Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущий: Алексей Венедиктов
Гости: Лариса Пешехонова, Елена Мамонтова

 

Суббота, 11 Июня 2005

А.ВЕНЕДИКТОВ – В Москве 12:11, еще раз добрый день, у микрофона Алексей Венедиктов, мы переходим к нашей программе «Кремлевские палаты». У нас в гостях Лариса Пешехонова, старший научный сотрудник, хранитель фонда современного художественного металла музеев московского Кремля. Добрый день! 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Добрый день! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И Елена Мамонтова, промышленный художник-дизайнер. Добрый день! 

Е.МАМОНТОВА – Добрый день! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот сразу вопрос пришел на пейджер, я не успел слова сказать, как взяли за горло! «Спросите у гостей, - так, грубо со мной! – спросите у гостей, пожалуйста, - пожалуйста! – в чем разница между драгоценными и художественными металлами? А?» - спрашивает Аюк. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Между драгоценными и художественными металлами? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Металлами, да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Я бы вопрос немножко переформулировала: между драгоценными металлами и художественными произведениями, потому что часто художественные произведения исполняются не из драгоценных металлов, а с точностью до наоборот, при этом их художественная ценность безусловна. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ларис, а что это за фонд современного худо… Вы знаете, когда музей, хочется, там, чихнуть от пыли – музей, это что-то такое, вот, то, что было уже. И вдруг мы говорим, «фонд современного художественного». Что это такое? …музеев Кремля. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, фонд современного художественного металла – это собрание ювелирных изделий и других предметов, других произведений, которые были созданы большей частью во второй половине ХХ столетия. Поскольку этот период еще не так удален во времени, как, например, XIX век, рубеж веков, поэтому он называется «современного художественного металла». Но тем не менее, и эта часть уже нашей истории, нашей культуры, ювелирного дела – она тоже является творческим наследием. И на мой взгляд именно сейчас настало время, когда его тоже нужно осознать, потому что оно является тоже частью нашей культурной традиции. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Можно спросить… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, как раньше спрашивал Доренко, «казалось бы, при чем здесь Лужков?» Казалось бы, а при чем здесь Кремль? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну как, Кремль… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …это музей не замкнутый, Кремль – это музей развивающийся, и как ваши слушатели и Вы прекрасно знаете, мы формируем коллекцию и современного оружия. и коллекцию современного искусства ювелирного. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – У меня вопрос тогда к Елене Мамонтовой. Елена, скажите, пожалуйста, ну, понято, что так ничего не возникает из воздуха, есть какие-то традиции в российском ювелирном искусстве. Или их нет? 

Е.МАМОНТОВА – Нет, традиции, конечно, есть… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И в чем они заключаются? 

Е.МАМОНТОВА – Есть история, очень богатая, которую мы по мере возможности пытаемся осознать, изучить. Вот сейчас возвращаются имена удивительные совершенно, удивительных художников, которые были в России до революции, и, несмотря на очень длительный период, когда ювелирное искусство практически перестало существовать, вот, все-таки, как-то, как подводное течение вот эта вот традиция ремесленная, профессиональная, художественная… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот Елена, вот, извините… 

Е.МАМОНТОВА – …она передавалась. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – …вот Александр Владимирович сразу за горло. У нас такие слушатели – за горло… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Активные! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – …и грызть, да, грызть. «Хотелось бы знать, - пишет Александр Владимирович, - с какого времени мы можем говорить о собственно русском стиле в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве, или же мы можем говорить условно о восточных тенденциях?» А? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, если мы с Вами вспомним недалекую историю XIX века, то программой в культуре было восстановление своих национальных корней, своей национальной культуры. И русские серебряники, мастера-златоделы и ювелиры возрождали это культуру. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – А что возрождали, вот конкретно? Вот какие, вот, Лена, Лариса – что конкретно? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, в частности… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что считать, да? 

Е.МАМОНТОВА – Традиционные техники исполнения… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Например? 

Е.МАМОНТОВА – Это эмаль по скани, расписная эмаль, различные техники филигранные – там просто есть, как бы, различные техники. Потом, успела стать традиционной для России техника витражной эмали, которую… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да что Вы говорите! 

Е.МАМОНТОВА – Да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Техника черневой гравюры. 

Е.МАМОНТОВА –Да, техника черневой гравюры – вот уникальный совершенно промысел, великоустюжское… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что это такое, это я вообще не слышал? 

Е.МАМОНТОВА – Великий Устюг… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет, Великий Устюг я знаю, а вот черневую гравюру не знаю. 

Е.МАМОНТОВА – Это чернь по серебру, уникальная техника, никто в мире таких вещей сейчас не делает, и эти вещи с огромным успехом продаются на экспорт. 

Е.МАМОНТОВА – При этом она хранилась, так сказать, у отдельного количества мастеров… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – У семей, да? 

Е.МАМОНТОВА – …и передавалась просто… да, и передавалась просто из уст в уста. Благодаря этому, собственно, как другие ювелирные приемы, техники, собственно, как таковая традиция, она передавалась из уст в уста буквально, и благодаря этому искусство сохранилось. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но подождите, вот… 

Е.МАМОНТОВА – Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – …в школе, там – что мы там учили? Чернь и скань, если я правильно помню. 

Е.МАМОНТОВА – Да, вот это вот как раз и есть чернь, да. Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Е.МАМОНТОВА – Довольно трудоемкая техника, очень деликатная, очень нежные вещи получаются. Это специальный состав, подобный эмали, но гораздо более мягкий, и температура его наложения ниже – вот он накладывается, как эмаль на вынутый… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – На гравированный орнамент. 

