Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Елена Крючкова

 

Суббота, 21 Января 2006

К.ЛАРИНА – И будем мы сегодня говорить про холода, холода, холода, холода, которые, конечно же, не новость для России, бывало и похолоднее. Да, Елена Николаевна? 

Е.КРЮЧКОВА – Бывало и похлеще. 

К.ЛАРИНА – Похлеще бывало? 

Е.КРЮЧКОВА – Нормально это было. Чего вы так испугались! 

К.ЛАРИНА – Итак, наша гостья Елена Николаевна Крючкова, старший научный сотрудник музеев Московского кремля, здесь же Ксения Басилашвили. Всем добрый день. И сегодня тема у нас формируется очень красиво: от Спиридона до Крещения - традиционные зимние праздники в Кремле. Наш пейджер 725-66-33, наши телефоны прямого эфира 783-90-25 для москвичей и 783-90-26 для тех, кто живет не в Москве и, конечно же, у нас есть призы, о которых мы сейчас расскажем, да, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Призы – это каталоги, которые подробно рассказывают о Московском Кремле и об архитектуре и о тех памятниках, которые находятся в экспозиции, на выставках, и кроме того мы предлагаем Вам эксклюзивные билеты на выставку, приглашение на выставку «Посольские дары русским царям». Выставка продлится до 5 февраля, так что есть еще время посетить ее, прийти в выставочный зал Успенской звонницы. 

К.ЛАРИНА – .Что для этого нужно сделать? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Для этого нужно ответить на вопрос. Итак, вопрос на пейджер: «Назовите, пожалуйста, зимние подмосковные резиденции русский царей, куда в холодное время выезжала царская семья». 

К.ЛАРИНА – Пожалуйста, на пейджер 725-66-33, у нас есть время, наверное, до половины первого мы будем принимать ваши ответы, потом определимся с победителями, и во второй части у нас будет другой вопрос, телефонный. Повторю. Назовите зимние подмосковные резиденции русских царей, куда в холодное время выезжала царская семья. Тут 2 ответа. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, нужно назвать 2 места. Ну что же, давайте начнем нашу историческую экскурсию, но я бы сначала знаешь, что сделала бы, я бы сначала тебя завела, поставь свою рубрику. Ты про что там рассказываешь? Про то, как холода переживают соборы? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Испугавшись того, что государственный исторический музей закрыл на некоторое время для посещения Покровский собор, то есть храм Василия Блаженного, исключительно из-за холодов, потому что там очень низкая температура, не выше нуля поднимается, я тут же поинтересовалась, а что в Кремле. А в Кремле музеи и соборы работают, и Благовещенский, и Архангельский, и Успенский, а как и почему они работают, почему внутри тепло, вот об этом я вам сейчас и расскажу. 

К сильным морозам сложно привыкнуть и не только людям. Памятники культуры тоже с трудом к ним адаптируются. А Кремль на высоком Боровицком холме к тому же продувают ветра со всех сторон света. Повезло лишь колокольне Ивана Великого. По случаю реставрации ее сейчас буквально закутали как подарок. Кстати, реставрационные работы при этом не прекращаются. Основные заботы в такие морозные дни связаны с сохранением от обморожения кремлевских соборов, Благовещенского, Успенского и Архангельского. Историю вопроса мне поведал их хранитель, Ирина Качалова. Это сейчас температурно-влажностный режим в соборах поддерживает система кондиционеров, управляемая компьютером, что бережет иконы, фрески и другие шедевры от повреждений. Но это новшество пришло в Кремль сравнительно недавно. Ранее тепло поступало через колорифельные батареи, что приводило к результатам негативным. Зданиям более 500 лет и строились они без учета дополнительного обогрева в зимний период. Топить в соборах начинают с середины XIX века. Внезапные перепады температуры приводят к резкому изменению влажности. Явление это губительно для икон и древних фресок. Живопись покрывалась плесенью, разрушался красочный слой, страдал и камень, и редкая церковная утверь. От такого отопления пришлось отказаться. И уже во второй половине 80х годов XX столетия благоприятный температурный режим в пределах +19º и влажностью 50% круглый год поддерживается кондиционерами, так что иконы и фрески более не страдают, и говоря языком научным, ведут себя стабильно. Дополнительной защитой от жестких морозов являются так называемые теплоые завесы. При входе в каждый собор устроен небольшой предбанник, в который подается нагретый до 30-40º воздух. Он и не дает холоду просочиться в здание. Но хранители все равно бдительности не теряют: ежедневно проверяют температуру внутри храмов, осматривают памятники и ищут новые возможности, чтобы соборы даже в такой мороз чувствовали себя комфортно, как в теплой и прогретой солнцем Италии. Но даже в лютые холода наши музеи принимают посетителей. 

