Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Лев Панкратов, Олег Привалов

 

Суббота, 4 Июня 2005

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 

К.ЛАРИНА – Ну что ж, мы продолжаем традицию музыкальных «Кремлевских палат», приветствую в студии Ксению Басилашвили. Ксюша, добрый день еще раз! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – И давай сразу представим и то, что у нас звучит сейчас в эфире, и, естественно, наших гостей. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, подробно представят то, что сейчас звучит в эфире, именно наши гости, а я пока назову их имена. Сегодня у нас в гостях мужской вокальный ансамбль «Благовест»: художественный руководитель Лев Панкратов и солист Олег Привалов. И тема нашего эфира – живая музыка в Кремлевских интерьерах. И действительно, что же сейчас мы слышим? 

К.ЛАРИНА – Лев, пожалуйста! 

Л.ПАНКРАТОВ – Сейчас вы слышите пасхальное песнопение «Ангел вопияши», автор Павел Чесноков. Это песнопение исполняется непосредственно уже когда сам праздник Пасхи, после Великого Поста. Одно из самых красивых песнопений в этом жанре. 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте чуть-чуть еще послушаем, да, минуточку. 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте теперь немножечко – успеем мы до перерыва на новости немножко рассказать подробнее о самом коллективе. Я так понимаю, что если мужской, здесь только мужские голоса? Очень высокие я слышу. 

Л.ПАНКРАТОВ – Да, Олег. 

К.ЛАРИНА – Расскажите немножечко о коллективе, о составе участников. 

Л.ПАНКРАТОВ – Наш ансамбль – мужской вокальный ансамбль «Благовест», родился в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода – Благовещенский мужской монастырь Нижнего Новгорода – в 1991 году. И с тех пор мы не прекращали нашей деятельности. В основном мы осуществляли нашу деятельность все годы в музее Владимиро-суздальском, где произошло становление нашего ансамбля и его расцвет и рост, и формирование как профессионального коллектива. Только уже спустя много лет, практически 11 лет и, ну, может быть, меньше – 10 лет – нас услышала Елена Юрьевна Гагарина и, вот, предложила нам выступать и в стенах московского Кремля, в Архангельском соборе, в данном случае, для того, чтобы обогатить экскурсию, которая проводится в стенах собора. Вот это краткая история. 

К.ЛАРИНА – Ну, подробнее мы, конечно, будем говорить и о том репертуаре, который представляет на ваш суд, уважаемые слушатели «Эхо Москвы», ансамбль «Благовест». 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Вы пока отвечаете на поставленный вопрос – как назывались особые знаки, которыми в Древней Руси записывали духовные композиции. Надо отдать должное нашим слушателям, они знают ответ на этот вопрос, и очень большое количество правильных ответов. А пока продолжим знакомство с мужским вокальным ансамблем «Благовест». Ну, давайте тогда еще одну композицию послушаем. Еще раз представим наших гостей – Лев Панкратов и Олег Привалов, еще одну композицию мы сейчас вам покажем здесь у нас, пожалуйста. И Лев несколько слов скажет, что это такое. 

Л.ПАНКРАТОВ – Это молитва на литургии Сергея Рахманинова. Литургия – часть богослужебного православного цикла, она звучит по воскресеньям утром или на большие церковные праздники. Вообще, православный богослужебный цикл делится, как бы, на две крупные части – это всенощное бдение и литургия. Вот, «Тебе поем» из литургии Сергея Рахманинова – прекрасное песнопение, шедевр русской духовной музыки в нашем исполнении. Сергей Рахманинов написал литургию в конце XIX века. Она включает много номеров, но вот в данном случае вы слушаете один из них. 

К.ЛАРИНА – Давайте послушаем чуть-чуть. 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 

К.ЛАРИНА – Я еще раз напомню, что это мужской вокальный ансамбль «Благовест», и вот там сейчас мы слышали очень высокий голос – это мужской голос, да, Лев? 

Л.ПАНКРАТОВ – Это наш солист, контр-тенор, Антон Пахомов. От природы ему Богом дан такой высокий, красивый голос и как раз вот для того, чтобы исполнить известную молитву «Тебе поем» Рахманинова, он с успехом это может сделать, потому что редко, вообще, у мужчин встречается голос такой красоты и такой высокий. 