Е.МАМОНТОВА – На гравированный орнамент. Потом все это запекается, потом все это заполировывается, и на белоснежном серебре проявляется вот такой темно-серый шелковистый рисунок, очень тонкий. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – И состав вот именно этого черневого сплава, он очень тщательно сохранялся, оберегался. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. на самом деле, традиции были… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Они не прерывались. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно. Они… знаете, они не были востребованы, если говорить, в широком смысле, и они сохранялись, как, так сказать, второе, вот такой второй пласт культурный. И благодаря этому искусство выжило. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – А если говорить о том, что пришло, наверное, как ювелирное искусство в Россию, но с Петром и после Петра? Это были уже западно-европейские какие-то традиции, которые вытеснили российские… ну, русские… ну, древнерусские? 

Е.МАМОНТОВА – Ну, Вы знаете, нет, я думаю, что для России характерно очень органичное впитывание, вот, любых каких-то инноваций и превращение их… вот, осознание их на каком-то, вот, образном, характерном именно для России плане. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Подождите, погодите, вот все-таки я знаю, что времен Петра и вообще XVIII века в России ювелиры, ювелирное дело… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, ювелиры были иностранцы. 

Е.МАМОНТОВА – Да. Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Иностранцы создавали… 

Е.МАМОНТОВА – Ювелиры были иностранцы. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ювелиры… Ну, естественно, что они… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Собственно, как и архитекторы, и скульпторы, и живописцы. 

Е.МАМОНТОВА – Но в этом еще… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот… но в конце XVIII века уже нет, я бы Вам возразил бы… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да. Да.. Но тем не менее. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот. Вот. Вот. Насколько… вот они же не интегрировали, они привозили свои навыки, правильно? 

Е.МАМОНТОВА –Ну, они очень быстро интегрировались, как бы, в мастерство и местных мастеров – ведь были мастерские Кремля, которые объем выполняли… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно. Конечно. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, вот, я к этому вот подталкиваю, туда. 

Е.МАМОНТОВА – …работу на посольские дары… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, вот, вот… 

Е.МАМОНТОВА – Это регалии царские, княжеские, это убранство церквей, и это все было, несомненно, в национальном стиле выполнено. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, конечно, в Кремле была целая большая традиция, это была элита своего времени. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, в связи с этим вопрос: вот можно ли сказать – может быть, это такой, скептический взгляд – можно ли сказать о том, что, скажем, в Древней Руси все-таки это были промыслы… Да? Промыслы. Ну, ремесленники. А вот в XVIII – XIX, там, веке это все-таки работало на двор и на Посольскую избу, что называется? Т.е. это делалось вместе… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, в Кремле существовали профессиональные мастерские… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, не, профессиональные, но… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – А XIX век тоже изобиловал промыслами, а в конце XIX века практически одни промыслы и остались, когда, так сказать, на рубеже веков, особенно после революции, все профессиональное искусство было сведено до минимума, до кустарного, так сказать, состояния. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Великий Устюг, кустарное состояние. 

Е.МАМОНТОВА – Ну, Вы знаете, промышленная революция в ювелирной отрасли… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, вот, вот, вот. 

Е.МАМОНТОВА – …она происходила где-то в конце XIX века, когда появились… уже из большой промышленности приходили какие-то механизмы, какие-то технологии, и они внедрялись в ювелирное производство. И, кстати, огромный вклад фирм Фаберже и, как бы, еще ряда фирм, которые просто поставили ювелирное производство на промышленную основу, во всяком случае, очень много механизировали приемов, как бы…. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну это вообще промышленная революция, чего тут, да? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно. 

Е.МАМОНТОВА – А технологическая революция и понятие дизайна, оно вообще в Европе складывалось в 20-30-е годы. Т.е. до этого просто ювелирное производство, оно было частично, там, механизировано. Т.е. сначала это были двигатели на паровой тяге, потом двигатели на электрической тяге. Электричество дало возможность механизировать процесс литья – появились первые литьевые устройства. Потом, в середине века появились уже промышленные литьевые машины, но это все тоже сначала создавалось для нужд большой промышленности. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, понятно, да. 

Е.МАМОНТОВА – Потом уже приходило в ювелирную отрасль. И вот, как бы, такое, высокопроизводительное литьевое оборудование, оно появилось где-то в 60-х годах. Как раз в тот период, когда у нас организовался Ювелирпром, и наша отрасль воссоздавалась заново, и новые предприятия строились уже, крупные заводы – они оснащались, на то время, самым современным оборудованием. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Импортным, естественно. 

Е.МАМОНТОВА – Импортным. И даже итальянцы, которые периодически приезжали, иногда с завистью смотрели на оснащение наших заводов и говорили: вам грех не работать хорошо, у вас замечательное оборудование. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – В связи с этим я хочу поделиться таким одним наблюдением – в небольшом городе Страсбург мой приятель повел меня к знакомому ювелиру. Значит, у меня есть визитка – он получил, этот человек, который сейчас живет и работает – я был у него в мастерской. Там все безумно, это безумно интересно. У него на карточке написано: «Лауреат приза «лучший ремесленник Франции 53 года» Лучший именно ремесленник Франции, да? 

Е.МАМОНТОВА – Да, у них есть еще и такие конкурсы. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – У них есть такие конкурсы… 

Е.МАМОНТОВА – На лучшее ремесло, там, вот в каждом, как бы… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот. 

Е.МАМОНТОВА – …каждом виде техники, там, лучший закрепщик, лучший ремесленник, там… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да, да. 

Е.МАМОНТОВА – …там, лучший чеканщик… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И я просто наблюдал его разговор с одним клиентом – я просто сошел с ума, потому что пришел клиент, принес камень. Говорит: мне нужно его даже оправить, а – как он сказал? – посадить на лапки – что? – и на цепочку. 

Е.МАМОНТОВА – В крапана. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот, знаете, как по-французски «крапана», я не знаю, но, в общем, я понял, что на лапки. 

Е.МАМОНТОВА – Ну, сделать подвесочку из него. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сделать подвесочку. Он сказал: три месяца. Как три месяца? Ну, видите, он мне стал объяснять, тут грань немножко такая – это же какую лапку надо будет. Понимаете, да? И он мне долго объяснял, что, вот, надо сначала немножко, с согласия клиента, эту грань, потом здесь должна быть нестандартная лапка… 

Е.МАМОНТОВА – Ну, это действительно так может быть. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не, я просто… Я столкнулся с этим ремеслищем ручной работы, да? Причем мне-то ему врать совершенно не надо было – он уже ушел, клиент уже ушел. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но у меня к Вам встречный вопрос. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – А у ювелиров, у художников в России, Вы бывали? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Вы видели… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …вещи авторские… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – У меня нет… у меня нет знакомых, которые меня бы туда водили. Вот во Франции есть, а здесь нет. 

Е.МАМОНТОВА – Ну, мы Вас сводим туда! Сводим, с удовольствием! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Рассказывайте. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Потому что проблема заключается в том, что, на самом деле, явление существует и существует авторское ювелирное искусство. Но на сегодняшний момент оно никому совершенно неизвестно. В период перестройки вот этот пласт культурный, как авторское искусство, оно совершенно выпало из контекста. И художники, и их произведения, которые в 80-е годы, в начале 90-х годов составили славу, вообще, русского ювелирного искусства, они оказались никому не нужными. И музеи не могут без поддержки государственной, без поддержки спонсоров устраивать масштабные выставки… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вы в Кремле устраиваете выставки, Ларис? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Мы стараемся делать это по мере возможности. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Потому что нет достаточно произведений или потому что нет достаточно площадей? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Вы знаете, произведения достаточно есть, но нет достаточной финансовой поддержки, и нет поддержки, в том числе, средств массовой информации. Ну вот, например, когда побеждает какая-то наша команда – я понимаю, спорт… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …это, так сказать, всеобщая наша все, национальное достояние.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наше все. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но когда в 2003 году, например, в Японии на международном престижном конкурсе дизайна победил наш художник, Михаил Масленников – кому это известно, кроме очень узкого круга людей? А ведь это же престижно, ровно так же, как и победа в спорте. Правда? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот, действительно не знают, потому что… вот я тоже задаю, может быть, вопрос, и наши слушатели, кстати, задают вопросы, которые им интересны, да? Они хотят видеть в этом корни. Они не хотят видеть модность, новость, они хотят в этом видеть корни. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Понимаете, искусство и мода – это понятия совершенно разные. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как разные? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Просто концептуально разные. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как разные, ну как разные, Ларис, ну как разные? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, ну то, что может художественным, интересным, перспективным, инновационным – это может быть не модным. Мода – это все-таки явление такое, скоротечное, очень быстрое, ориентированное все-таки очень на широкий круг людей. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Так Вы сейчас и говорили о том, что широкий круг людей должен знать. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Правильно, но для этого… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Значит, должно стать модным, значит, это должно стать модным. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Это должно стать известным, это должно объясняться, поддерживаться. Понимаете, мы не должны идти на поводу у того, что вот так вот широко модно. Мы должны проводить свою популяризаторскую программу. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Извините, мы должны… правильно, вот и формируйте моду, сказал я грубо Вам – вот и формируйте моду! 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Давайте будем ее формировать вместе, Алексей Алексеевич! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Извините, а кому, как не людям, которые знают, секундочку, о том, что такое явление существует, что оно существует, в том числе, и в музеях Кремля, да? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. И не только, но и там тоже. Кому, как не Вам? 

Е.МАМОНТОВА – Ну… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, пожалуйста! 

Е.МАМОНТОВА – Можно, да, я скажу? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Е.МАМОНТОВА – Вот функционирование вот этого механизма модного бизнеса на Западе, на самом деле, это очень затратный финансово проект. Вот продвижение моды – это, прежде всего, огромные вложения денег на рекламу. А у нас художники сами себя рекламировать не в состоянии, в настоящий момент они едва только выживают, как бы, зарабатывая себе на жизнь. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я представляю: эти жирные ювелиры, которых мы знаем по романам, и… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Это все в прошлом. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И по фильмам «Следствие ведут знатоки». Да, да, да. 

Е.МАМОНТОВА – Вот среди моих коллег – а я знаю очень многих – нет богатых людей. Большинство из них даже машинами не владеют. Я уже не говорю о прочем. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Посмотрите, что интересует наших слушателей? Что такое холодная эмаль? Вот, понимаете, человек должен… понимаете, да? Что такое холодная эмаль? 

Е.МАМОНТОВА – Да. Да, сейчас существует новое поколение эмалей на полимерной основе – это… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Так это современное понятие? 

Е.МАМОНТОВА – Да, это современное… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, вот, вот. 

Е.МАМОНТОВА – Эмаль – это современное понятие. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но именно холодная. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Е.МАМОНТОВА – Холодными они называются потому, что у них очень низкая температура полимеризации. Т.е. это полимерная эмаль – типа значковых лаков. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, что-то Вы как-то уничижительно сказали. 

Е.МАМОНТОВА – Нет, нет, нет, нет. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не уничижительно, нет? 

Е.МАМОНТОВА – Нет, это совершенно современные материалы, очень… с высокими очень износостойкими качествами, очень высокая декоративность. А сейчас последнее, как бы, достижение вот такое, технологии – это светоотверждающие эмали. Т.е. они отверждаются в ультрафиолетовых лучах. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но тем не менее, я бы хотела бы добавить… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …все-таки предпочтение в классическом ювелирном искусстве отдается эмалям традиционным, горячим. 

Е.МАМОНТОВА – На основе стекла. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но существует. Вот, Геннадий задает странный вопрос: «Постоянно слышишь, «Фаберже, Фаберже». А были ли в это время в России русские ювелирные фирмы, какие?» По-моему, «Фаберже» - это русская ювелирная фирма? 

Е.МАМОНТОВА – Да, конечно. Это просто… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно. Было много очень фирм. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что-то у Вас, Геннадий, там… что это у Вас какое-то греческое имя непонятное? Вы грек что ли, Геннадий? Нет, но действительно… 

Е.МАМОНТОВА – Там работали и русские мастера, и русские художники, и русские скульпторы. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет, действительно «Фаберже» была монополистом на рынке? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, просто дело в том, что «Фаберже» сейчас вот максимально известен. 

Это имя, до которого спустя лет, так сказать, общественность добралась, что называется. Но существовали, наряду с «Фаберже», конечно же, и другие фирмы – Овчинникова, Садикова, Хлебникова – которые тоже очень активно участвовали на международных выставках. Но пока еще мы не освоили вот так, так сказать, общественно широко, вот эту часть нашей традиции – об этом речь. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И еще вопрос. Вернее, не вопрос, а упрек от Михаила: «Вы совершенно, - это Вы, наверное, я, потому что я и не знал, а Вы забыли. – Вы совершенно забыли про усольские эмали». 

Е.МАМОНТОВА – Да, конечно, это тоже удивительное явление. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Допетровское ювелирное искусство», - пишет Михаил. 

Е.МАМОНТОВА – Да. Да, это как раз наши корни, наши традиции. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но если говорить об эмалях, тогда мы должны вспомнить и перегородчатые эмали XII века по золоту… т.е. это совершенно такая, отдельная тема, потому что приемов… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, она интересует, она интересует людей, же, да! 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да. Понятно. Понятно. Это очень красивая техника. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Корни, ищут корни. Потому что мы будем говорить о современном, а люди – корни… 

Е.МАМОНТОВА – А скифское искусство? А скифское искусство? Это тоже наши корни. «Звериный стиль». 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, «звериный стиль» - он всюду. Александр Владимирович, опять же: «Значит ли это, что штучное, единичное искусство, авторское творчество, ушло в небытие? Уже не удастся повторить технологию колта из Старой Рязани». 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Вы знаете, это… это ушло в небытие, но как бы вот на видимом уровне. А на невидимом уровне, в узкой среде профессионалов, художников, мастеров такие прецеденты существуют. Но о них широкая общественность не информирована, не знает, ну, в силу очень многих обстоятельств, и в том числе, не информированности средств массовой информации. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот… то денег нет, то СМИ замалчивает – это известно. А все, на самом деле есть, да? 

Е.МАМОНТОВА – Нет, у нас есть отраслевая литература – кстати, за последнее время возник ряд очень интересных и очень качественных по подаче материала и по полиграфии журналов – это «Платинум», который издается в Екатеринбурге, это «Русский ювелир», который издается в Санкт-Петербурге, «Ювелирное обозрение» в Москве – они очень подробно отражают, вот, нашу профессиональную жизнь, и публикуют очень интересные материалы, и очень интересные фотографии. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я напомню, что это Елена Мамонтова, промышленный художник и дизайнер, и также Лариса Пешехонова, старший научный сотрудник, хранитель фонда современного художественного металла музеев московского Кремля. После новостей мы продолжим. 

НОВОСТИ 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Этот дом умещается и на детской ладошке: крошечная модель Александровского дворца, выполненная из цветного золота, серебра и эмали. Миниатюрный сюрприз был частью подарка, который Николай II преподнес своей супруге на Пасху 1908 г. Дворец был вложен в нежно-зеленое нефритовое яйцо с портретами княжон и цесаревича Алексея. Тонкие черты лиц детей выписаны акварелью на слоновой кости. Каждый портрет помещен под пластину из горного хрусталя, их обрамляют мелкие алмазы, которые издавна считались каменьями монархов, «залогом любви», по определению Шекспира. В Александровском дворце Царского Села, построенном по проекту Кваренги, жила императорская семья. Копия неотличима от оригинала, и, как отмечает исследователь Татьяна Мунтян, помещена мастерами фирмы Фаберже на крошечный золотой круглый столик. Дворец с его колоннадами окружен золотыми растениями, как настоящий сказочный замок. Нефрит был выбран ювелиром не случайно: Фаберже называл зеленый «цветом надежды»; явно читалась и символика зеленого: юность, надежда, весна. Чистоту могли символизировать прозрачные бриллианты. Реакция Александры Федоровны на это яйцо неизвестна, однако сохранилась телеграмма с благодарностью за пасхальный подарок 1916 г.; императрица направила послание в ставку верховного главнокомандующего – время было военное. Английский текст, летевший из Царского Села, завершается словами, обращенными к Его Величеству: «Нуждаюсь в Вас больше, чем могут передать слова. Все дети пойдут со мной в церковь. Поздравляю всех от души. Алекс». 

А.ВЕНЕДИКТОВ – 12 часов 38 минут… Я хочу сказать, что мне предъявили тут два экспоната современного ювелирного искусства, где шинка превышает все остальное. Это что было-то? Что это было? А вы не видели, а вы не видели, а я видел! 

Е.МАМОНТОВА – Да. Это были работы… это были два кольца, сделанные к выставке «Москва – Вашингтон», это совместный проект гильдии ювелиров Вашингтона и художников Москвы, который проходил в музее на Делегатской, прошлой зимой, и, значит, там выставлялись, как бы, художники американские и художники московские, вот, было такое очень удивительное мероприятие… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, именно авторского жанра. 

Е.МАМОНТОВА – это авторские работы. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Не работы из промышленности, имеется в виду. 

Е.МАМОНТОВА – Вот, это было два кольца из серебра и оргстекла, такие, большие…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Из оргстекла, да, полруки закрывалось… 

Е.МАМОНТОВА – Да, да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Современные вещи, как мы уже говорили, они не всегда выполняются из драгоценных металлов, это, собственно, неважно; они исполняются из разных материалов: из мельхиора, нейзильбера, стекла, дерева, я не знаю, резины… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Резины? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да… но если только европейские художники по своему собственному желанию, в зависимости от замысла, могут использовать и золото, и серебро, и камни, и в том числе те материалы, которые я назвала… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Золото в резине! С ума сойти… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …то наши художники должны работать, ну, только в этих нетрадиционных материалах и изобретать какие-то удивительно нестандартные, нетипичные конструкции и идеи, чтобы эти вещи были художественны, высокохудожественны. Т.е. в этом более высокий уровень задачи, и профессиональный в том числе. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Елена, о какой выставке Вы говорили? Будет выставка? 

Е.МАМОНТОВА – Не будет, это я… Это была уже, да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Это выставка была, эта выставка была… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет-нет, пока шли новости, вы говорили, что будет выставка… 

Е.МАМОНТОВА – А это будет наша отраслевая ярмарка, которая проходит ежегодно в Сокольниках, «Ювелир 2005», вот, мы приглашаем вас на эту ярмарку, где вы сможете увидеть, как бы, весь спектр продукции нашей ювелирной промышленности российской. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вы знаете, когда слово «промышленность» как-то вот, все-таки, как-то… передергивает. Я понимаю, что это промышленность… но передергивает… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Дело в том, что Вы сразу реагируете вот как бы вот на этот видимый срез, пласт вот этой массовой продукции, но надо проделать определенную работу для того, чтобы из этого поля выбрать действительно интересные работы, эксклюзивные работы, ну, с необычными какими-то конструкциями, использованием материала, и как правило, эти вещи, конечно же, ручной работы, не литьевые, а выполненные от начала до конца руками. Но их надо выбрать, и мы их выберем и Вам покажем! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – По радио… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, воочию! 

Е.МАМОНТОВА – Ну, вы знаете, я считаю, что промышленное производство ювелирных изделий – это благо, потому что современные способы тиражирования делают многие вещи доступными для людей с достаточно скромными доходами, а красоты хотят все. Знаете, украшения – это такой «витамин радости», и неважно, какое изделие – дорогое, дешевое – а дизайн, там, качество дизайна, оно должно быть одинаково высоким в любом стиле, и в дешевом, и в дорогом, и в золотом, и в серебряном, поэтому, вот, труд промышленного дизайнера, он заключается в том, чтобы даже самое дешевое изделие сделать эстетически привлекательным, чтобы оно дарило своему обладателю радость постоянную… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – И надо сказать, что такие вещи есть. Есть компании, которые очень стабильно делают хорошего класса массовую продукцию. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вы меня резиной убили… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Резиной я вас убила? А акрилом вас не убили? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, акрил, как-то это, знаете, там, украшения из акрила – понимаю, украшения из резины… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, ну это один из материалов, которое используется… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я понимаю… Я говорю: золото, вкрапленное в резину, я понимаю… 

Е.МАМОНТОВА – Вы знаете, всегда была целая, такая, тенденция – где-то год 95-й, 98-й – когда немцы очень активно использовали вот этот прием, они делали очень эксклюзивные украшения из черной резины, такого плотного матового материала, в который были вставлены косты с бриллиантами, такие плавающие. Это были такие браслеты очень строгие, очень минималистские, колье, подвески… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Но колье делают и наши художники, и браслеты делают с использованием кожи, тоже достаточно такой грубой, фактурной, но с бриллиантами. Не лайки. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Николай Петрович спрашивает: «Скажите пожалуйста, сохранилось ли каслинское литье, есть ли такие мастера, если вы про это знаете что-нибудь»… Или это не к вам… 

Е.МАМОНТОВА – Нет, это немножечко не к нам все-таки… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не к вам. Вопрос: «Скажите пожалуйста, есть ли в Вашем собрании работы ленинградского ювелира Ананова?» спрашивает Олег. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, в нашем собрании работ Ананова нет. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Галина говорит: «Вот получается вполне прикольно, - говорит Галина, - смотрите, можно сделать украшение из бумаги, а потом позолотить или посеребрить – будет ли это ювелирным изделием?» 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ювелирное искусство, и особенно авторское - правда, в Европе его называют «новое ювелирное искусство» - вещи делаются из любого материала: из бумаги, из текстиля и т.д., то есть, не только из резины, которую мы с Вами уже обсудили. Необязательно золотить или серебрить, можно оставить просто в бумаге. И как раз именно бумага позволяет часто делать то, что не позволяет металл. И такие вещи есть и они очень эффектны… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Есть такие ювелиры? Фантастика… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Есть. Есть и у нас художники, в России работают с бумагой, и, естественно, за рубежом, безусловно. И это является ювелирным украшением. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Скажите пожалуйста, если говорить все-таки о тех популярных новых материалах, которые приходят, да, потому что все-таки экзотичные вещи, экзотичные для этого искусства материалы привлекают внимание… что сейчас больше используется художниками? Вот не традиционные, да, там, камни, серебро, да, там, ну, понятно, золото… 

Е.МАМОНТОВА – Ну, во-первых, это, как я уже называла, материалы такие, как мельхиор, нейзильбер, ну, более традиционные материалы – это конечно же, медь и латунь. Это использование стекла, например, в России есть художник, Геннадий Ленцов, который работает с оптическим стеклом, и его, так сказать, ноу-хау, которое он разрабатывал до сих пор, является, таким, инновационным, именно в ювелирном искусстве, потому что оптическое стекло использовалось как самостоятельный ювелирный материал… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, я видел в каком-то… оптическое стекло в каком-то перстне, по-моему… 

Е.МАМОНТОВА – Вот я Вам до эфира показала несколько вещей – это как раз было оптическое стекло. Это вещи, которые не имеют аналогов ни за рубежом, ни в России. Они до сих пор остаются такими уникальными. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я напоминаю, что у нас в эфире Лариса Пешехонова, старший научный сотрудник, хранитель фонда современного художественного металла музеев московского Кремля и Елена Мамонтова, промышленный художник и дизайнер. Вот, меня все время укоряют, что я задаю не те вопросы. Отлично! Я попрошу дам, наденьте наушники, пожалуйста. 202-12-49, это наш телефон… ой, что я говорю… да, правильно… нет, я сказал не тот телефон… 203-19-22, сейчас я включу телефон и пожалуйста, с большим удовольствием вы будете задавать сами вопросы… это называется так, типа «отстаньте от меня»… вот дамы вам и ответят по теме, если у вас есть вопросы по теме. 203-19-22. И если у вас есть вопросы -203-19-22, Лариса Пешехонова, старший научный сотрудник, хранитель фонда современного художественного металла музеев московского Кремля и Елена Мамонтова, промышленный художник-дизайнер. 203-19-22, задаете вопрос, представляетесь обязательно, говорите, кому вопрос. Алло, здравствуйте, добрый день! 

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР – Добрый день… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Здравствуйте, как Вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР – Александр. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, Александр, кому вопрос? 

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР – Могу ли я задать вопрос… правда он не совсем… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Задавайте, пожалуйста…Сможет – ответит, не сможет – не ответит. 

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР – Я хотел бы знать, как обстоит дело с экспозицией «трех панагий» Ивана Грозного? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. Можете ответить? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, Вы какие панагии имеете в виду, резные? 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, наверное, трех панагий, их три… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, Вы назовите их… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он отключился уже. 

Е.МАМОНТОВА – А… Три панагии у нас в экспозиции Оружейной палаты находятся, на втором этаже. 

А.ВЕНЕДИКТОВ –И все-таки я просил бы наших слушателей: давайте, вот, вопросы по сегодняшней теме, потому что, если хотите, мы позовем в ближайшие дни людей, которые смогут отвечать вообще по экспозиции. А Лариса – она хранитель фонда современного художественного металла музеев московского Кремля. 203-19-22. Алло, здравствуйте, Вы в прямом эфире. Алле! 

СЛУШАТЕЛЬ ВЯЧЕСЛАВ – Алле! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Здравствуйте, как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ ВЯЧЕСЛАВ – здравствуйте, меня зовут Вячеслав. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Кому вопрос, Вячеслав? 

СЛУШАТЕЛЬ ВЯЧЕСЛАВ – У меня вопрос к Ларисе… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пожалуйста… 

СЛУШАТЕЛЬ ВЯЧЕСЛАВ – Я в свое время был… знаете, где, вот, ну, у колокольни Ивана Великого, там есть запасник, и вот там очень много таких вещей находились, как они… судьба их, хочу узнать… 

А.ВЕНЕДИКТОВ –Каких вещей, Вячеслав? 

СЛУШАТЕЛЬ ВЯЧЕСЛАВ – Ну, знаете, книги огромные, книги такие, фолианты, 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну это про другое, Вячеслав… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Я поняла. Дело в том, что вы имеете в виду здание звонницы, 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …где находится в том числе хранение древних книг. Они до сих пор там хранятся, все с ними нормально и два Евангелия из этого хранения вы можете видеть на выставке новых поступлений. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я буду запрещать Елене и Ларисе… я просто выключать буду! Можно по теме? Ведь интересная передача! Не те вопросы задаете – ну задавайте те вопросы. Пристали ко мне, а теперь сами боятся. Алло, здравствуйте! 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Алле, здравствуйте! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Здравствуйте! Как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Галина. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, Галина, пожалуйста. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Скажите пожалуйста, а вот меня интересует кубачинское серебро и еще художественные изделия из чугуна. Есть такие вещи, прямо как шелк смотрятся… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Как шелк?! 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Да… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Конечно… Кубачинские вещи представлены у нас в коллекции и более раннего периода, и периода 90-х годов, конечно. И до сих пор.. 

А.ВЕНЕДИКТОВ –Что за слово такое - «кубачинские»? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Это промысел 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Промысел? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да, в Дагестане. И очень большие коллекции вы можете видеть кубачинских вещей на выставке в том числе отраслевой, которая будет в Сокольниках в конце августа… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – А про чугун? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Чугунных вещей, вот, в нашей коллекции, нет есть один, правда, предмет, но эти вещи не являются приоритетными в современном собрании. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Хотели бы Вы, Галина, носить серьги из чугуна? Даже которые смотрятся как шелк? Что-то я сомневаюсь, честно говоря. Светлана спрашивает, так вот, с таким, может быть, дайте ей консультацию: «Какое современное ювелирное изделие для мужчины вы можете назвать?» 

Е.МАМОНТОВА – Ну, скажем, для галстука, запонки, перстень… пожалуй, все… Пряжка на ремень… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – О! Светлана, бегите, покупайте любимому… 203-19-22, у нас еще есть время, алло, здравствуйте, Вы в прямом эфире, как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – Алло, здравствуйте, меня зовут Лидия… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Лидия, пожалуйста, вопрос. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – Здравствуйте. Меня вот что интересует: мы из Казани, и, бывая в Москве, конечно, интересно увидеть не только работы, представленные в музеях и в профессиональных галереях, ювелирные изделия… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понимаю. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – …но и очень интересно бывает посмотреть, что представлено в Измайлово. Там, как правило, работы, значит, ювелиров, может быть, профессионалов, может быть… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – В Измайлово? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – В Измайлово. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что вы имеете в виду? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – А вот Измайловский парк, там вернисаж… 

А.ВЕНЕДИКТОВ –А, на вернисажах в Измайлово, понятно… 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ – Да, вернисажи в Измайлово. Улицы, открытые павильоны. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И вы хотите знать, как наши гостьи относятся… 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ - … В последние годы, да, вот особенно в прошлом году – я вообще не знаю, что там после пожара – но, вот, у меня сложилось такое представление, и ощущение того, что как-то там стало меньше очень представлено работ и вообще там нет ювелиров, а вот в предыдущие годы очень широко была представлена… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно, понятно. Что вы знаете про это? 

Е.МАМОНТОВА – Да, я могу ответить… В прошлом это была практически единственная площадка, куда могли выйти со своей продукцией народные художники, да, а теперь есть стабильно работающая выставка-продажа, ежемесячная в Художественном Лицее, который расположен на Крымском валу, она называется «Симфония самоцветов». Это каждый последний четверг-пятница-суббота-воскресенье каждого месяца. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это… Переместились просто, да? Многие переместились? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Нет, просто она более профильная, мы же говорим о ювелирном искусстве… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, ювелирное, конечно, Лидия про ювелирное и спрашивала… 

Е.МАМОНТОВА – Возможно, кто-то переместился туда, да, да… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. 203-19-22, Вот, Лидия, приезжайте из Казани и туда. Алле, здравствуйте, вы в эфире. 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Алле, добрый день. Даниил Казаков вас беспокоит… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, Даниил! 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Значит, я ювелир – вот, 12 лет я работаю… Если можно, пару слов по теме я хотел бы сказать… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пожалуйста. 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Значит, во-первых, по поводу конкурсов, который проводится. Я принимал участие в нескольких конкурсах… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – А назовите, пожалуйста, какие? 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Значит, «Звезды первой Лиги», плюс был конкурс в прошлом году, «Русский стиль», общался, значит, с жюри, это отдельная песня, но проблема в том, что все конкурсы закрытые. То есть, вещи, которые представляют люди на конкурс, видит исключительно жюри. Весь смысл конкурса пропадает. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вы хотели бы… подождите, Даниил, Вы хотели бы… Даниил, Даниил, Вы хотели бы, чтобы эти вещи, которые выставляются на конкурс, еще были бы открыты для посетителей, я правильно понял Вас? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Прошу прощения, извините за ремарку… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Нет, ну когда вы смотрите спортивные соревнования, то каждый зритель видит, как играет команда. В баскетбол… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. Давайте, Лена вам ответит… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – А тут междусобойчик закрытый… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно, Даниил. Давайте Лена ответит вам. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Совершенно Вы не правы. Те вещи, которые участвуют в конкурсе, они все выставлены на стендах экспонентов выставки. И никакого междусобойчика там не может быть… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Я прошу прощения… Но я лично в прошлом году принимал в мае месяце… приносил свои изделия. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Да, но у вас претензия, что они не вышли в финал конкурса, и поэтому вы так считаете…? 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Нет-нет-нет. Значит, я общался с жюри… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Так… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Я общался с жюри, там было, ну, в общем, довольно много участников жюри, ну, это, там… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Даниил, чуть быстрее, у нас кончается передача… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Квинтэссенция вашей мысли, пожалуйста. 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Что для того, чтобы у нас с вами развивалось ювелирное искусство, ювелиры должны иметь возможность выставляться в конкурсах, изделия в которых были бы доступны широкому кругу людей… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. Я могу только поддержать в данном случае Даниила, спасибо, Даниил… Что если, действительно, Лена, вы призываете к тому, чтобы этим действительно интересовалась широкая публика, если проводятся конкурсы, то, конечно, желательно было бы, чтобы люди может быть, не оценивали, а смотрели бы сами… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – В данном случае идет речь о конкурсе, о профессиональном, и среди тех компаний, которые были выставлены на выставке «Новый русский стиль». 

А.ВЕНЕДИКТОВ –Что-то я не понял ничего, что вы сказали, извините: из тех компаний, что… А посмотреть? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Значит… Нет, а посмотреть элементарно: вы покупаете билеты или вы приходите по приглашению, это… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – По приглашению – понятно, а иначе как? 

Л.ПЕШЕХОНОВА – … Эта выставка хорошо рекламируется и в газетах, и на растяжках в городе, можно прийти и посмотреть, никто ничего не скрывает, она как раз и делается для того, чтобы туда люди приходили… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Тогда я не понимаю конфликта… Ну, я думаю, что тогда у вас нет противоречия с Даниилом…. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Абсолютно нет… Наоборот, лейтмотивом, так сказать, нашей деятельности является именно то, чтобы об этом как можно больше людей знало… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ладно, будем считать это недоразумением, то, что у вас было в прошлом году. 203-19-22, последний вопрос. Алло, здравствуйте, как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ ЮЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ – Алло! 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Здравствуйте, как Вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ ЮЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ – Юлий Вениаминович… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пожалуйста, Юлий Вениаминович… 

СЛУШАТЕЛЬ ЮЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ – У меня вопрос такой: встретил на выставке продукцию «Северное сияние». Серебро. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – На выставке, на отраслевых выставках всегда эта тема очень хорошо отражена, потому что продолжают работать в старых традициях предприятия, ассортимент их изделий увеличивается, и на любой отраслевой выставке вы обязательно увидите северную чернь. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Еще одно сообщение: «хотелось бы, чтобы Венедиктов не перебивал теперь радиослушателей». Слушайте, ну как-то управлять этим кораблем надо! А то они сейчас о своем, о девичьем… говорили бы с Даниилом еще целый час. Кто куда экспонаты… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Ну, приятно то, что тема интересная… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Тема интересная… 203-19-22, это конечно, буду перебивать, перебью всех… «всех не перебьешь», как известно… Алле, здравствуйте… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Это точно, всех не перебьешь никак. Впервые получилось так, что два раза к вам попал, это все Даниил вас беспокоит. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ой, Даниил, ну… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Нет, вы знаете, я просто буквально два слова. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Давай… 

СЛУШАТЕЛЬ ДАНИИЛ – Относительно конкурса. Не было экспонации изделий, представленных на конкурс… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, Даниил, ну, мы это уже слышали, понимаете… Даниил, дорогой, мы, значит, сошлись на том, что должно быть представлено… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – А Вы знаете, я, наверное, поняла вашу претензию. И даже могу ее в чем-то поддержать. Дело в том, что вот такого статусного большого национального конкурса, в котором могут принять участие и отраслевые производители, и художники - члены Союза художников, и люди просто которые работают в этом жанре… 

Е.МАМОНТОВА – И молодые специалисты. 

Л.ПЕШЕХОНОВА – …и молодые специалисты – вот такого большого конкурса нет. Это Вы совершенно в этом правы. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот я говорю, вот для того и существует радио, как коммуникатор, да, для того, чтобы искать и организовывать вот такие вещи… у меня мой последний вопрос, буквально двадцать секунд: я хотел бы понять, вот какая… Лена, к вам вопрос, наверное… или Лариса, неважно… Какая ближайшая выставка, которая сможет нашим слушателям… куда смогут прийти наши слушатели, или одна или две, и посмотреть вот это современное ювелирное искусство? Говорите, не между собой, в микрофоны! 

Е.МАМОНТОВА – Да. Ближайшие – это конец августа – начало сентября, я не помню точные числа… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Мы объявим! 

Е.МАМОНТОВА – Это «Ювелир 2005» в Сокольниках, отраслевая ярмарка, и аналогичная выставка-ярмарка оптово-закупочная в «Гостином дворе», которую проводит... 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это когда? 

Е.МАМОНТОВА – В те же самые числа, это 14 сентября… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – А туда люди просто посмотреть, это на оптовой? 

Е.МАМОНТОВА – Да, есть свободный вход, от метро «Сокольники» ходит бесплатный чартерный автобус до павильонов… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, там доберутся, ладно, придут… 

Е.МАМОНТОВА – К сожалению, вход платный. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но там билеты… 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Билеты надо покупать. 

Е.МАМОНТОВА – Да, да. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но главное, что можно войти. 

Е.МАМОНТОВА – Да, да, можно 

Л.ПЕШЕХОНОВА – Можно войти, и можно купить изделия… 

А.ВЕНЕДИКТОВ – И можно купить… О! 

Е.МАМОНТОВА – Берите деньги, покупайте, да… Изделия можно купить по цене производителей, без торговой наценки магазина. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот. Вот. Важно! 

Е.МАМОНТОВА – Причем там представлен широчайшим образом весь спектр ассортимента, там, от самых недорогих до самых дорогих изделий. Купить можно все, что угодно. 

А.ВЕНЕДИКТОВ – Спасибо большое, это была Елена Мамонтова, промышленный художник-дизайнер и Лариса Пешехонова, старший научный сотрудник, хранитель фонда современных художественных… Господи, как у вас на визитках-то все помещается… музеев московского Кремля. Ксения Басилашвили с последним анонсом.

 
вверх