История и реставрация памятников Московского КремляГосударственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск VI

История и реставрация памятников Московского Кремля

Москва, "Искусство", 1989

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

1. M.П. Цуканов. Реставрация памятников Московского Кремля на современном этапе

Московский Кремль занимает исключительное место в истории русской государственности. Именно отсюда, с высокого Боровицкого холма, начиналась Москва. Здесь были заложены первая, еще деревянная крепость и первое каменное сооружение. С 1328 г. Московский Кремль стал резиденцией великого князя Владимирского, а с конца XV в. - главы государства Российского. Далеко не все памятники этого древнего периода пощадило время. Многие из них сгорели, разрушились, до неузнаваемости изменили свой облик в результате постоянных перестроек. Тем не менее кремлевский архитектурный ансамбль вновь возрождался, всякий раз отвечая новым вкусам и в то же время оставаясь самым выдающимся архитектурно-художественным комплексом в России...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

2. Т.Д. Авдусина, Н.С. Владимирская, Т.Д. Панова. Археологическое изучение юго-западной оконечности Боровицкого холма

Летом 1979 г. археологическая группа Государственных музеев Московского Кремля продолжала исследования культурного слоя в юго-западной оконечности Кремлевского мыса на бровке Боровицкого холма. У кремлевской стены, в двадцати метрах к северу от Оружейной башни, был заложен раскоп размером 5,0х3,5 м с целью изучения древнейших напластований раннего московского поселения и уточнения его топографии. Наличие здесь непотревоженного грунта было выяснено при археологических наблюдениях за земляными работами прежних лет. Раскопки 1979 г. впервые дали возможность точно датировать практически все слои древнего поселения...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

3. Т.Д. Панова. Некоторые итоги изучения культурного слоя северной части Кремля

Археологические наблюдения и раскопки в Московском Кремле имеют большое значение для изучения истории древнейшего центра нашей столицы. Несмотря на незначительность масштаба работ последних лет, получены интересные сведения о развитии и жизни города в ранний период его существования. Новые данные позволяют уточнить, а кое в чем и поправить выводы, сделанные на основании прежних раскопок...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

4. Б.М. Клосс, В.Д. Назаров. Летописные источники XV века о строительстве московского Успенского собора

Рассказы о возведении кафедрального храма московской митрополии уникальны в русском летописании. Необычайна прежде всего детальность описания хода строительства и его многоплановость. Но не менее существенно другое. Подробные известия о данном событии находятся в ряде летописей я летописных сводов последней четверти XV в., восходящих и к официальной (как великокняжеской, так и митрополичьей), и к неофициальной традициям, к московскому и к местному летописанию...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

5. М.А. Ильин. Некоторые особенности архитектуры Успенского собора

История строительства Успенского собора Московского Кремля хорошо известна, и все же следует более подробно остановиться на одном положении, которое до сих пор оставалось недостаточно освещенным. Это летописный рассказ о том, как Аристотель Фиораванти был послан во Владимир и там должен был осмотреть древний собор XII в. (ил. 1), с тем чтобы по его образцу построить московский Успенский собор. Эти сооружения неоднократно сравнивались, но, пожалуй, лишь чисто внешне...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

6. А.С. Насибова. К вопросу об истории и содержании росписи Грановитой палаты Московского Кремля

Первоначальная роспись Грановитой палаты, дошедшая до нас в позднем, но весьма полном и тщательном описании, сделанном в XVII в. Симоном Ушаковым, не привлекала до сих пор пристального внимания исследователей. Это объясняется, возможно, тем, что последняя роспись палаты, выполненная в 1882 г. художниками-палешанами в традиционной для них манере, несмотря на ряд достоинств, является характерным примером архаизирующей церковной живописи XIX в. Очевидно, и ограниченность доступа в Грановитую палату также не способствовала пробуждению исследовательского интереса...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

7. А.В. Гращенков. Надгробная плита ливонского рыцаря Бернта фон Белля

В фондах Государственных музеев Московского Кремля хранится фрагмент белокаменной надгробной плиты, ее верхняя часть, составляющая примерно треть первоначальной общей длины (ил. 1). По краям плиты идет орнаментальная кайма из мелких трехгранновыемчатых треугольников, обращенных друг к другу вершинами. К орнаментальной кайме примыкает рамка из крупных треугольников, обращенных друг к другу гипотенузами. Она обрамляет текст и отграничена от него неровной контурной линией. Треугольники рамки также выполнены в трехгранновыемчатой технике резьбы, однако более глубокой, чем мелкие треугольники орнаментальной каймы. В головной части плиты расположено полукруглое клеймо из остроугольных треугольников, обращенных вершинами к центру клейма. На русских надгробных плитах рамка из крупных треугольников появляется во второй половине XVI в. для выделения текста. Обычно на уровне последних строк надписи от боковых сторон рамки отходили дуги тяг и смыкались у нижнего, круглого клейма, ниже которого, по оси плиты до ее основания, шел прямой тяг. Очевидно, орнамент подобного типа размещался на утраченной части плиты и первоначально она имела трапециевидную форму...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