К.ЛАРИНА – Дорогие слушатели, если у вас будут вопросы к нашим гостям, милости просим – наш пейджер работает, 961-33-33, для абонента «Эхо Москвы». И я бы хотела бы, чтобы Олег подключился к нашему разговору и немножечко рассказал о том, как, вот, на голоса раскладывается такого рода ансамбль, который исполняет духовные песнопения – там же наверняка есть свои какие-то законы, да? 

О.ПРИВАЛОВ – Ну, конечно, как и… 

К.ЛАРИНА – Олег бас, да? 

О.ПРИВАЛОВ – Ну, я, как бы, бас-баритон. 

К.ЛАРИНА – Да. 

Л.ПАНКРАТОВ – И солист нашего ансамбля много лет. 

О.ПРИВАЛОВ – Конечно, как и везде, в хоровом искусстве существуют свои определенные законы. В данном случае, в нашем коллективе нас 6 человек и, значит, 2 первых тенора, один из них, Антон Пахомов – это непосредственно контр-тенор, второй тенор и бас-баритон и бас нижний – это у нас Сергей, т.е. как бы, можно сказать бас профундо, т.е. который обладает самым низким голосом. Вся прелесть еще, как бы, нашего коллектива заключается в том, что мы исполняем музыку… сколько нас человек в коллективе – т.е. вот нас шестеро, и мы поем на шесть голосов, т.е. каждый участник коллектива является как бы и солистом, т.е. он исполняет отдельную партию. Поэтому очень богатая палитра хоровая получается и очень широкая. Т.е. много возможностей, много музыки можем исполнять в таком составе. 

К.ЛАРИНА – А на концертных площадках вы исполняете? Или только, вот, в храмах? 

О.ПРИВАЛОВ – Да, разумеется, разумеется, мы поем и на концертных площадках, причем достаточно часто. Непосредственно в Кремле – это Патриарший дворец, большие, развернутые концерты в двух отделениях – и само собой, Оружейная палата. Это одна из наших любимых, наверное, концертных площадок, где мы исполняем. Ну и гастрольные поездки, фестивали и конкурсы. 

К.ЛАРИНА – Насколько я знаю, существуют даже отдельные фестивали вот таких хоровых коллективов, которые поют музыку такого жанра, такого плана, да? 

Л.ПАНКРАТОВ – Ну, мы принимали участие в конкурсе мужских хоров, мужских ансамблей в Калуге и заняли там… это был всероссийский конкурс, проводила кафедра хоровая Московской Консерватории и кафедра хоровая Петербургской Консерватории. Очень высокий статус этого конкурса, и он бывает один раз в два года. Мы заняли первое место на этом конкурсе. Председатель жюри был завкафедрой Петербургской Консерватории, хоровой кафедры, Успенский, профессор Успенский. Мы участвовали в фестивалях в Испании и во Франции, и везде становились лауреатами. Нашу музыку за рубежом любят, ценят, с удовольствием приглашают, и мы всегда охотно откликаемся. 

К.ЛАРИНА – А в чем традиция именно, вот, русской культуры хоровой? Вот можно это как-то сформулировать? 

Л.ПАНКРАТОВ – В русской церковной хоровой культуре никогда, в отличие от европейской духовной музыки… ну, у нас вообще, ведь, музыка вышла из церкви, как и все остальное искусство, в принципе – формировалось оно в монастырях и вообще, связаны с Библией сюжеты в основном были. Мы… 

О.ПРИВАЛОВ – Имеется в виду то, что в Европе никогда… 

Л.ПАНКРАТОВ – Да, в Европе всегда существовал орган в храме, или же участвовал в богослужении оркестр. В русской православной церкви были только голоса, причем до начала, до конца XIХ века это были только детские и мужские голоса – пели мальчики и мужчины. Только в конце XIХ века начали вводить женский голос на клирос для пения молитв непосредственно в храме. И в связи с тем, что никогда не было инструментов, русское хоровое искусство, прежде всего церковное, а потом и светское, получило очень большое развитие, и достигло своих вершин, наверное, самых высоких в мировом музыкальном искусстве. Везде были инструменты, а у нас только человеческий голос, и творения Рахманинова, Чайковского, Чеснокова для православной службы, они, конечно, стоят на уровне шедевров вообще мирового музыкального искусства. 

