию и датировку белокаменного резного декора, который был выполнен после перестроек в этой части памятника.  После большого московского пожара 1547 г. по приказу Ивана Грозного южная паперть полностью перестраивается. Заново выполняются даже крестовые своды. К югу от дьяконника устраивается новый придел Василия Кесарийского, перенесенный сюда с хоров собора. Во время реставрационных работ удалось, пусть фрагментарно, восстановить архитектурное убранство собора Грозненского времени. В восточной части южной паперти были восстановлены портал и окно времени Ивана Грозного, воссозданы по сохранившимся образцам полы середины XVI века из керамической плитки, а также раскрыта и отреставрирована ниша в южной стене четверика собора - часть придела Василия Кесарийского.

После завершения реставрационных работ экспозиция на южной галерее была дополнена комплексом резных белокаменных блоков грозненского времени из лапидария музея. Таким образом, Благовещенский собор является единственным памятником на территории Московского Кремля, где можно составить цельное впечатление об архитектуре середины XVI в.

В 2014 году были отреставрированы фасады церкви Ризположения. В ближайших планах музея – комплексные реставрационные работы в Успенском соборе, главной святыне Московского Кремля.

Московский Кремль и сейчас находится в центре культурной и политической жизни страны. Являясь резиденцией президента Российской Федерации, он также доступен для москвичей и гостей нашего города. Музеи Московского Кремля, недавно отметившие свой двухсотлетний юбилей, принимают более двух миллионов посетителей в год.

вверх