Проблемы русской средневековой художественной культурыГосударственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск VII

Проблемы русской средневековой художественной культуры

Москва, "Искусство", 1990

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

1. Г.К. Вагнер. О системном подходе к изучению русской художественной культуры

В 1979 г. за "круглым столом", организованным редакцией журнала "История СССР", внимание историков сосредоточилось на проблеме "Предмет и метод истории культуры", ядро которой составило понимание культуры как системы. Вопрос оказался труднее, нежели предполагалось, что было видно из довольно различных определений культуры, но что главным ее компонентом является духовная культура, ни у кого не вызвало сомнения. Таким образом, проблема имеет непосредственное отношение к искусствознанию, в области которого затянувшиеся дискуссии по некоторым темам объясняются именно внесистемным, то есть изолированным подходом к предмету исследования...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

2. В.В. Бычков. Заметки древнерусской философии искусства

Художественно-эстетическое сознание, с древних времен присущее человеку, на различных этапах истории по-разному реализует себя в системе материально-духовных феноменов культуры. Для европейского средневековья наиболее полное и глубокое воплощение оно получило в художественной практике, которая в свою очередь активно участвовала в формировании этого сознания. Культура Древней Руси не являлась в этом плане исключением. Самобытное искусство свидетельствует о высоком уровне художественно-эстетической культуры средневековой Руси. Отдавая должное этому искусству и посвящая его исследованию многочисленные научные труды, современная наука все еще мало внимания уделяет анализу другой формы реализации древнерусского художественно-эстетического сознания, которую, в отличие от искусства - художественной практики, можно было бы назвать теоретической...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

3. Л.А. Щенникова. Московская школа живописи XIV - начала XV века в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Среди многообразия тем и направлений в изучении русского средневекового художественного наследия едва ли не самыми сложными и актуальными в настоящее время являются проблемы, связанные с исследованием московской школы живописи. Особое значение московских памятников для изучения произведений других художественных центров определяется тем, что уже в XIV в. Москва стала играть главенствующую роль в процессе сложения национально-русского стиля, явившегося основой для искусства последующего столетия. Выявление истоков, процесса формирования и развития московской художественной школы, характеристика одного из ее этапов (конец XIV - начало XV в.), определение роли Андрея Рублева в дальнейшей эволюции русской живописи - все эти вопросы имеют важнейшее значение. В последние годы интерес к ним возрос и обострился...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

4. Э.П. Саликова. Отражение исторических константинопольских регалий в иконографии иконы последней четверти XIV века "Похвала Богоматери с Акафистом"

В палеологовскую эпоху в византийском искусстве мы встречаемся с использованием новых художественных средств, которые существенно меняют стиль живописи. Выражением этого нового направления являются и расширение тематики церковных росписей, возникновение новых сюжетов и обогащение ранее известных композиций новым духовным содержанием. Появляется стремление иллюстрировать известные литургические песнопения, до тех лор не привлекавшие внимания живописцев, такие, как Акафист Богоматери и Рождественская стихира. При этом новизна заключается не только в желании художников претворить поэтический текст в живописную картину, выразить в художественном образе основные молитвы литургии, по и в стремлении «осовременить» его изображением самой службы, во время которой эти гимны исполнялись. Отсюда появление в иконографических композициях элементов реального церемониала с реалистическими подробностями, введение в композиции исторических персонажей-современников художника...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

5. О. В. Зонова. К вопросу о первоначальном художественном убранстве предалтарной стены московского Успенского собора

К настоящему времени большинство исследователей, которые в той или иной связи касаются росписи алтарной преграды московского Успенского собора, согласны между собой в том, что фресковая роспись преграды появилась в соборе одновременно с иконостасом, то есть в 1481-1482 гг. Первоначально она составляла одно художественное и смысловое целое с входившими в иконостас деисусом, праздниками и пророками, написанными Дионисием, Тимофеем, Ярцем и Коней...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

6. Т.В. Толстая. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля (к проблеме иконографического типа)

"Успение Богоматери" - храмовая икона Успенского собора Московского Кремля - давно и прочно вошла в научный оборот как один из выдающихся памятников, возникших на московской почве. Ее широкая известность и почитание как одной из главных святынь древнего кафедрального храма Москвы, по-видимому, породили легенду о том, что она была написана митрополитом Петром. Эта легенда нашла отражение у исследователей XVIII-XIX вв., начиная с А.Г. Левшина. После раскрытия иконы в 1918-1920 гг. в Центральных государственных реставрационных мастерских она неоднократно упоминалась в научной литературе как памятник московской живописи конца или, точнее, последней трети XV в.. Более подробное освещение она получила в работах Г.В. Попова, который останавливается на проблемах, связанных с уточнением атрибуции и датировки (около 1479 г.), и вместе с тем отмечает ряд особенностей ее иконографии, справедливо указывая на аналогии с некоторыми иконографическими вариантами, характерными для византийского и южнославянского искусства XIII-XIV вв. Оба аспекта изучения еще не до конца раскрыты, однако в настоящей работе мы ограничимся только вопросом о генезисе иконографии иконы, что поможет определить место и значение этого замечательного памятника в русском, и в частности московском, искусстве XV-XVI вв...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,5 Мб) >>

7. Н.А. Маясова. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV-XVI веков

В XIV-XV вв. Россия входила в "культурную сферу", охватывавшую громадные пространства Восточной Европы и распространявшуюся на Малую Азию, Балканский полуостров, Закавказье. Турецкие завоевания, уничтожившие политическую самостоятельность Византийской империи, Сербского и Болгарского царств, резко изменили взаимодействие и значимость отдельных компонентов этой "сферы". В середине XV-XVI в. крупнейшим политическим и культурным центром восточнохристианского мира становится Москва. Ее культурная жизнь обогащается не только за счет местных национальных школ, вливавшихся в единое русло в процессе консолидации русских земель, но также и благодаря привлечению художественных сил из западноевропейских стран и стран южнославянского и восточного православия. Эти силы сыграли свою определенную роль в сложном процессе становления общерусской национальной культуры...

Скачать статью полностью в формате PDF (3,0 Мб) >>

8. И.Л. Бусева-Давыдова. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании

Русское искусство XVII в. (в особенности второй половины столетия) настолько явственно отличается как от предыдущего, так и от последующего этапа развития отечественной художественной культуры, что это естественно вызывает желание определить его своеобразие в категориях теории стилей. Такие попытки делались неоднократно начиная с середины прошлого столетия, но приводили к противоречивым результатам: если некоторые исследователи считали русское искусство XVII в. одним из этапов развития художественной культуры средневековья, то другие доказывали его принадлежность к общеевропейской линии эволюции художественных стилей, отождествляя его с барокко, ренессансом или маньеризмом. Эти разногласия отрицательно сказывались на изучении искусства данного периода и даже на сохранности памятников. Так, признание иконописи XVII в. в целом средневековой приводило не только к искажению общей картины ее развития, к игнорированию или тенденциозной оценке ключевых ее произведений, но и к гибели икон, написанных в нетрадиционной манере и потому обойденных вниманием музейных экспедиций и частных коллекционеров. Отождествление же русского искусства XVII в. с одним из западноевропейских художественных стилей чревато утратой представления о своеобразии национальной культуры, отвечающем историческим условиям развития Русского государства. Поэтому сейчас, когда отечественное искусство XVII столетия изучается особенно интенсивно, кажется актуальным критический анализ основных концепций стиля, существующих в научной литературе...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

9. Памяти М.Н.Костикова. Памяти В.С.Машиной

Скачать полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

вверх