К.ЛАРИНА – Но это в мире понимают? Потому что Вы сейчас говорили, и я вспомнила совершенно какой-то потрясающий момент – совсем недавно была трансляция на всех каналах – ну, скажем так, европейских – свадьбы принца Чарльза – наверняка, вы тоже в курсе – и там как раз на свадьбе выступал наш коллектив, и пели они… Вы мне подскажите, по-моему, это Рахманиновское какая-то была вещь? 

О.ПРИВАЛОВ – Да, да, да. 

К.ЛАРИНА – Да? 

Л.ПАНКРАТОВ – Да. 

К.ЛАРИНА – Это же о многом говорит, ведь люди сами это попросили, сами это выбрали. Значит, это ценится. 

Л.ПАНКРАТОВ – Это очень красиво. 

К.ЛАРИНА – Да, очень красиво. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Меня интересует еще вот такой вопрос – действительно, мы сейчас говорим о звучании музыки в храме, и музыка всегда являлась в храме частью литургического какого-то действа, да, такого, церковного… 

К.ЛАРИНА – Т.е. это часть службы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Часть службы. Или просто служба, она и есть – да, все вместе. А как меняется – вот вы приходите в Архангельский собор, такой суматошный, туда тысячи туристов ежедневно входит, и многие воспринимают его уже не как храм, ну, а просто как памятник культуры… Т.е. разные же мнения существуют у людей. Вот когда начинает звучать музыка, вот для вас лично, что меняется в атмосфере Архангельского собора, в котором вы поете – там же фрески, там иконостас старейший. 

Л.ПАНКРАТОВ – Ну вот, как раз Вы затронули эту тему, о которой я хотел поговорить. Мы… наш ансамбль был привлечен именно для того, чтобы люди, попадающие в Архангельский собор, не рассматривали его просто как архитектурную достопримечательность. Ведь православное богослужение – это симбиоз, это можно даже рассматривать как синкретический вид искусства, где соединены живопись и декламация, и архитектура, и музыка – неотъемлемая часть литургии, литургического цикла, неотъемлемая часть службы. И для обогащения экскурсии начинает звучать молитва. И люди – вот мы сами это видим, преображаются. Во-первых, стихают все разговоры, и в течение нескольких минут они погружаются в атмосферу богослужения, скажем так. И мы здесь несем вот то молитвенное начало, о котором хотелось бы, чтобы оно звучало и дополняло в данном случае экскурсию. И к нам очень многие подходят и благодарят за пение. Во-первых, нравится нам то, что, вот, после того, как молитва заканчивается, сколько бы ни было посетителей в храме, всегда стоит тишина. Потом там же ведь несколько мгновений полной, абсолютной тишины. Мы же поем… там находится усыпальница великих князей и русских царей – великие люди Российского государства. Чем чаще звучит молитва над их захоронениями, тем они спокойнее себя чувствуют. 

К.ЛАРИНА – Я хочу несколько вопросов задать от наших слушателей. Во-первых, Лена тут поправляет меня, и говорит, что на венчании у принца Чарльза исполняли Гречанинова. Спасибо большое, Лена! А «скажите, пожалуйста, вам удавалось разыскать новые старинные сочинения и расшифровать крюковые записи?» - спрашивает Александр. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ага, вот все-таки задали вопрос про крюковые записи! Сейчас вообще кто-то их исполняет, эти крюковые записи? 

Л.ПАНКРАТОВ – Я лично этим не занимался, потому что нужно быть ученым, надо музыковедческий факультет заканчивать, чтобы серьезно этим заниматься. Мы поем уже готовую музыку, тем более, что очень много музыки, написанной, вот, в XVIII, XIX, ХХ начала, годов, уже есть… веках. Поэтому мы сами не занимаемся. А вообще, я знаю, что в старообрядческих церквях они поют одноголосно, и до сих пор они поют знаменные распевы именно по крюкам. Там не фиксируется точная высота ноты – где-то очень приблизительно. Но расшифровывают их… 

К.ЛАРИНА – Вот, кстати, по этому поводу тоже есть вопрос от наших слушателей: «Скажите, пожалуйста, исполняете ли вы старинные одноголосные распевы?» 

