Выпуск XXVII

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 27

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ ИСТОРИИ

МОСКВА 2016

Титульный лист, содержание, от составителей

В сборнике публикуются исследования, посвященные кремлевским памятникам. Большинство статей связано с изучением сокровищ XII—XVIII вв., хранящихся в Музеях Московского Кремля. На основе вновь обнаруженных архивных документов в ряде статей уточняется атрибуция произведений, связанных с императорскими коронациями первой половины XVIII в. Представлен материал, в котором впервые детально реконструирована система росписи собора Чудова монастыря, взорванного в 1929 г. Публикуются также интереснейшее иллюминированное Евангелие XVII в. и ряд знамен XIX в. Особый раздел традиционно связан с историей музея. Сборник адресован искусствоведам, музейным работникам и всем, кому интересны история и художественные памятники Московского Кремля.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

1. B.А. Меняйло. Роспись собора Чуда архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле

В ночь с 16 на 17 декабря 1929 г. в Московском Кремле был взорван собор во имя Чуда архангела Михаила в Хонех. Кирпичный храм, поставленный по повелению великого князя Ивана III и освященный в 1503 г. был уничтожен неожиданно, со всеми документами, обмерами его архитектуры, сделанными П.В. Максимовым, со стенописью и снятыми со стен фрагментами фресок. Мы никогда не узнаем, были ли ложными четыре малые главки собора и не сможем восстановить полный состав изображений святых и сюжетов на его стенах. В XVIII — начале XX в. стенопись собора не являлась предметом изучения. Исследователи этого времени только упоминали о ней. Фрагменты фресок, которые реставраторы успели раскрыть, снять и вынести из собора с августа по декабрь 1929 г. и собранные из развалин храма реставраторами Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым, в настоящее время хранятся в четырех музеях — Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном Русском музее и Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Скачать статью полностью в формате PDF (14 Мб) >>

2. А.В. Гращенков. Висячие гирьки в архитектуре Московского Кремля

Среди разнообразных декоративных элементов архитектурных памятников Московского Кремля особенно выделяются двойные арки, украшенные висячими гирьками, которые получили широкое распространение в древнерусской архитектуре XVI—XVII вв. К сожалению, в литературе имеются только косвенные упоминания о висячих гирьках, специальных работ на эту тему до сих пор не было. Между тем, именно двойные арки с висячими гирьками придавали русским памятникам особый колорит, национальное своеобразие и усиливали их декоративность. Данное исследование впервые затрагивает этот вопрос.

Скачать статью полностью в формате PDF (4 Мб) >>

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

3. О.С. Шашина. Об особенностях надписи и изображения на одной из наперсных икон Рязанского клада 1822 года

В экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля хранится медальон, выполненный в технике перегородчатой эмали, с погрудным изображением cвятой с раскрытыми перед грудью руками и именующей надписью по сторонам изображения: А/М//РН/А — a(yia) M(a)pna (Святая Мария) (ил. 1). Медальон, являвшийся наперсной иконой, в числе прочих золотых вещей с эмалями, драгоценными камнями и жемчугом общим весом около 2,5 килограммов (так называемый «Рязанский клад»), был обнаружен в 1822 г. крестьянами помещика Шестакова Устином Ефимовым с сыном Моисеем и Яковом Петровым при ремонте дороги близ городских валов. Состав находок из села Старая Рязань был впервые опубликован в 1831 г. академиком А.Н. Олениным. Это сочинение, как и последовавшие за ним труды Н.П. Кондакова, А.Л. Монгайта, Б.А. Рыбакова и В.П. Даркевича, было посвящено поиску ответа на вопрос о назначении этих предметов3, а не описанию и анализу найденных вещей.

Скачать статью полностью в формате PDF (2 Мб) >>

4. Л.В. Соловьева. Итальянский процессионный крест XIV века

В собрании Оружейной палаты находится редкий для отечественных музеев памятник итальянского искусства — золоченый процессионный крест, украшенный хрустальными и медными шарами (ил. 1, 2). Памятник поступил в музей из Московского ювелирного товарищества в 1925 г. В то время крест был знаком узкому кругу специалистов по средневековому прикладному искусству как древнее распятие из церкви Иконы Смоленской Богоматери в Бородине. В начале XX в. крест был воспроизведен в научном издании «Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества», где вместе с описанием была дана краткая справка об истории его поступления в храм (ил. 3).

Скачать статью полностью в формате PDF (3 Мб) >>

5. C.Г. Зюзева. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений

Статья посвящена золотому чеканному окладу конца XVI в. на икону «Троица» из местного ряда иконостаса Троицкого собора костромского Ипатьевского монастыря, вложенному боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Икона в окладе упоминалась в историко-археологических описаниях собора XIX в. В 1987 г. в книге «Русское золото» оклад был впервые опубликован и отнесен к работе кремлевских мастерских3. Целью исследования является рассмотрение истории создания оклада и анализ лицевых изображений на дробницах.

Скачать статью полностью в формате PDF (4 Мб) >>

6. М.В. Вилкова. О датировке золотых дробниц саккоса патриарха Никона

В собрании Музеев Московского Кремля хранится один из великолепных саккосов патриарха Никона (ил. 1). Еще в XIX столетии составитель описи Патриаршей ризницы архиепископ Савва называл его «одним из примечательнейших по богатству украшений». Занимая одно из центральных мест в собрании облачений первоиерархов Русской церкви, саккос, несомненно, привлекает внимание и великолепным итальянским петельчатым аксамитом, и богатейшим узором из крупного жемчуга «величиною с горох», по характеристике архидьякона Павла Аллепского3. Золотые лицевые дробницы, включенные в орнаментальный убор саккоса, не являлись ранее предметом самостоятельного исследования. Задачами настоящей работы являются введение в научный оборот иконографических сюжетов, украшающих дробницы, их стилистический анализ и датировка.

Скачать статью полностью в формате PDF (6 Мб) >>

7. Т.В. Филатова. Армянская диаспора Новой Джульфы и история привоза «Алмазного» трона

Одним из пяти тронов, представленных в экспозиции Оружейной палаты, является «Алмазный» трон иранской работы. Он был привезен в Москву в апреле 1660 г. армянскими купцами Новой Джульфы, пригорода Исфахана и предложен для приобретения в казну царя Алексея Михайловича в числе других драгоценных товаров персидского происхождения (ил. 1). История создания трона тесным образом связана с развитием русско-иранских торговых отношений, а его художественный облик определен уникальностью историко-культурной среды Новой Джульфы.

Скачать статью полностью в формате PDF (1,5 Мб) >>

8. Т.В. Толстая, Б.Л. Фонкич.  Греческое Евангелие-апракос 1664 года из Успенского собора Московского Кремля

В Музеях Московского Кремля хранятся две греческие рукописи - Четвероевангелие 1271 г. (обозначим ее условно как Греч. 1) и Евангелие-апракос (Евангелиарий) 1664 г. (Греч. 2). Если первый кодекс, оказавшись в России в 1862 г., почти сразу привлек к себе внимание ученых, то вторая рукопись стала известна специалистам совсем недавно. Между тем, она представляет большой интерес для истории греческого книгописания и иллюминации греческой рукописной книги на Балканах в XVII в., а также является важным памятником истории греческо-русских связей указанного времени. Подробному исследованию судьбы этого манускрипта и описанию его палеографических, кодикологических и художественных особенностей и посвящена данная работа.

Скачать статью полностью в формате PDF (8 Мб) >>

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII ВЕКОВ

9. Ю.Н. Звездина. Образ сердца в серебряных изделиях XVII-XVHI веков и эмблемах из книги Франческо Поны

Одним из широко распространенных образов в произведениях, выполненных в стиле барокко, является сердце. Оно может присутствовать и на светских изделиях из серебра, и на церковных предметах. В ряде случаев оно играет роль декоративного мотива - например, на гарнитуре из собрания Музеев Московского Кремля, состоящем из двух предметов - кувшина и блюда (или рукомоя и лохани, в древнерусской традиции). Гарнитур был выполнен в Аугсбурге Иоганном Миттнахтом (Johann, Johan Mittnacht). Мастер использовал в качестве декоративного мотива многократно повторяющийся образ сердца, выполненный в технике чеканки (ил. 1, 2). Эффектный фриз из сердец украшает борт блюда, а центральная часть корпуса кувшина как будто составлена из крупных клейм, повторяющих тот же образ. Верхняя часть корпуса декорирована чеканным фризом из сердечек меньшего размера. Основание кувшина также несет на себе несколько сердечек. Мастер сочетает в этом гарнитуре два цвета: белое серебро и золоченые декоративные детали. Теплый оттенок золота присутствует, конечно, на изображениях сердец.

Скачать статью полностью в формате PDF (6 Мб) >>

10. Н.Э. Абрамова. О западноевропейских филигранных произведениях XVII-XVIII веков в собрании Музеев Московского Кремля

В фонде зарубежного художественного металла Музеев Московского Кремля хранится немногочисленная группа произведений, выполненных из серебряной филиграни. Эта ювелирная техника, известная с античных времен и особенно популярная у этрусков, переживала чередующиеся периоды расцвета и угасания на протяжении разных исторических эпох. Произведения, представленные в музейном собрании, сильно различаются по уровню исполнения и иллюстрируют вариативность искусства филиграни: от изысканных, тончайших и одновременно создающих многоуровневый «кружевной декор» узоров шведской филиграни последней четверти XVII в. до более лаконичной немецкой филиграни первой половины XVIII столетия.

Скачать статью полностью в формате PDF (3 Мб) >>

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII-XIX ВЕКОВ

11. С.А. Амелёхина. Памятники, связанные с коронацией императрицы Екатерины I, в собрании Музеев Московского Кремля

Церемония первой в истории России имперской коронации состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 7 мая 1724 г. Отечественная историческая наука встречает приближающийся 300-летний юбилей этого исключительно значимого для российской государственности события целым рядом работ как концептуального, так и прикладного характера. В последние годы большой вклад в изучение отдельных памятников коронационных торжеств 1724 г. был внесен сотрудниками Государственного Эрмитажа и Музеев Московского Кремля1. Однако вопросы, касающиеся организационных моментов подготовки коронации, а также источников и принципов заимствования составных частей и декоративного оформления церемониала, их символической нагрузки и по сей день оставляют поле для исследования. В данной статье анализ вводимых в научный оборот документальных источников позволяет на новом уровне обратиться к рассмотрению этих принципиально важных вопросов через призму изучения комплекса памятников, который дошел до наших дней от коронации императрицы Екатерины I в собрании Музеев Московского Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (15 Мб) >>

12. Ю.Н. Быкова. Придворный ювелир Самсон Ларионов и императорские короны первой половины XVIII века

Создание регалий как символов государственной власти во все времена занимало особое место в ювелирном искусстве, поскольку требовало наивысшего профессионального мастерства. Подобные заказы отдавались лучшим специалистам. Именно поэтому такое важное значение имеет изучение обстоятельств создания инсигний и раскрытие имен их творцов. Тем не менее, о придворных ювелирах первой половины XVIII столетия известно достаточно немного. Эта статья посвящена одному из главных мастеров, принимавших участие в изготовлении первых российских императорских регалий — Самсону Ларионову.

Скачать статью полностью в формате PDF (5 Мб) >>

13. М.П. Голованова. «Высочайше пожалованные» знамена дружин Государственного подвижного ополчения Московской губернии в собрании Музеев Московского Кремля

В этой статье впервые публикуется группа памятников из собрания Музеев Московского Кремля — тринадцать знамен, двенадцать из которых зафиксированы в инвентарных записях, каждое — как «Знамя ополчения Севастопольской кампании» 1855 г., а еще одно — просто как знамя первой половины XIX в. Знамена выполнены по унифицированному образцу: четырехугольные, двухслойные, из плотной шелковой ткани зеленого цвета (гродетур), с золотым четырехконечным, с расширяющимися концами, ополченским крестом в центре с обеих сторон. В центре креста помещен вензель императора Николая I под короной. Выше и ниже креста надпись золотом: ЗА ВЕРУ, / ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО. Запас для крепления полотнищ к древку пришивной, из такого же шелка (ил. 1). Запас закреплялся на древке гвоздями с гладкими выпуклыми шляпками; под гвоздями — шелковая тесьма коричневого цвета. Древки в сечении круглые, окрашенные черной краской. Навершия выполнены по образцу армейских наверший 1816 г. — они копьевидные, ажурные, с двуглавым орлом с опущенными крыльями (как бы «вписанными» в форму копья). На груди орла находится треугольный геральдический шит с острием, увенчанным короной. На щите — изображение Московского герба, святого Георгия на коне. Орел опирается на гирлянду из лавровых ветвей, в правой лапе он держит два перекрещенных горящих факела, в левой — цветочный венок. Трубка навершия конусообразная, в верхней и нижней части украшенная профилированными поясками; средняя часть трубки восьмигранная (ил. 2). Под навер-шием закрепляли серебряную темлячную тесьму с кистями5 (ил. 3).

Скачать статью полностью в формате PDF (1 Мб) >>

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

14. Е.Н.Сергеева. Архитектор Д.П. Сухов и его деятельность в Оружейной палате 

Дмитрий Петрович Сухов (1867—1958) — архитектор, художник, реставратор, археолог, исследователь русской архитектуры, член-корреспондент и один из основателей Академии архитектуры СССР. С января 1926 г. по июнь 1934 г. он работал в Объединенном музее декоративно-прикладного искусства «Оружейная палата» в должности архитектора. Статья посвящена этому периоду его деятельности.

Скачать статью полностью в формате PDF (8 Мб) >>

15. М.К. Павлович. История документального собрания Музеев Московского Кремля в ХХ веке

Данное исследование является частью работы по изучению истории документального собрания Оружейной палаты, а также и самого архива Музеев Московского Кремля как структурного подразделения, осуществляющего хранение, учет и использование документов, входящих в состав Государственного архивного фонда Российской Федерации.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

16. О.В. Орфинская. Исследование текстиля XV века из раскопок 2007 года 

В ходе раскопок 2007 г. на территории Подола Боровицкого холма в Кремле в остатках одного из сооружений у юго-восточной стены раскопа были зафиксированы сгоревшие останки мужчины тридцати пяти — сорока пяти лет, женщины пятнадцати — восемнадцати лет, двух детей пяти — семи лет и одного — полутора лет. Комплекс датирован второй четвертью — серединой XV в. Обнаруженный вместе с останками людей текстильный массив представлял собой два кома спрессованных фрагментов тканей черного и темно-коричневого цветов, он был условно назван «рубашка 1» и «рубашка 2».

Скачать статью полностью в формате PDF (4 Мб) >>

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать список сокращений в формате PDF (0.3 Мб) >>

вверх