Отчет о научном семинаре 

"Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства"

17 октября в Музеях Московского Кремля прошел научный семинар "Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства". Уже четвертый год на этом семинаре обсуждаются вопросы, связанные с историей отечественной культуры эпохи средневековья и изучением кремлевского музейного собрания.

Традиционно в центре внимания исследователей находятся вопросы атрибуции музейных предметов. В этом году им были посвящены доклады И. А. Стерлиговой о золотом браслете из Киевского клада 1841 года, С. Г. Зюзевой о драгоценной иконе "Благовещение" XVIв., И. А. Бобровницкой о наперсном кресте 1566–1567 гг., Т. В. Житковой о двух реликвариях XVII столетия. Интересное иконографическое исследование было предложено С. А. Трофимовой, которая продолжила изучение иконографического типа "Спас Смоленский", имевшего особенно  большое значение в культуре Москвы. О многогранности этой культуры, о вкладе в ее формирование придворных мастеров и художников, в число которых входили на разных этапах выходцы не только из Западной Европы, но и из восточных стран, говорилось во многих докладах. Работе иранских мастеров в Оружейной палате во второй половине XVII в. было посвящено исследование С. П. Орленко, основанное на документах, хранящихся в РГАДА. Завершили семинар два доклада, связанные с реставрацией и изучением коллекции древних государственных регалий. Реставратор В. Г. Яковлев познакомил аудиторию с реставрацией Алмазного венца царя Ивана Алексеевича, а хранитель этой коллекции С. Г. Зюзева представила предварительные научные наблюдения и выводы, которые стали возможны благодаря реставрационным работам, проведенным в последние годы с двумя Алмазными венцами – царей Ивана и Петра Алексеевичей.

Практически все доклады стали результатом подготовки в Музеях Московского Кремля научных каталогов собрания – томов, посвященных коллекции древних государственных регалий, московскому искусству XVI в., а также каталога произведений отечественного искусства XI – первой половины XIII вв. Продуманность и обоснованность предложенных гипотез и выводов базируется на серьезном изучении хранящихся в Московском Кремле произведений искусства, письменных источников, данных реставрационных исследований.

вверх