Л.ПАНКРАТОВ – Исполняем, Валаамского напева, «Свете тихий» - знаменного распева. Потом, Рахманинов же писал свои песнопения строго, он не изменял знаменный распев, просто его гармонизовал. И другие композиторы – мы знаменные распевы очень много исполняем, вплоть до XVII века. 

К.ЛАРИНА – «Где вы получили музыкальное образование, где учились вокалу?» - вновь вопрос от нашего слушателя. Олег! 

О.ПРИВАЛОВ – Музыкальное образование мы получили все в Нижнем Новгороде, хотя в нашем коллективе люди из различных городов нашей страны – это из Кирова, из Владимира, из Перми. Но все мы получили свое образование в Нижнем Новгороде. 

К.ЛАРИНА – А где в Нижнем Новгороде? 

О.ПРИВАЛОВ – Мы заканчивали Нижегородскую хоровую капеллу мальчиков, хоровое училище или музыкальное училище. Нижегородскую консерваторию, хоровую кафедру. И вот, как бы, все вместе мы пели в монастыре, и на базе, вот, монастырского хора, правого клироса, образовался непосредственно наш коллектив, наш ансамбль. 

К.ЛАРИНА – Т.е. уже давно сложился именно этот коллектив? 

О.ПРИВАЛОВ – Ну, он немного менялся, т.е. кто-то уходил, кто-то новый приходил. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вместе мальчиками учились и потом… 

Л.ПАНКРАТОВ – Учились, да, но у нас разный возраст. Я постарше ребят, они помоложе учились, и, ну, капелланы друг друга знают вне зависимости, в каких годах они заканчивали Капеллу. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня еще тоже был вопрос, вот по исполнению в различных таких вот, сооружениях кремлевских, но не обязательно в московском Кремле – вы же наверняка еще пели и в Кремле Нижнего Новгорода? Вот в чем для вас разница здесь? Вот, вроде бы, Кремль и есть Кремль. Вот в чем – может быть, в акустике, не знаю, в восприятии? 

Л.ПАНКРАТОВ – Много лет пели в замечательном музее в Суздале – там тоже Кремль. Мы там пели в оружейных… Ой, мы там пели в Крестовой палате, да. 

О.ПРИВАЛОВ – Крестовая…Патриаршая палата. 

Л.ПАНКРАТОВ – В Крестовой палате. Музеем руководит Алиса Ивановна Аксенова – вот это под ее началом наш коллектив сформировался и вырос, и стал таким, которым он сейчас уже существует, уже лауреатом международного и всероссийского конкурсов. Мы пели в Кремле Нижнего Новгорода… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну вот в чем-то разница есть, существует для вас? 

Л.ПАНКРАТОВ – Разница… конечно… там, кстати, тоже Архангельский собор, где останки Минина… 

О.ПРИВАЛОВ – Но только он не расписан. 

Л.ПАНКРАТОВ – …захоронены, да. Но там все было уничтожено, и он сейчас не расписан, хотя он действующий, и там служба проходит. Разница есть, наверное… ну, все-таки, московский Кремль… соборы московского Кремля древнее, здесь сама история живет и дышит. Она здесь… понимаете, вот, воспринимается сейчас, как будто это все существует параллельно с нами. Связь времени осуществляется. Конечно, это присутствует во всех русских Кремлях и в других исторических местах. Но здесь для меня это место святое, потому что центр России. Здесь Россия родилась, она отсюда формировалась, развивалась. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А Владимир Путин к вам в Архангельский собор приходил? 

Л.ПАНКРАТОВ – Нет, Владимир Путин к нам приходил как раз в Суздальском Кремле. Мы выступали на Рождество, когда наш президент посетил рождественскую службу в городе Суздале, и вот, значит, в эти рождественские праздники был небольшой концерт нашего ансамбля, еще детский хор выступал, тоже православный, мы выступали... Тогда он остался очень благодарен нам, пожелал всех благ. Его Святейшество патриарх московский и всея Руси также нас слышал, благословил, и даже у нас есть письменное благословение Его Святейшества на пение в соборах московского Кремля. 

К.ЛАРИНА – Вопрос от Марины: «Входит ли в репертуар ансамбля романсы и русские народные песни?» 

Л.ПАНКРАТОВ – Да, конечно, когда мы проводим большие концерты ансамбля, естественно, мы включаем популярную русскую музыку. Такие песнопения, как «Отговорила роща золотая» - всем известные стихи Есенина, музыка Пономаренко, – знаменитый романс Алябьева «Вечерний звон», «Выхожу один я на дорогу» - стихи Михаила Лермонтова – и многие другие популярные песнопения, в том числе, русские народные песни в академическом переложении. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И я еще знаю, хочу добавить – вот уже не про ансамбль «Благовест», может быть – я узнала о том, что в Архангельском соборе, кроме того, еще исполняют джаз, что, честно говоря, было для меня неожиданностью. Я думаю, что мы, вот, может быть, летом, позовем обязательно этих музыкантов, которые, вот, с такой неожиданной трактовкой, тоже с приглашения Елены Юрьевны Гагариной, выступают в Кремле. 

К.ЛАРИНА – А кто это? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот не знаю, обещали рассказать. 

О.ПРИВАЛОВ – Есть. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Есть, да, такие музыканты? 

О.ПРИВАЛОВ – Но только не в Архангельском соборе. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Не в Архангельском, просто в Кремле. 

Л.ПАНКРАТОВ – Но только они не исполняют джаз, они исполняют джаз на концертах. В Архангельском соборе они поют только духовную музыку… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А, вот так вот! 

Л.ПАНКРАТОВ – …причем определенного содержания. Они ансамбль, такой же хороший, в общем, замечательный ансамбль… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И поют, и играют джаз тоже? 

Л.ПАНКРАТОВ – Они вне стен Кремля, скажем так. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Все понятно. 

К.ЛАРИНА – А вы вне стен собора поете джаз? 

Л.ПАНКРАТОВ – Нет, мы ориентируемся на академическом русском искусстве музыкальном… 

К.ЛАРИНА – Т.е. не хулиганите? Нет? 

Л.ПАНКРАТОВ – Элементы джаза и других течений музыкальных все равно проникают в нашу жизнь, и в том числе, и в музыку – какие-то отголоски мелодические проникают. И естественно, и в нашем это есть исполнении. Но так, специально, джазовые композиции мы не исполняем. 

К.ЛАРИНА – Перед тем, как дать в эфир нашу заключительную композицию, как раз из светской музыки – это с диска «Отговорила роща золотая», как раз на стихи Есенина – мы послушаем в конце нашей передачи. Традиционный вопрос, который я просто приберегла на финал, что вполне естественно – где можно купить записи ваших концертов или каких-то программ. И второе, как часто вы выступаете в Кремле, как можно именно на вас попасть, как нашим слушателям об этом узнать? 

Л.ПАНКРАТОВ – Мы в Архангельском соборе поем три дня в неделю – это понедельник, вторник и среду. Концерты у нас бывают в Патриаршем дворце, но такие, большие, двухчасовые концерты мы проводим, в основном, осенью или весной. Летом просто загружен очень музей, и это очень сложно делать. А наши диски можно купить, конечно, вот, в Архангельском соборе, или скоро, возможно, они появятся в «Доме книги», это рядом с вами… 

К.ЛАРИНА – Здесь. 

Л.ПАНКРАТОВ – Да. Нас уже давно… Нам давно предлагают туда наши диски принести, они как бы будут их продавать и популяризировать, в том числе, русское православное искусство. 

К.ЛАРИНА – Спасибо большое, Лев Панкратов и Олег Привалов, которые представляли в нашем эфире мужской вокальный ансамбль «Благовест» в рамках передачи «Кремлевские палаты», передачу для вас провели Ксения Басилашвили и Ксения Ларина. Спасибо вам большое! 

О.ПРИВАЛОВ – Всего доброго! 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 
вверх