8. B.И. Корецкий. Успенский собор как памятник идейно-политической жизни Москвы конца XV - начала XVII века

Успенский собор, будучи кафедральным, играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей. Здесь в 1498 г. Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки) в обход своего старшего сына Василия от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI в., Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 г. по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV в 1547 г. царским венцом...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

9. И.А. Кочетков. Иконописание в Чудовом монастыре по данным расходных книг 1585-1586 и 1628-1629 годов

Расходные книги монастырей часто содержат весьма важные сведения о монастырском иконописании. В записях денежных расходов встречаются имена иконописцев, указывается стоимость выполненных ими работ, упоминаются некоторые произведения живописи. Анализ записей позволяет судить о социальном составе иконописцев, условиях их труда, отношениях между заказчиком и исполнителем, а в отдельных случаях - определить автора и время создания хранящихся в музеях произведений. Полная публикация сведений об иконописании, содержащихся в расходных книгах, является насущной задачей нашей науки. Считаю поэтому полезным опубликовать сведения об иконописании в Чудовом монастыре Московского Кремля, содержащиеся в двух монастырских расходных книгах...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

10. В.В. Машнина. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля (ил. 1, 2) неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако история его создания до настоящего времени полностью не восстановлена. В литературе существуют разные точки зрения. Спорной является датировка иконостаса. Одни исследователи (И.М. Снегирев, С.П. Бартенев) относят его к 1680 г., другие (А. Лебедев, Н.Д. Извеков, А.Д. Недумов, В.Г. Брюсова) - к 1680-1681 гг. Принято считать, что иконостас в своем первоначальном варианте был гладким, золоченым. Однако наряду с этой точкой зрения существует и другая. Так, А. Лебедев утверждал, что с самого начала колонны первого яруса были резными, а в 1813 г. дополнительно были сделаны ажурные резные колонны в середине трех верхних рядов иконостаса, а также царские врата...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

11. А.В. Петухова. К вопросу о цветовом решении декоративного убранства иконостаса Архангельского собора

В 1979-1980 гг. был проведен большой комплекс работ по ремонту и реставрации Архангельского собора Московского Кремля. Пожалуй, одной из наиболее трудоемких была работа по укреплению конструкции центрального иконостаса, находившегося в аварийном состоянии...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

12. Е.И. Смирнова. К вопросу о составе и денежном обеспечении мастеров Оружейной и Мастерской палаты в 1711 - 1730 годах

В архиве Мастерской и Оружейной палаты, хранящемся в ЦГАДА, находится ряд документов первой трети XVIII в., не упомянутых в известных трудах А. Викторова и А. Успенского и не использованных в современной исторической литературе. Это доношения в Сенат, сведения об отпуске вещей для украшения Грановитой палаты и Новослободского дворца, о починке и чистке серебряных изделий, а также переписка о мастерах различных специальностей и выдаче им жалования...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

13. С.Я. Коварская. Серебряный портсигар с изображением Красной площади - памятник ювелирного искусства первых лет Советской власти

Одним из первых решений Советского правительства в области культуры был декрет "О памятниках республики", принятый Совнаркомом 12 апреля 1918 г. Этот декрет положил начало целой системе мероприятий Советской власти, получившей название плана монументальной пропаганды...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

14. И.Я. Качалова. Ремонтно-реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля в 1860-х годах (по материалам московской Дворцовой конторы)

Многочисленные перестройки XVIII—XIX вв. в значительной степени исказили облик Благовещенского собора. Причины, характер и даты некоторых из них вскользь упоминались в дореволюционных публикациях, о других вообще ничего не известно. Наиболее крупные ремонтные работы в соборе проводились в 1859—1867 гг. под руководством архитектора Ф.Ф. Рихтера, они затронули не только архитектуру и монументальную живопись собора, но и многие хранящиеся в нем иконы и произведения прикладного искусства. К этому времени относятся первые попытки исследования памятника и реконструкции его первоначального облика. К сожалению, Ф.Ф. Рихтер слишком свободно относился к своей задаче, обнаруженные им полуразрушенные подлинные фрагменты обычно заменялись весьма произвольными копиями. О характере и объеме этих работ до настоящего времени было известно мало...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

