sbornic26_2016МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 26

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ ИСТОРИИ

МОСКВА 2016

Титульный лист, содержание, от составителей

В сборнике публикуются материалы конференции «Московский Кремль в государственной жизни России. Четыре столетия истории», которая проходила в Музеях Московского Кремля в 2013 году. В издание вошли исследования, посвященные Московскому Кремлю как резиденции власти, месту проведения важнейших государственных церемоний, хранилищу драгоценных исторических и духовных реликвий. Статьи адресованы историкам, искусствоведам, музейным работникам и всем интересующимся историей России.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ И ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ

1. B.Н. Козляков. Московский Кремль после освобождения в 1612 году

Освобождением Москвы и вступлением в Кремль сил объединенного земского ополчения в конце октября 1612 г. обычно завершают рассмотрение истории «национально-освободительного» или «народного» движения в Смутное время. Магия слова «освобождение» влияет на всех, не только на историков, но и на журналистов и политиков. Поэтому в недавнее время появилась устойчивая мифология «окончания Смуты», связываемая теперь с государственным праздником — Днем народного единства. То, что случается, образно говоря, на следующий день после победы, всегда менее интересно, чем героический итог. Между тем, изучение рутины повседневной жизни, как теперь ясно, тоже помогает понять многое в прошлом.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

2. М.Ю. Горькова. Платно государева Большого наряда XVII века

Проблема изучения светской одежды, бытовавшей в России до начала XVIII в., и в частности царских облачений, связана с тем, что на сегодняшний день сохранились единичные экземпляры памятников. Это, в основном, одеяния конца XVII в., что не дает возможности ни проследить эволюцию кроя и богатство тканей, ни сопоставить материальные данные с документами. В то же время, в письменных источниках мы находим массу упоминаний царской одежды. Однако описания, содержащиеся там, не настолько подробны, чтобы на их основании можно было составить определенное представление о предмете, и часто предлагают больше вопросов, чем ответов. Основными источниками являются описи царской казны, приходо-расходные и кроильные книги XVII столетия. В XIX в. многие документы были опубликованы, происходила попытка их осмысления и систематизации. Другой комплекс источников — изобразительный материал, прежде всего, изображения в сочинениях иностранцев, парсуны, иконы и прочее. Но, во-первых, здесь вызывает сомнения степень достоверности в передаче изображения одежды (особенно это касается сочинений иностранцев), во-вторых, эти изображения редко удается сопоставить с описаниями, содержащимися в архивных материалах. Таким образом, проблема в изучении русского средневекового костюма заключается в том, что вещественные, письменные и изобразительные источники не удается соотнести друг с другом.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

3. C.П. Орленко. «Верховые вещи» в составе царской сокровищницы в XVII веке

Делопроизводство основных придворных казнохранилищ второй половины — последней четверти XVII столетия, в отличие от предыдущего периода, сохранилось относительно неплохо. Описные, переписные и приходо-расходные книги Казенного двора, Оружейной и Мастерской палаты этого периода позволяют с достаточно высокой степенью точности реконструировать состав царской сокровищницы. Идентификация хранимых памятников с описаниями предметов государевой казны XVII в., то есть определение исторического ядра собрания, является одной из важнейших задач сотрудников Музеев Московского Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

4. С.Я. Коварска. Посох митрополита Филарета - драгоценный подарок императора Александра II

Митрополит Московский, Коломенский и всея России Филарет (Василий Михайлович Дроздов, 1782—1867), выдающийся русский православный деятель, проповедник, почти полвека возглавлял московскую кафедру (ил. 1). На московский период пастырской деятельности митрополита Филарета пришлись три царствования: Александра I, Николая I и Александра II.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

5. Т.В. Атамуратова. Императорская семья и Чудов монастырь в XIX - начале XX века

Чудов монастырь Московского Кремля, основанный митрополитом Алексием в XIV в., принадлежал к числу наиболее древних и знаменитых московских обителей. На протяжении всей своей истории монастырь пользовался покровительством русских государей. И хотя в первопрестольной столице находилось немало святых обителей, связанных с историей правящего дома, именно Чудов монастырь занимал особое место. Во-первых, благодаря своему расположению в Кремле — старинной резиденции церковной и светской власти — и статусу митрополичьей обители, во-вторых, благодаря хранившимся в нем святыням, важнейшей из которых были мощи святителя Алексия. Русские государи часто посещали обитель, крестили здесь детей и делали богатые вклады.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

6. В.Г. Чубинская. Портретная династическая серия из Коронного зала Оружейной палаты. Проблемы иконографии и атрибуции

Генеалогическая серия портретов правителей России двух правивших в России династий Рюриковичей и Романовых из Коронного зала Оружейной палаты представляет собой уникальное явление, поскольку ни в одном дворцовом пространстве российских музеев не сохранились не разрозненные и не восполненные позднейшими копийными включениями живописные портретные комплексы такого хронологического масштаба. Имеющиеся в литературе об Оружейной палате скупые упоминания о серии ограничиваются констатацией факта ее поступления в музей и перечислением портретов. Между тем, памятник заслуживает се рьезного изучения, так как играет исключительную роль в идейной программе Оружейной палаты. Помещенная в середине XIX в. в основание купола Коронного зала, игравшего центральную роль в экспозиционном простанстве придворного музея, портретная серия была важным слагаемым символико-аллегорического замысла зала, представлявшего собой развернутую пространственно-временную геральдическую формулу истории отечественной монархической государственности. Семантическая программа Коронного зала раскрыта и интерпретирована в ряде наших публикаций, положивших начало научного изучения памятника. Продолжая исследование серии, мы сосредоточимся на ее иконографической и атрибуционной проблематике.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

7. Д.К. Валявин. Триста лет правления Романовых и проблема сохранения архитектурных древностей Московского Кремля

На рубеже XV и XVI столетий при великих князьях Иване III и Василии III в Московском Кремле был создан архитектурный ансамбль мирового значения. Он включал в себя фортификационные сооружения, постройки Государева двора, культовый центр на Соборной площади и многое другое. Наибольшей согласованностью частей отличалось репрезентативное ядро кремлевского комплекса, складывавшееся вокруг центральной площади Кремля. Здесь государственная власть в лице монарха и его ближайшего окружения являла себя во всем великолепии перед соотечественниками и представителями иных государств во время торжественных церемоний, главной из которых было венчание на царство, а с XVIII столетия — коронация. Все строения, сосредоточенные вокруг Соборной площади, так или иначе были связаны с этим торжеством. В первые сто лет своего существования кремлевский ансамбль, созданный при Иване III, продолжал формироваться, дополнялся новыми постройками и к 1613 г., моменту восшествия на престол царя Михаила Федоровича Романова, достиг апогея своего развития. Попробуем проследить, как изменился этот архитектурный ансамбль, доставшийся в наследство Романовым, на протяжении последующих трехсот лет их правления и что именно стремились сохранить в неприкосновенности представители новой династии.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

ЦЕРЕМОНИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

8. М.Г. Ракитина. Участие наследников престола в парадном придворном церемониале в XVI-XVII веках

Российская и зарубежная историография, касающаяся обрядов, в которых принимали участие русские государи, достаточно велика. Особенно много работ посвящено венчаниям на царство и торжественным приемам послов. Однако проблема церемониальной роли наследника престола и других младших членов царской семьи практически не поднималась. В прошлых наших работах рассматривался вопрос о чине объявления наследника, о титуле русских царевичей и возможности существования у них особых регалий. Настоящая статья продолжает исследование этой темы и посвящена участию наследников престола в придворном церемониале в XVI—XVII вв. Следует учесть, что в этот исторический период говорить об официальном наследнике престола Русского царства мы можем только с определенной долей условности, потому что его статус никак не был закреплен законодательно.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

9. А.В. Беляков. Татарские цари и царевичи в Московском Кремле в XVI-XVII веках: изменение церемониального статуса

Начиная с XV в. татарские цари и царевичи во время выездов (вывозов) в набирающую силу Москву были частыми гостями в Кремле. Однако по-настоящему регулярными такие визиты стали только с XVI в. Этому способствовал одновременно ряд факторов: постоянное присутствие в России сразу нескольких представителей «золотого рода», переход некоторых из них в православную веру, целенаправленная политика московских великих князей и царей по возвеличиванию своего статуса и постепенное изживание воспоминаний о когда-то вассальных отношениях с потомками Чингисхана, а также разработка протокола для участия Чингисидов в придворном церемониале. При этом мы можем наблюдать, как постепенно происходило изменение церемониального статуса вчерашних коллективных сюзеренов русских земель.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

10. М.В. Вилкова. Судьба богослужебных предметов, использовавшихся при короновании российских императоров

Попытка выявления богослужебных предметов, использовавшихся во время коронаций российских монархов, была связана с подготовкой выставки «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Для того чтобы наглядно проиллюстрировать чин церковного коронования, особенно его литургическую часть, была предпринята попытка определить, на каких из сохранившихся исторических реликвий это возможно сделать.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

11. Н.А. Смирнова. Коронационные облачения русского духовенства XIX века

В официальных документах и в воспоминаниях очевидцев, а также в научных публикациях мы находим развернутые описания коронационных торжеств XVIII—XIX вв., где подробнейшим образом разобраны все детали одеяний светских участников церемонии, но, пожалуй, нигде не встретим сколько-нибудь близкого креальности описания облачений важнейших участников коронации — представителей духовенства. Цель нашего исследования — восполнение этого пробела, поиск источников по истории коронационных облачений и выявление сохранившихся памятников в собрании Музеев Московского Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

12. Е.В. Полякова. «Царские» ткани фабрики Сапожниковых

Среди шелковых и парчовых производств России второй половины XIX — начала XX в. особое место, бесспорно, занимала фабрика, основанная Григорием Григорьевичем Сапожниковым. Для ее изделий характерны высокое качество и большой художественный вкус, это ткани для придворного церемониала, а также декоративные материи, широко применявшиеся архитекторами в оформлении интерьеров дворцов Москвы и Петербурга.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

13. Н.В. Шарикова. Русский фарфор частных заводов. Подносные блюда из коллекции Музеев Московского Кремля

Традиция подносить «хлеб-соль» в качестве торжественного приветствия издавна существовала на Руси и у простого народа, и в придворном церемониале. Во время многочисленных путешествий по России императоров и членов их семей встречали «хлебом-солью» воинские части, духовенство, правительственные и городские учреждения и общества. Преподносили «хлеб-соль» и по случаю праздников, различных торжеств и юбилеев. Для подобных церемониальных подношений создавались особые блюда и солонки. Блюда довольно большого диаметра, от 38 до 52 сантиметров, часто украшались государственной символикой, монограммами императора, гербами или видами городов и датой приезда высочайших особ, а также надписями, от кого и по какому случаю преподнесены блюдо и солонка. «Согласно особым распоряжениям императоров Александра I в 1823 и 1824 гг. и Николая I в 1843 г., для этих целей следовало использовать “обыкновенные” фаянсовые блюда и солонки. Подносить драгоценные блюда (из золота и серебра) любым членам императорской фамилии во время их проезда “через города и местечки” было запрещено».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

14. Е.В. Щербина. Корейское посольство на коронации императора Николая II: история визита и судьба даров

Дипломатическое представительство иностранных держав на коронации императора Николая II в 1896 г. отличалось особой многочисленностью и широтой географии. В числе посольств, специально прибывших на торжества, была и делегация от Кореи . Для истории Кореи это событие имело особое значение, поскольку чрезвычайное посольство во главе с Мин Ёнхваном (Мин-Юнг-Хуаном в литературе того времени) стало первым дипломатическим визитом в Европу представителей этой «закрытой» страны. Оно также оставило свой след и в истории Музеев Московского Кремля, поскольку по распоряжению императора именно в Оружейную палату были переданы на хранение дипломатические подари!, поднесенные Кореей по случаю торжеств.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

15. И.А. Елисеева. Корейские дары Николаю II: атрибуция произведений живописи и художественного ремесла

Присутствовавшая на коронационных торжествах в Москве в 1896 г. официальная делегация из Кореи преподнесла в дар российской императорской чете семнадцать предметов изобразительного искусства и художественного ремесла. Вплоть до недавнего времени вопросом их дальнейшей судьбы и изучением никто не занимался. Учитывая тот факт, что корейские коллекции в российских музеях не слишком представительны, подаренные предметы, уже в силу их исторической значимости, несомненно, заслуживают внимания.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

16. А.А. Комолова. Торжественные события в Александровском саду (1821-1914 годы)

После окончания Отечественной войны 1812 г. разрушенная Москва постепенно возрождалась — восстанавливались поврежденные здания и строились новые. В августе 1816 г. Александр I отправился осматривать пострадавшие в ходе войны губернии, чтобы, как пишет М.И. Богданович, «ускорить своим присутствием исполнение сделанных распоряжений». В числе прочих городов государь впервые после уничтожившего большую часть Москвы пожара посетил первопрестольную. В манифесте «Первопрестольной столице Москве» император, вспоминая события 1812 г., выразил свою признательность ее жителям за их усердие и подвиги и посчитал необходимым «...предать в потомственные времена столь достославные деяния». Память об Отечественной войне увековечили во множестве мемориальных сооружений. Одним из них стал сад под стенами Московского Кремля. Появившийся в начале 1820-х гг., он сразу же завоевал симпатии москвичей и стал весьма модным среди московского дворянства и купечества. «Памятник вкуса и образованности», — так говорили о саде современника! его устроения. В создании неповторимого облика сада принимали участие такие известные архитекторы, как О.И. Бове, И.Л. Мироновский, Н.П. Смирнов, П.А. Ставровский, М.В. Тавров-ский, Ф.М. Шестаков и другие.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ В ДОКУМЕНТАХ

17. Т.С. Борисова. Об источниках текста Книги о избрании царя Михаила Федоровича 1672-1673 годов

Текст Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея великия России самодержца, созданной в Посольском приказе в 1672—1673 гг., стал широко известен благодаря его публикации в 1856 г. В послесловии к изданию был отмечен компилятивный характер текста, а также указаны некоторые конкретные документы, использованные его создателями: Книга о избрании и венчании на царство Михаила Федоровича, написанная вскоре после событий (известная в двух списках, несколько различающихся между собой), и современные официальные акты «по отделу дворцовых разрядов». Издатели считали также, что этот актовый материал и документы, которые находились в Патриаршей, а затем в Синодальной библиотеке, послужили для составителей Книги о избрании источниками повествования о возвращении и возведении на патриарший престол Филарета Никитича, помещенного в ней вслед за рассказом о воцарении Михаила.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

18. Е.В. Исаева, А.Н. Сидорова. Документы российских императоров из Успенского собора Московского Кремля

Предметом нашего исследования стал уникальный комплекс документов важнейшего государственного значения, связанных с именами четырех российских императоров — Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. До 1880 г. эти документы находились в драгоценном ларце (или, как его называли в XIX в., ковчеге) в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Сегодня они хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации. Судьба этого исторически сложившегося, но по воле судьбы разрозненного комплекса до сих пор не привлекала внимание исследователей. И хотя сведения о нем неизменно находили отражение в дореволюционных изданиях — описаниях святынь и достопамятностей Успенского собора, — а в наши дни многие из документов неоднократно экспонировались на выставках и опубликованы, эти памятника! не осмысливались как единый комплекс и в целом не были изучены.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

19. М.П. Голованова. «Рисовал Александр Фадеев». Страницы биографии художника Гербового отделения Департамента герольдии А.А. Фадеева (1811-1889)

В собрании Музеев Московского Кремля хранится Государственное знамя, выполненное к коронации императора Александра II в 1856 г. «Смета по работе» и рисунок государственного знамени были утверждены министром императорского двора В.Ф. Адлербергом 8 марта 1856 г. с указанием «поведено поручить исполнить г-ну Фадееву».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

20. С.А. Костанян. Альбомы, изданные к трехсотлетнему юбилею дома Романовых

В год празднования трехсотлетней годовщины восшествия на престол первого царя дома Романовых государственные правительственные учреждения проводили активную и серьезную работу по организации торжеств и широкому распространению информации о важности и значимости этого юбилея. Печатное слово в начале XX столетия стало важнейшим способом воздействия на подданных, и торжества, связанные с домом Романовых, значительно стимулировали книжное производство. Только в 1913 г. было выпущено 402 наименования изданий, посвященных этой теме. Кроме того, не следует забывать о публикациях, подготовленных в преддверии юбилея, в 1912 г., а также по окончании праздничных торжеств, в последующие годы. Разнообразная издательская продукция, выпущенная в этот период, дает богатый материал не только для исследования истории книги и издательского дела, но и для изучения общественного мнения и технологий его формирования.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

21. И.С. Пармузина. К истории фотосъемки последней российской коронации

«Велико значение торжества священного коронования для народа. Желательно, чтобы более подробные, точные и отнюдь не тенденциозные описания облетели всю Россию. Могучим средством в этом является созыв депутатов и печатное слово», — писал перед коронованием Александра III министр императорского двора ИИ. Воронцов-Дашков. Наряду с «печатным словом» для запечатления в памяти современников и грядущих поколений большую роль играли изображения коронационных торжеств — живописные, графические, а начиная с восшествия на престол Александра II — и фотографические. Как правило, наиболее значительное собрание видов коронаций включалось в состав их официальных описаний — коронационных альбомов, призванных «увековечить память о величественном обряде... запечатлеть для современников и потомков зрительный образ праздника». Коронационный альбом предназначался для избранного круга лиц и учреждений и издавался ограниченным тиражом. Подготовка издания было одной из многочисленных задач Министерства императорского двора, на которое возлагалась основная работа по проведению коронационных торжеств. Соответственно, Министерство двора являлось одним из основных заказчиков и одновременно цензоров изображений. В 1896 г., во время последней российской коронации, особое внимание было уделено фотографиям. «Для иллюстрации составляемого официального описания предстоящего священного коронования является необходимым приобрести художественно исполненные фотографические снимки с различных видов и сцен коронационных торжеств при удачно выбранном моменте», — писали из Канцелярии министра двора одному из известнейших фотографов России М.П. Дмитриеву.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

РОМАНОВЫ И САКРАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

22. Ю.М. Зыбалов. О трех иконах из церкви Ризположения времени царствования первых Романовых

Статья посвящена трем иконам из церкви Ризиоложения: «Преподобный Михаил Малеин», «Пророк Елисей, Мефодий, Патриарх Царьградский, Иустин Философ» и «Богоматерь Владимирская, в раме с клеймами Сказания об иконе», созданным в царствование Михаила Федоровича и входившим в местный ряд иконостаса в XVII—XIX вв. При музейной реконструкции иконостаса в 1965 г. эти образы по ряду причин в него не вошли.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

23. А.С. Петров. Иконы царского моленного места Благовещенского собора Московского Кремля

Царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля — памятник, в настоящее время не только утраченный, но и практически забытый. До последнего времени оно не становилось предметом специального исследования и лишь вскользь упоминалось в немногих изданиях, посвященных домовому храму московских государей.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

24. Т.Е. Самойлова. Патрональная икона царя Ивана V Алексеевича. К вопросу о формировании нового иконографического извода

Из Архангельского собора Московского Кремля происходит икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи». В царской усыпальнице она находилась в первом ярусе трехъярусного надгробного иконостаса, устроенного с западной стороны северо-восточного столпа, где расположена гробница царя Ивана V Алексеевича, брата Петра I. Икона имеет точную дату создания — 1666 г. Это год рождения царевича Ивана, названного в честь великого пророка и Предтечи Господня, о чем сообщает обширная надпись в верхней части иконы, заключенная в картуш. В ней сказано также, что икона была создана в качестве дара новорожденному царевичу, появившемуся на свет 27 августа 1666 г.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

25. О.А. Цицинова. Мерные иконы царских детей XVII столетия

Мерная икона — уникальное явление в русской средневековой культуре, возникшее и получившее распространение, по-видимому, исключительно в придворной среде. Возросший в последнее время интерес к этому, довольно специфическому, типу икон заставляет обратить внимание к его истокам. Сохранившиеся памятники позволяют говорить о том, что не позднее второй половины XVI в. подобные образы стали неотъемлемой частью царского обихода. В XVII столетии, несмотря на смену правящей династии, традиция создания мерных икон для царственных младенцев не только не утратила своей актуальности, но и приобрела массовый характер. Целью данной работы является попытка собрать вместе известные, подчас отрывочные, сведения о царских мерных иконах, в основном опубликованные в дореволюционной литературе. Объединение разрозненных фактов позволит более всесторонне раскрыть явление, именуемое мерной иконой, в его классическом понимании, и глубже понять, что оно представляло собой в XVII в.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх