Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Жаник Дюран, Виктория Павленко

 

Суббота, 11 Сентября 2004

К.ЛАРИНА - Ну что ж, сегодня у нас должна быть настоящая премьера, поскольку в полном составе эта передача выходит в эфир - 'Кремлевские палаты'. У микрофона Ксения Ларина. Напротив меня Ксения Басилашвили, Ксюша, здравствуйте еще раз.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Добрый день

К.ЛАРИНА - Мы сегодня открываем цикл передач, посвященных музеям Кремля и музеям мира, наверное, поскольку сегодня наша программа международная. Наши сегодняшние гости - Виктория Павленко - начальник выставочного отдела музеев Московского Кремля. Здравствуйте, Виктория

В.ПАВЛЕНКО - Добрый день.

К.ЛАРИНА - Ну, а нашего заморского гостя, наверное, Ксюша представит.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да, сегодня в гостях у нас господин Жаник Дюран - куратор отдела декоративно-прикладного искусства музея Лувр, специалист по византийскому и средневековому искусству. Его имя и печатные труды хорошо известны в Европе и Америке. А, кроме того, господин Жаник Дюран - член национального византийского комитета и профессор искусствоведческой школы 'Эколь де Лувр'

К.ЛАРИНА - Добрый день, месье Дюран, здравствуйте.

Ж.ДЮРАН - Здравствуйте.

К.ЛАРИНА - Татьяна Пилепейко сегодня нам помогает, Тане тоже не чужда тема разговора сегодняшнего. У нас сегодня два специалиста из недр радиостанции 'Эхо Москвы' по музеям.

Т. ПИЛИПЕЙКО - Я просто технический специалист.

К.ЛАРИНА - Но все равно, я знаю, что тебе это будет интересно, сегодняшняя передача. Мы хотели сразу уникальный совершенно вам отдать подарок. Сразу же по телефону 203-19-22 для тех, у кого есть возможность пользоваться компьютером в домашних условиях, мы хотим подарить вам диск 'Прогулки по Лувру'. Это та самая индивидуальная экскурсия, которую можно проделать, если включить компьютер, нажать на мышку, и побежать - побежать по зала Лувра. В прошлый раз у нас такую виртуальную экскурсию проводили наши гости по музеям Кремля - очень быстро. Пробежку по радио. А сегодня мы хотим отдать вам эти прогулки по телефону 203-19-22. Если хотите сразу же, сегодня или завтра попасть в Лувр - делайте это по телефону. Пожалуйста. Алле, здравствуйте!.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Марина.

К.ЛАРИНА - Марина, у вас есть возможность компьютером пользоваться?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

К.ЛАРИНА - Хотите по Лувру прогуляться?

СЛУШАТЕЛЬ - Очень.

К.ЛАРИНА - А вы когда-нибудь там были в настоящем Лувре?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, у меня сын мечтает.

К.ЛАРИНА - Нет? То есть, у вас все впереди. Вы сейчас подготовитесь очень хорошо, походите вместе с экскурсоводом виртуальным вместе по музеям Лувра, ну а потом, даст бог, и в Париж отправитесь?

СЛУШАТЕЛЬ - Да, спасибо вам огромное.

К.ЛАРИНА - Спасибо вам за звонок, оставляйте, пожалуйста, свой телефон, не кладите трубку. Итак, первый подарок мы отдали. Ну, а про остальные подарки, надо, наверное, сказать Ксюше.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да, и у нас есть сегодня действительно несколько уникальных призов. Вот один из них, прямо скажем так, только что испекся. Сотрудники музеев Кремля вручную специально для радиослушателя радиостанции 'Эхо Москвы' сшивали каталог 'Сокровища французской короны', которая представляет экспонаты выставки из музея Лувр. Которая откроется 14-го числа. Вот, о ней у нас сегодня пойдет разговор. Еще сам господин Дюран не видел этого каталога, впервые на радиостанции 'Эхо Москвы' он смог его полистать, посмотреть, восхитился, я видела, ему очень понравилось. И наши радиослушатели смогут получить вот такой уникальный подарок - коллекция Людовика 14-го. А кроме того, у нас сегодня еще такие призы - магазин 'Москва' предоставил экземпляр альбома 'Московский Кремль'. Этот альбом выпущен в Петербурге типографией Иван Федоров. И фотографии там замечательного фотографа Рахманова. И так же, буквально только что, вышел тираж альбомов 'Прогулки по Московскому Кремлю'. Это такой альбом в твердой обложке. Издательство 'Интербук Бизнес' предоставило его нашей радиостанции. Это старинные гравюры московского Кремля. Это уникальное издание.

К.ЛАРИНА - Книжка целая. Там текста масса.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да, книга целая, там и тексты, и прекрасные репродукции.

К.ЛАРИНА - Ну что же. Надо сразу задать вопрос нашим радиослушателям для того, чтобы они могли сразу на пейджер отправлять свои ответы. И во второй части нашей программы, наверное, в 12:35 мы примем один телефонный звонок. И если вы правильно ответите на вопрос, который Ксения вам сейчас задаст, то получите ты самую удивительную историю - 'Сокровища французской короны' - вот тот альбом, который первый Ксения представляла. Ну, а на пейджер вам нужно будет ответить на вопрос, Ксюш, давай его тоже зададим.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да, и вопрос у нас тоже такой русско-французский. Какой подарок преподнес Наполеон Бонапарт Александру Первому по случаю заключения Тильзитского мира? Между прочим, теперь этот дар хранится в Оружейной палате Кремля. Вот вспомните, пожалуйста.

К.ЛАРИНА - Еще раз, пожалуйста.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Итак, какой подарок ценный, хрупкий, преподнес Наполеон Бонапарт Александру Первому по случаю заключения Тильзитского мира. И теперь этот прекрасный дар хранится в Оружейной палате Кремля.

К.ЛАРИНА - 974-22-22, для абонента 'Эхо Москвы'. Присылайте ваши ответы. У вас есть время подумать, или воспользоваться какой-нибудь справочной литературой. А я хочу задать первый вопрос месье Дюрану. У вас есть любимый экспонат в Лувре?

Ж.ДЮРАН - Есть, конечно.

К.ЛАРИНА - Ну, расскажите, что это такое.

Ж.ДЮРАН - Это небольшой кубок. Византийский кубок. В Париже в 16-м веке этот кубок был оправлен в золото. И там появились львиные морды. В какой-то мере была стилизация под античность. Затем эта оправа была реставрирована в 18-м веке. И в результате получался вот такой очень любопытный предмет, потому что никто не может даже понять, для чего именно этот объект использовался в византийскую эпоху.

К.ЛАРИНА - Ну, из него пили?

Ж.ДЮРАН - Нет, скорее всего, нет. На самом деле, все вот эти предметы, они не использовались в реальной жизни. Понимаете, это были просто инструменты престижа королевского.

К.ЛАРИНА - Ну, что же, у нас в музеях Кремля тоже кое-что есть. Не знаю, как насчет кубков, но, то, что сегодня выбрала Ксюша для нашей рубрики 'Экспонат'. Предмет, или что там, шедевр. Это что у нас, трон?

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да, я просто обратила внимание на то, как тяжело у нас сиделось русским царям.

К.ЛАРИНА - Ну, давайте послушаем историю про наши троны.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Многое зависит от того, на чем ты сидишь. И характер Ивана Грозного, не исключено, следствие вечно застывшего царского трона. Высокая прямая спинка не располагала к позам вальяжным. А жесткость деревянного остова усугублялась покрывавшими его пластинами из слоновой и моржовой кости. Остроумные современники назвали этот аскетичный предмет мебели 'костяным стулом'. Твердо сиделось царю Ивану. Сложно приходилось подчиненным. Жемчуга ли, ткани ли, серебро и отделка золотом смягчили царскую участь восседать на троне, но царю Алексею Михайловичу восседать на своем троне было явно комфортнее. Это следует из его поступков. Но, чтобы убедиться в нашей теории причинно-следственных тронных связей, вспомним его так называемый Алмазный трон, выставленный в Оружейной палате. 'Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею' - говорит дарственная надпись. В 1660-м году трон царю преподнесла Армянская торговая компания. Купцы ждали от Алексея Михайловича содействия, льгот для продажи в России своих товаров. Тактических промахов коллег из Западной Европы, излишнюю твердость сидения повторять не стали. Зачем же провоцировать возрождения Ивановой жестокости. Спинку обили бархатом, на черном фоне две фигурки крылатых гениев поддерживают корону. Сандаловое дерево, окаймленное бирюзой, и 800 алмазов в наборе растительного орнамента - трон считается самым нарядным в собрании музея. За степень его мягкости не ручаюсь, на тронах не сиживала. И все же, количество твердых, пусть и драгоценных материалов, используемых в украшении, заставляет задуматься о нелегкой участи царей русских. Ведь трон по замыслу создателей - символ грядущего на небесах вечного блаженства владельца. Но и в райских кущах, оказывается, могут постелить жестко.

К.ЛАРИНА - Ну что же, давайте пойдем дальше, поближе к шедеврам, и, наверное, надо предоставить слово Виктории Павленко, чтобы она несколько слов сказала вообще об этой идее совместной акции, скажем так, музеев Кремля и Лувра.

В.ПАВЛЕНКО - Мы очень рады, что эта идея воплотилась, потому что впервые она зародилась еще 2 года назад, когда экспонаты Московского Кремля участвовали в выставке 'Век роскоши эпохи Людовика 13-го'. Несколько экспонатов, которые не сохранились в Париже, и сохранились в музеях Кремля. И тогда появилась впервые идея, озвученная директором музеев Кремля Еленой Юрьевной Гагариной о возможности проведения выставки из коллекции Лувра в Московском Кремле. На протяжении 2-х лет велись активные переговоры. Наши представители приезжали в Лувр, общались с директором Луврского музея Анри Луареттом. И уже, когда было получено принципиальное согласие на представление экспонатов Лувра в Кремль, приехали представители отдела декоративно-прикладного искусства, они посмотрели Кремль, они посмотрели выставочные залы, им все понравилось. И тогда решили, что впервые в Кремль приедет коллекция уникальных чаш из коллекции Людовика 14-го, вещи, которые никогда не покидали территорию и Лувра, и Франции. Для нас это большое событие, потому что это первая выставка совместная Кремля и Лувра - двух старейших, двух крупнейших музеев мира. Выставки очень долго готовилась, потому что было очень много организационных моментов. Но нам удалось и выполнить все требования французской стороны, которые касались страхования экспонатов, транспортировки, потому что это уникальные произведения, существуют определенные правила их перевозки. И здесь на очень помогла британская страховая компания 'Марш', которая смогла застраховать экспонаты от всех рисков, в том числе, и от терроризма, что делают не многие компании. И по доступным для нашего музея деньгам. И, конечно, это потрясающее событие для Кремля, потому что ведь очень мало россиян может в настоящее время посетить и Францию, и Лувр. И те сокровища, ту жемчужина французской короны будет в Кремле.

К.ЛАРИНА - Сколько всего экспонатов привозите, месье Дюран?

Ж.ДЮРАН - 23.

К.ЛАРИНА - Это на один зал?

В.ПАВЛЕНКО - Да, на один зал. И здесь мы постарались показать эти сокровища таким образом, чтобы каждую вещь можно было посмотреть.

К.ЛАРИНА - Потрогать руками:

В.ПАВЛЕНКО - Ну, не до такой степени, конечно. Но даже чаша из агата, или из горного хрусталя в лучах даже искусственного света, она создает потрясающую игру света, игру камня. Мы видим это на расстоянии 20-30-сантиметров. Ведь это даже то, что практические невозможно в самой экспозиции.

К.БАСИЛАШВИЛИ - То есть, это практически получается даже то, что невозможно в самом Лувре, да?

В.ПАВЛЕНКО - Ну, мы попытались сделать именно так саму экспозицию, чтобы максимально:..

Ж.ДЮРАН - Это совершенно точно, что вы видите их лучше, чем можно было бы увидеть их в Лувре.

К.ЛАРИНА - А почему?

В.ПАВЛЕНКО - Это достоинство любой выставки, потому что каждая вещь отдельно. К ней можно подойти, рассмотреть со всех сторон. И именно на этом мы основывали свою экспозицию в Кремле.

К.ЛАРИНА - Месье Дюран, а какие экспонаты вы хотели бы получить на выставку в Лувр из музеев Кремля?

Ж.ДЮРАН - Ну, прежде всего, как раз из отдела декоративного искусства. потому что наши коллекции на самом деле, они близки, и даже друг друга дополняют, хотя, конечно, они очень разные. Ну, во-первых, что касается драгоценностей короны. Надо сказать, что не было никогда российских царей таких же, как французских, потому что они были совершенно разными, у них требования были совершенно разные к декоративно-прикладному искусству. И потом, есть еще другой момент, есть в Кремле такие вещи, которые у нас, в нашей стране уже не существуют. А есть такие, о которых, в принципе мы никогда не знали, поскольку у нас подобного никогда не бывало. Поэтому, я считаю, что этот первый контакт заслуживает того, чтобы мы продолжали.

К.ЛАРИНА - Мы сейчас прервемся на выпуск новостей, потом продолжим программу, которая называется 'Кремлевские палаты'. сегодня у нас и Лувр присутствует в качестве одной из палат, да? И после новостей вы услышите анонсы от Ксюши Басилашвили, она вас пригласит еще на какие-нибудь мероприятия, в том числе в музеи Кремля, и на выставку Луврскую, наверное, да?

К.БАСИЛАШВИЛИ - Ну, да, еще раз.

К.ЛАРИНА - Ну, если что есть добавить, Вик, добавьте.

В.ПАВЛЕНКО - Да, вы знаете, эта выставка - это только начало большой программы, которую организует музей Кремля - 'Мировые сокровищницы в Кремле' . сейчас ведутся переговоры с крупнейшими мировыми музеями, ведутся переговоры с 'Зеленым сводом' - это коллекция Августа Саксонского из Дрездена. Принципиальное согласие получено из Санкт-Петербурга из 'Золотой кладовой' Эрмитажа, а так же из венского музея истории Искусств. Ведутся даже переговоры и с Токио, с Императорским Королевским Дворцом. Поэтому, мы надеемся, что на протяжении 3-4-х лет, а может быть, и более, в Кремле будут показываться именно мировые коллекции королевских собраний. А что касается, совместного проекта с Лувром, то по нашим планам, ответная выставка состоится в 2006 году, выставка Византийского искусства из собраний Московского Кремля в Лувре.

К.ЛАРИНА - Ну а мы еще раз представим наших гостей - это Виктория Павленко - начальник выставочного отдела Московского Кремля, и куратор отдела прикладного искусства Лувра Жаник Дюран. Наш телефон 203-19-22, у нас уже есть правильные ответы на вопросы, которые Ксения нам задала, Ксюш, давай еще раз его повторим.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Какой подарок преподнес Наполеон Александру Первому по случаю заключения Тильзитского мира? Теперь этот дар хранится в Оружейной палате Кремля.

К.ЛАРИНА - Ну что же, теперь давайте попробуем на этот вопрос по телефону ответить, и книжка, которую сейчас листает Татьяна Пилепейко уйдет к нашему слушателю. 'Сокровища французской короны' - так называется этот альбом. Просто у нас премьера сегодня этого альбома, я так понимаю, на радио. Алле, здравствуйте!.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. По-моему, он подарил ему сервиз.

К.ЛАРИНА - Какой?

СЛУШАТЕЛЬ - Фарфоровый.

К.ЛАРИНА - Какой?

СЛУШАТЕЛЬ - Севрский.

К.ЛАРИНА - Я думаю, что мы не примем этот ответ. Да? Фарфоровый - было сказано. Но, это еще не главное. Главное, как он назывался, наверное, да? Еще ждем 203-1922, пожалуйста. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ - Я думаю, что этот сервиз называется 'египетский'.

К.ЛАРИНА - Нет, не так все просто. Пожалуйста, еще звонок, 203-19-22. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ - Этот сервиз назывался 'Наполеон'.

К.ЛАРИНА - Нет, не 'Наполеон'. Следующий звонок, 203-19-22. Алле, здравствуйте! Я бы так не мучила наших слушателей, если бы передо мной не было такого количества правильных ответов на пейджер, значит, это не так все-таки сложно, можно назвать точно. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Александр из Екатеринбурга беспокоит. Это Олимпийский сервиз.

К.ЛАРИНА - Браво! Олимпийский сервиз, Александр, молодец, именно к вам, в Екатеринбург отправляется этот уникальный каталог. Оставляйте свои координаты нашему референту, не пропадайте из эфира.

В.ПАВЛЕНКО - И отправлять в Екатеринбург тоже символично на самом деле.

К.ЛАРИНА - Да, да, сокровища французской короны уходят в Екатеринбург, действительно. Ну, что же, давайте дальше продолжим знакомство с Лувром, Ксюш, я думаю, что можно расслабиться и поговорить с нашим гостем.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Да даже о вещах, которые представлены, об этих вазах уникальных. Может быть, вы расскажете, 23 вещи, почему именно эти 23, их ведь гораздо больше.

Ж.ДЮРАН - Выбор на самом деле основывался на нескольких критериях. Ну, конечно, качество самого экспоната, от представительности, потому что коллекция королевских драгоценностей, можно сказать, что она уникальна в своем роде. Там есть и античные экспонаты, и византийские и средневековые. Кроме того, французский и итальянский ренессанс и германские объекты. И за тем, конечно, происхождение, потому что все эти предметы принадлежали Людовику 14-му, или его наследникам. Ну, за тем, эстетические критерии. Хотелось показать и многообразие камня используемого, и различные стили оправы. То есть, мы хотели, чтобы выставка давала впечатление о разнообразии этой коллекции.

К.БАСИЛАШВИЛИ - А как складывалась эта коллекция, к Людовику эти вазы попадали случайно, начиналась она случайно, как сокровищница подарков, или это был сознательный его выбор? То есть он искал вещи? Как это происходило?

Ж.ДЮРАН - На самом деле, французские принцы, точно так же, как и в Римской империи, как и другие представители правящих фамилий, любили коллекционировать различные красивые предметы, среди которых кстати немалое место занимали кубки. Но, дело в том, что когда Людовик 14-й пришел к власти, я говорю здесь о дате 1601-й год, когда власть стала реальной, то в наследство он получил не так уж много камней. И он все сделал, чтобы восполнить это опоздание. И, конечно, ему при этом хотелось еще и превзойти своих конкурентов в Европе. И когда вы являетесь французским королем, у вас не так много возможных вариантов действия. Вы принимаете подарки, которые к вам поступают. Но, здесь ситуация достаточно редкая. Потому что такие вещи, они стоили целое состояние. Затем вы их приобретаете. И здесь вы, конечно, используете специальных людей, которые исследуют для вас европейский рынок, путешествуют, ищут, одним словом. Ну, вот, например, когда умирает такой видный деятель, как министр Мазарини, а после него осталась крупная коллекция, и естественно, был вариант договориться с наследниками. Затем, можно дать понять другим европейским государям, что если подарок вам будет представлять собой именно произведение из камня, то вы будете весьма признательны. На самом деле, у Людовика 14-го была просто навязчивая идея, которая сыграла свою роль в истории искусства. И мы видим, как росла эта коллекция, потому что непосредственно от своих предков, от родителей, он в составе коронных ценностей получил, может быть, десяток - полтора таких предметов. После того, как завершилось его долгое царствование, после его кончины, а это был уже 1728-й год, почти тысяча таких предметов была в его коллекции.

К.ЛАРИНА - Скажите, пожалуйста, месье Дюран, а как со вкусом было у Людовика 14-го?

Ж.ДЮРАН - Ну, судить об это будут посетители выставки. Но лично я считаю, что да. Я считаю что да, и очень многие историки искусства разделят мое мнение в этом. Но дело тут вот в чем. Каковы бы не были личные вкусы любого зрителя, отношение к тем или иным стилям, любой человек, который туда придет, он не останется бесчувственным, видя и столь интересный материал, и столь тонкую работу. Это первое. И потом, еще очень интересно вещь как раз в работе. Там либо очень тонкая резьба непосредственно по твердому камню, либо столь же тонкая работа над оправами. Но, кроме того, конечно, красота самого материала, самого камня. Нужно понимать, сердолик, в зависимости от того, как вы на него смотрите, на свет, в зависимости от освещения, и от того, с какой стороны, меняет цвет и рисунок свой. Потому что эти камни, они на самом деле являются полупрозрачными, они слегка пропускают свет, и это создает еще дополнительное впечатление.

К.ЛАРИНА - Еще один вопрос. Много ли можно узнать о характере коллекционера по коллекции?

Ж.ДЮРАН - Да. Конечно, можно, во всяком случае, понять вкус короля. Я еще раз говорю, что это был еще и вопрос престижа. То есть, надо было собирать все самое красивое, и оправа, это как правило, именно золото, и камни, которые украшает эта оправа, это драгоценные камни. Но, здесь есть еще все-таки и та тонкость работы, которая вообще характеризовала французское искусство второй половины 18-го века. Поэтому, здесь есть некоторое равновесие между французским стилем той эпохи, между итальянским ренессансом, есть взаимное влияние. А выставка, она действительно, если хотите, такая, как развернутый веер, который показывает все стороны и аспекты этой коллекции.

К.ЛАРИНА - А что собирает сам месье Дюран?

Ж.ДЮРАН - Нет, я не коллекционер, вы знаете. Это вообще запрещено. Запрещено внутренним моральным кодексом, во Франции это так, для тех людей, кто работает в музеях.

К.БАСИЛАШВИЛИ - То есть, это негласный кодекс какой-то?

Ж.ДЮРАН - Конечно, моральный кодекс. Это правило. Не говоря уже о том, что когда ты несешь ответственность за такие коллекции, пытаться с ними соперничать, ну, это: тщета просто. Достаточно посмотреть на ту коллекцию, которая собрана здесь в Кремле. Поймите, уже не менее века прошло с тех пор, как подобные вещи вообще не попадают на рынок. И даже предметы меньшего уровня давно стали очень редки. И в общем, не надо в жизни смешивать одно с другим.

К.ЛАРИНА - У нас очень популярна книга 'Код да Винчи', вы наверняка слышали о ней?

Ж.ДЮРАН - Слышал, купил даже, но не успел прочесть.

К.ЛАРИНА - Главный герой этой книги - куратор Лувра, напоминаю нашим слушателям.

Ж.ДЮРАН - Вы же понимаете, что беллетристика - есть беллетристика. Вымысел - есть вымысел. Но все равно, как и в любом крупном музее мира, и в Лувре свои тайны.

К.ЛАРИНА - А самая главная тайна Лувра, которая еще не раскрыта, для вас, какая?

Ж.ДЮРАН - Ну, раз я еще ее не раскрыл, как я вам о ней расскажу? Я не думаю, что Лувр изобилует тайнами, нет.

К.ЛАРИНА - То есть, там не хранится чаша Грааля?

Ж.ДЮРАН - Нет, вот этого у нас точно нет.

К.ЛАРИНА - Ну, давайте мы послушаем нашего коллегу Сергея Бунтмана, который еще одну историю о кремлевских музеях нам с вами расскажет.

С. БУНТМАН - Для нас давным-давно, а для Кремля недавно, летом 1937-го года на имя начальника главного Управления Госбезопасности НКВД Хреновского поступила телеграмма. В ней сообщалось секретно, что в Ленинградской области обнаружились две вороны с кольцами германия, и номерами Д и так далее. Местный комиссар безопасности сделал вывод, что германская разведка изучает направление ветра с целью поджогов лесов и скирд. Хреновский переправил секретное донесение Сталину. НКВД тогда, судя по всему, отвлекся на уничтожение собственных граждан, и репрессии против пернатого Люфтваффе не последовало. Но, неизвестно, правда, по чьему заданию, вороны продолжили подрывную деятельность не где-нибудь, а в самом Кремле. Вороны тучами не просто летали над дворцами и соборами, и делали свои естественные дела. Но и съезжали, садились на хвост, и съезжали прямо по золоченым куполам вниз. Во что превращалось бесценное золото, ясно. Не ясно только, как с этим бороться. Стрелять - не перестреляешь, пугать - не пугаются. Ловушки делали в виде домиков - влетишь - не вылетишь. Вороны быстро поняли, в чем тут дело. Дорогостоящие реставрации были птицам только в удовольствие, и заканчивались крахом. В 50-м году, и об этом не так давно напоминали коллеги из журнала 'Итоги', комендант Кремля вспомнил о соколиной охоте. Привезли соколов, обучили, или доучили, есть разные версии. Из кремлевского полка подобрали и обучили сокольничих, результат потрясающий. Оказавшись без колпачка и сорвавшись с перчатки, сокол взмывал, наказывал наугад одну злодейку, и все. Вороны, повторю, очень умны. Они стали понимать, что катание по куполам не стоит риска, и покинули Кремль. На неделю. Но соколы именно с такой периодичностью и напоминают о вреде запретных развлечений.

К.ЛАРИНА - Ну, что же, у нас остается совсем мало времени до конца нашей передачи. А мы должны еще один подарок отдать. Это прогулки по Московскому Кремлю, давайте к этой вещи еще раз вернемся, и несколько слов скажем об это книге.

В.ПАВЛЕНКО - Это очень интересное издание, которое появилось совсем недавно, презентация это книги прошла на книжной ярмарке, которая проходила в начале сентября на ВВЦ. Автор этой книги - научный сотрудник Московского Кремля, Ирина Андреевна Богатская, она рассказывает об истории Кремля на памятниках Кремля, с помощью изображений Кремля, это гравюры, литографии. Очень интересное издание, и мы рекомендуем всем москвичам, которые любят Москву, которые любят Кремль, купить себе в домашнюю библиотеку.

К.БАСИЛАШВИЛИ - И я назову издательство - это 'Интербук Бизнес', которое предоставило нам возможность разыграть эту книгу.

К.ЛАРИНА - Давайте, я вопрос придумала по ходу, пока листала эту книжку, вопрос мне кажется очень красивый, и легко вы на него ответите. Наш телефон 203-19-22, и вопрос такой - поскольку в этой книге собраны не только репродукции, рассказы о каких-то музейных шедеврах, здесь есть еще литературные источники различные. И проза есть, и стихи. Вот, начало одного четверостишия я хочу вам процитировать, а вы его закончите, уважаемые слушатели, по телефону 203-19-22. очень актуально. 'Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу:' Вот, какие же эти 2 чувства? По Пушкину. Пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. 'Любовь к отеческим гробам' - это первое:

К.ЛАРИНА - А второе?

СЛУШАТЕЛЬ - Еще не проходил:.

К.ЛАРИНА - У нас две такие книжки? Ну, давай, вторую отдадим.

К.БАСИЛАШВИЛИ -Нет, ну надо знать полностью, что значит, не проходили: Надо было дочитать.

К.ЛАРИНА - Ну, ладно, дочитай до конца, и в следующий раз позвони. Кто же ответит на этот вопрос? Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ - 'Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам'.

К.ЛАРИНА - Совершенно верно, Александр Сергеевич Пушкин нам давным-давно об этом сказал, и с тех пор ничего совершенно не изменилось. Оставляйте, пожалуйста, ваш телефон, вы получаете эту книжку 'Прогулки по Московскому Кремлю', ну , и надеемся, что прогуляетесь по Кремлю в натуральную величину, приходите, Кремль всегда для вас открыт. Кстати, а когда он открыт?

К.БАСИЛАШВИЛИ - Открыт ежедневно. Кроме четверга. Правильно?

В.ПАВЛЕНКО - С 10-ти до 16-30 мы рады видеть вас в стенах Московского Кремля, Оружейная палата, Архангельский собор, Благовещенский, Успенский, ну, и конечно, выставка 'Сокровища французской короны' из коллекции Лувра в выставочном зале музеев Московского Кремля. С 14-го сентября до 12-го ноября.

К.ЛАРИНА - Ну, Ксюш, ты еще раз хотела вернуться к этой выставке, и последний вопрос задать нашему гостю, господину Дюрану.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Ну, я знаю, что впервые в Россию выехала сокровищница Людовика 14-го, я знаю, что никогда Лувр она не покидала. А почему?

Ж.ДЮРАН - Нет, на самом деле, из Лувра приезжали в Москву какие-то экспонаты, давно достаточно, когда была франко-российская выставка. Но это были иного рода экспонаты, живопись, главным образом. Так что, в принципе, Лувр в Москву ездил. А вот такого рода экспонаты действительно никогда никуда практические из Лувра не ездили. Предметы королевской коллекции, они не только среди самых дорогих. Они еще, надо помнить об этом, они среди самых хрупких. То есть, из 23-х предметов этой выставки 22 вообще никогда из Лувра никуда не уезжали.

К.БАСИЛАШВИЛИ - А один уезжал в Версаль, по-моему, да, вы говорили?

Ж.ДЮРАН - Да, еще один действительно, до того, как попасть в Лувр, выставлялся в Версале. То есть, собственно говоря, он там стоял непосредственно в комнате короля. В 18-м веке настал момент, когда пропал интерес к царствованию Людовика 14-го. И тогда просто все эти предметы были сданы в хранилище. В Лувр они попали уже после французской революции.

К.БАСИЛАШВИЛИ - Ну, это, практические по Гансу Христиану Андерсену - история вещей, которые никогда не покидали своего родного дома, и предприняли такое большое путешествие.

К.ЛАРИНА - Ну, что же, нам остается представить еще раз наших гостей - Жаник Дюран - куратор отдела прикладного искусства Лувра, Виктория Павленко - начальник выставочного отдела музеев Московского Кремля, Татьяна Пилепейко, Ксения Басилашвили, Ксения Ларина. Еще раз напомним, что выставка из Лувра ждет своих посетителей, начиная с 14-го сентября и продлится до 12-го ноября.

В.ПАВЛЕНКО - Мы ждем много дорогих и интересных гостей, в том числе, нас посетит и делегация французского правительства.

К.ЛАРИНА - Я теперь называют наших победителей, которые правильно ответили на наш вопрос про фарфоровый сервиз Олимпийский. 350- Лидия Яковлевна, 734-Василий, Юрий - 381, Андрей -713, и Павел из Нижнего Новгорода - 755. Поздравляем, спасибо.

 
вверх