15. Л.И. Введенская. Первые мероприятия Советской власти по реставрации памятников Московского Кремля (1917-1920 годы)

Среди уникальных архитектурных ансамблей прошлого одно из первых мест, несомненно, занимает Московский Кремль. Сохранению и реставрации этого комплекса уделялось большое внимание с первых же лет Советской власти. Уже в 1920-х гг. появляются первые работы, посвященные вопросам музейного строительства и реставрации памятников искусства. Среди них следует особо отметить статью архитектора И.В. Рыльского, возглавлявшего с сентября 1918 г. реставрационные работы в Московском Кремле, содержащую значительный фактологический материал. Следующие три десятилетия дали ряд работ общего характера, в некоторых из них уделяется внимание проблемам сохранения памятников Кремля в первые послереволюционные годы. Осуществленная позднее публикация ряда архивных материалов ввела в научный оборот новые данные по истории реставрации Московского Кремля в Советский период. Но только статья Н.М. Рогожина целиком посвящена проблемам восстановительных и реставрационных работ в Московском Кремле в первые годы Советской власти, учета и сохранения его исторических ценностей, организации музеев. А между тем в Отделе рукописных, печатных и графических фондов Государственных музеев Московского Кремля в фонде Московского Дворцового управления хранятся еще не опубликованные документы (приказы, протоколы, сметы, акты и другие), представляющие большой научный интерес. Автор настоящей статьи ставит своей целью на основе этих документов дополнить и конкретизировать некоторые данные о первом советском периоде ремонтно-реставрационных работ в Кремле...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

16. В.И. Федоров. Основные принципы консервации каменной кладки в памятниках древнерусской архитектуры (по работам, выполненным в Московском Кремле)

Наибольшую сложность в современном использовании историко-культурного наследия вызывает сохранение памятников архитектуры. Трудность заключена здесь в самой специфике архитектурного сооружения. Во-первых, памятник архитектуры - это монументальное произведение, непосредственно связанное со многими аспектами жизни и деятельности человека, с теми или иными социальными явлениями. Приспосабливая к требованиям своего времени, памятник часто перестраивали и переделывали, что вносило изменения в его художественный облик и приводило к его гибели. Во-вторых, архитектурное произведение всегда находится под активным воздействием окружающей его (естественной или искусственной) среды, что в свою очередь предопределяет художественные особенности памятника и его функциональное назначение, а также возможность его дальнейшего сохранения. От природного ландшафта и искусственно созданной среды зависит объемно-планировочное решение памятника. В то же время архитектурно-художественная форма диктует выбор материала и технологию его применения. Архитектурно-конструктивные особенности связаны с функциональным назначением, гидрогеологией, микроклиматом. Использованные в сооружении архитектурно-конструктивные приемы определяют режим эксплуатации памятника, обеспечивают возможность его существования в течение определенного срока. В свою очередь загрязненность воздушного бассейна в современных населенных пунктах в той или иной степени влияет на материал, из которого построен архитектурный памятник (белый камень, кирпич, а также известковая штукатурка, декоративные покраски и стенопись). Повышенная влажность в засоренном газами воздухе способствует развитию микроорганизмов в этих материалах, что вызывает разрушение сооружения...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

17. И.М. Качанова, Т.А. Макарова, С.Ф. Литовченко. К вопросу о влиянии различных методов дублирования на свойства музейных тканей

В последнее время в мировой практике реставрации и консервации музейных тканей широкое распространение получили новые методы дублирования с использованием синтетических клеев. Это явление закономерно и вызвано рядом объективных причин. Прежде всего, применяемые в настоящее время методы дублирования не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. Например, часто используемый для дублирования музейных тканей мучной клей имеет ряд существенных недостатков, в частности, при повышенной влажности воздуха он становится гигроскопичным и набухает, что ведет к деформации тканей. При изменении влажности окружающего воздуха может происходить значительная и неравномерная усадка, в результате чего проклеенная ткань коробится. Ткани, сдублированные мучным клеем, со временем приобретают повышенную жесткость и ломкость. Белесый мучной налет клеевой пленки лишает ткань ее естественного вида, ясности фактуры, блеска, искажает истинный цвет. Однако пригодность того или иного метода во многом зависит от вида и состояния памятника. В качестве известного положительного примера использования мучного клея можно привести реставрацию знамен, хранящихся в Музеях Кремля...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

18. Хроника основных событий в научной жизни Музеев Кремля (1980-1984)

Экспозиции и выставки...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

19. Памяти М.П. Цуканова (1922-1987)

14 июня 1987 г. безвременно ушел из жизни Михаил Петрович Цуканов, в течение десяти лет, с 1977 по 1987 г., возглавлявший Государственные музеи Московского Кремля....

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх