ОТЧЕТ

Конференцию открыл вступительным словом Научный руководитель музея Алексей Константинович Левыки. Он приветствовал участников конференции, напомнил собравшимся в зале, что первые Филимоновские чтения состоялись 2001 году в год юбилея Георгия Дмитриевича Филимонова (175 лет со дня рождения), и тогда же было решено сделать их ежегодными.

Алексей Константинович поздравил Нонну Сергеевну Владимирскую, которой 9 ноября исполнилось 70 лет, с юбилеем. Нонна Сергеевна проработала в Музеях 34 года, с 1979 года в должности заместителя директора по науке. С её деятельностью связано много замечательных начинаний - первые археологические раскопки, первые научные каталоги.

В целом, доклады, прочитанные на конференции, отразили процесс исследования коллекций и собраний. Их тематика лежит в русле общей проблематики научных исследований музея. На суд музейной общественности представлялись доклады, освещавшие как хорошо известные собрания и отдельные памятники, так и малоэкспонируемые, но не менее значимые и ценные коллекции.

Отрадной традицией представляется посвящение утреннего заседания первого дня конференции проблемам истории Музеев. Как и в прошлом году с большим докладом, который раскрывал участие Московской Оружейной палаты во Всемирной выставке 1867 года, где комиссаром русского отдела был Георгий Дмитриевич Филимонов, выступила старший научный сотрудник-хранитель фонда рукописной и старопечатной книги Отдела рукописных печатных и графических фондов Музеев Кремля Елена Викторовна Исаева.

К различным событиям музейной истории начала, середины XIX века, а также начала прошлого столетия, обращались в своих докладах сотрудники Музеев Николаева Анна Сергеевна, Щербина Екатерина Витальевна и Виктория Викторовна Павленко.

О комплексном исследовании Церкви апостола Филиппа в Патриарших палатах XVII века рассказала хранитель этого музея Наталия Викторовна Бушуева.

Интересно и неординарно на конференции была представлена источниковедческая тематика. Ольга Борисовна Мельникова обнаружила в Российском Государственном архиве Древних Актов ранее не известный документ - Опись седельной казны царя Василия Шуйского 1609 года. Это уникальная находка. Упомянутая Опись - самый ранний документ делопроизводства Конюшенного приказа - учреждения ведавшего хранением и изготовлением предметов конского убранства. Примечательно, что многие из описанных вещей сохранились в собрании музея. Сейчас идет их идентификация и уточняется атрибуция.

Сотрудник сектора оружия и конского убранства Александр Николаевич Чубинский, нашел оригинальный подход к прочтению уже известного источника "Описи оружия императрицы Анны Иоанновны 1737 года". Через метрологический анализ источника Александр Николаевич пришел к выводу, что составлявшие опись недобросовестно отнеслись к своей задаче. Они до примитива упростили описания предметов и пользовались весьма приблизительными измерительными приборами (проще сказать, палкой или лентой примерно подходящей под размер аршина). Замечательным фактом в этой истории на наш взгляд, стало то, что входивший в состав комиссии из 3-х человек немец не пожелал подписать изготовленную двумя другими её членами и содержащую такие досадные ошибки опись.

Больше всего докладов, раскрыло результаты изучения отдельных предметов и целых коллекций, входящих в состав собрания Музеев. Так, например сотрудник Отдела рукописных печатных и графических фондов Ирина Сергеевна Пармузина - хранитель фонда фотодокументов (малоизвестной широкой аудитории, но очень интересной музейной коллекции) свой доклад посвятила замечательному памятнику фотоальбому "Прогулки в Булонском лесу", подаренному Александру III. А Валентина Георгиевна Чубинская портретам правителей России из коллекции светской живописи. Группы интереснейших предметов из коллекции тканей были рассмотрены в сообщениях сотрудников сектора тканей научно-хранительского отдела "Оружейная палата". Смирнова Наталия Анатольевна рассказала о двух комплектах облачений второй половины XVIII века из ризницы Успенского собора Московского Кремля. Эти предметы интересной судьбы, переделанные, по-видимому, из старых, хранившихся в ризнице облачений, с использованием вкладных драгоценностей (среди которых есть даже женские серьги, сохранившие ушки для крепления к подвеске) и тканей. Поражает роскошь одного из изготовленных облачений, на украшение оплечья, которого пошло 416 отборных персидских жемчужин и великолепные эмалевые дробницы и уникальность события (как известно Екатериной II церковь активно секуляризировалась). Коронационным костюмам императора Павла I и императрицы Марии Федоровны посвятила свой доклад Амелехина Светлана Александровна.

Марина Васильевна Мартынова представила вниманию музейной общественности новые исследования барм из комплекта регалий царя Алексея Михайловича, заказанных в Константинополе Иваном Юрьевым. Марина Васильевна пришла к выводу, что программа декора барм формировалась на протяжении продолжительного периода, возможно в её основе лежат идеи о политическом объединении православного мира под рукой русского государя. Установлен и литературный источник: 148, 149, 150 псалмы царя Давида. Сложная программа, определенная манера исполнения барм привели Марину Васильевну к выводу, что посланец царя Иван Юрьев имел не только “грамоту” посольского приказа, где оговаривался заказ, но и графический рисунок к ней, выполненный одним из знаменщиков Золотой палаты. Таким образом, русский двор выступил автором сложной программы декора барм,– одного из важнейших атрибутов власти, исполненных ювелирами Константинополя.

Интереснейшему памятнику начала XVIII века – дарохранительнице в форме одноглавой церкви из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля был посвящен доклад Ирины Акимовны Бобровницкой. Форма дарохранительницы – не имеет аналогов среди подобных культовых предметов этого времени. Она уникальна по качеству исполнения, что позволяет отнести её к произведениям мастера работавшего в Золотой палате. Заказчицей дарохранительницы была одна из сестер Петра I.

Отдельным памятникам иконописи из собрания Музеев посвятили свои доклады Ирина Алексеевна Журавлева и Раиса Ивановна Клевцова.

Ряд докладов касались вопросов изучения целых коллекций. Мария Александровна Сарычева рассказала о коллекции авторских медалей А.Б. Шабанова (необходимо заметить, что в музее хранятся не только работы, но и архив художника). Новые сведения о процессе формирования кремлевской коллекции знамен в XIX веке, можно было почерпнуть из доклада Марины Петровны Головановой.

Ряд докладов вводили слушателей в круг новой проблематики. Так Юлия Николаевна Звездина осмыслила роль драгоценного камня в духовной проповеди второй половины XVII века, Наталья Александровна Вьюева рассказала о мебельных гарнитурах Большого Кремлевского Дворца и фирмах получивших заказы от двора на изготовление мебели, Людмила Михайловна Гаврилова выявила роль императрицы Екатерины II в развитии медальерного искусства России, Ольга Александровна Соснина разносторонне проанализировала традицию поднесения подарков руководителям государства.

Принесла конференция и сенсацию. Хранителю коллекции русского художественного металла конца XIX - начала XX веков Татьяне Николаевне Мунтян удалось обнаружить в коллекциях Минералогического музея последнее яйцо ювелирной фирмы Фаберже, готовившееся к Пасхе 1918 года. Яйцо-часы задумывалось как сложный механизм. Программа его декора связана с благополучным выздоровлением наследника цесаревича после травмы.

вверх