К.ЛАРИНА – Так что всех успокоили, а то нам сегодня в программу «Все на выход» звонила женщина, очень переживала, как там картины в Пушкинском музее, не померзнут ли. Нет, не померзнут. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, в Пушкинском не знаю как. 

К.ЛАРИНА – Татьяна Перепейко сказала, что не померзнут. Все-таки в XXI веке живем. А что есть какие-то проблемы где-нибудь? В Петербурге? В Эрмитаже? Я думаю, все готовы к таким холодам. 

Е.КРЮЧКОВА – Конечно. Нет, никаких проблем нет, во всяком случае об этом никто не сообщал, все спокойно. 

К.ЛАРИНА – Давайте начнем все-таки не с праздников, по а именно с температурного режима, поскольку действительно живем в такой стране,, где сильные морозы не новость. Это сегодня это новость, потому что природа нас избаловала совершенно, а раньше это, наверное, было в порядке вещей 30-40 градусов в былые времена. 

У.КРЮЧКОВА – Ну 30., 20 уж было, конечно, в порядке вещей. 30, наверное, было уж много. Я вспоминаю, в детстве 20 было нормально. В 30 считалось холодно. Так что всё нормально. 

К.ЛАРИНА – А при царе горохе как было? 

Е.КРЮЧКОВА – А при царе Горохе было тоже по-разному, и были оттепели. Есть свидетельства, что во времена Ивана Грозного не могли никак выехать, потому что оттепель была, из загородной резиденции одной.. Но были и очень сильные морозы. Неслучайно на Москве реке был такой торг, где стояли просто туши животных, морожены стояли и владельцы, торговцы отрезали от нужной туши нужный кусок мяса, и это изобилие продуктов питания поражало иностранцев, это они отмечали в своих , мы конечно, тоже все это знали, хотя это не отмечалось в наших хрониках, это было в порядке вещей, а иностранцы это отмечали, как много продуктов питания, и какой торг среди зимы устраивали. 

К.ЛАРИНА – Лен, а то, что касается крещенских купаний, поскольку эти традиции сегодня активно возрождаются, чему были свидетели в течение вчерашнего дня. Нам показывали по телевизору массовые купания и наших политиков и простых смертных. 

Е.КРЮЧКОВА – Что-то их, к сожалению, не видно. 

К.ЛАРИНА – Что вы. Владимир Вольфович Жириновский во вьетнамках и в собольей шубе купался по=настоящему в проруби и кричал «Слава России». 

Е.КРЮЧКОВА –Нет, Владимир Вольфович 1 раз окунулся, а надо 3. 

К.ЛАРИНА – И то молодец. Скажите, действительно такие традиции существовали в то время? 

Е.КРЮЧКОВА – Конечно. Освящение воды, окропление водой. 

К.ЛАРИНА – А где это все происходило? 

Е.КРЮЧКОВА – На Иордани. Устраивали такую прорубь, называли её Иордань, и это был, в общем, апофеоз, вершина всех праздников зимних, связанных с рождеством, это Крещение. На Богоявление, когда явился голубь, шли, это было очень торжественное шествие, и очень официальное. В Москву съезжалось огромное количество людей, несколько тысяч людей, которые присутствовал на этом шествии. После службы был огромный Крестный ход, выходили из Успенского собора, через Тайницкие ворота и шли на эту Иордань. Впереди шли стрельцы, в разноцветных кафтанах, каждое подразделение имело сой цвет. 

К.ЛАРИНА – Это было на Москве-реке, Иордань? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, на Москве-реке. И шли все служилые люди, причем от низших чинов до высших, деятели церкви, опять же от низших чинов, до высших, и все это завершалось шествием царя. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Царь шел в конце церемонии?? 

Е.КРЮЧКОВА – Царь шел в конце церемонии, его вели под руки, это было частью церемонии, но это было необходимо, потому что шубы тяжелые на нем были. 

К.ЛАРИНА – Под руки тащили на аркане в прорубь. 

Е.КРЮЧКОВА – В проруби он не купался, но его обязательно окропляли. Причем именно на эту церемонию царь одевал шапку Мономаха, самую торжественную, самый парадный убор. Это была очень важная церемония, она была очень хорошо прописана, почему мы о ней знаем, потому что в разрядных книгах был просто прописан весь порядок, весь протокол, как мы сейчас говорим. Окропляли не только царя, его семью, не только старшин, голов, глав воинских подразделений, но и воинские знамена окропляли и лошадей царских тоже окропляли. То есть это было такое обновление перед началом после Рождества Христова, после Богоявления, начала нового цикла, который опять идет от Рождества до рождества, люди проходили обновление водой. 

К.ЛАРИНА – А кто-нибудь купался, окунался туда 3 раза? 

Е.КРЮЧКОВА – В общем, да. Традиция окунаться в проруби была, окунались в прорубь. Царь не окунался, а люди простые обязательно окунались в проруби. Такие были. Это было очень важным моментом. 

К.ЛАРИНА – Я напомню, что у нас сегодня в гостях Елена Николаевна Крючкова – старший научный сотрудник музеев московского Кремля, мы сегодня говорим о традиционных зимних праздниках в Кремле, начали с Крещения, я думаю, что еще какие-то праздники мы обязательно вспомним. На пейджере у нас идут ответы на наш вопрос. А поскольку у нас сейчас будет перерыв на выпуск новостей, я повторю в последний раз: назовите зимние подмосковные резиденции русских царей, куда в холодное время года уезжала царская семья. На этот вопрос мы дадим правильный ответ после новостей. 

НОВОСТИ 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Целые архитектурные ансамбли, давно исчезнувшие памятники Кремля будут вскоре реконструированы, но в виртуальном трехмерном пространстве, естественно, не в натуральном виде. Для того, чтобы подобная реконструкция стала возможной были переработаны сотни и тысячи изображений, документальных источников. Результаты археологических раскопок. Уникальная виртуальная программа с использованием 3D технологий была разработана техническим университетом города Дармштадт к выставке «Слава Господня. Величие царей». Она прошла в Германии в рамках российско-германских встреч. Как сообщает пресс-служба музея только в Боне этот фильм, дополнявший экспозицию посмотрело более 140 тысяч человек. К 200 летнему юбилею музеев Московского Кремля виртуальная реконструкция была усовершенствована, и отдельные элементы этого фильма скоро войдут в экспозицию музея. Она откроется в колокольне Ивана Великого и будет посвящена архитектуре Кремля. Презентация проект для журналистов состоится 26 января, а все посетители смогут увидеть этот уникальный фильм где-то уже весной. 

К.ЛАРИНА – Ну что, смотрим на правильные ответ. Я хочу разочаровать, мои уважаемые коллеги. Дело в том, что Воробьевы никто не назвал, ни одного человека. Мы просили Вас назвать зимние подмосковные резиденции русских царей, куда в холодное время года выезжала семья. Измайлово кое-кто вспомнил, а вот Воробьево никто не вспомнил. Елена, интересно, что практически каждый ответ начинается только с одного места, которое называют Коломенское. 70 % наших слушателей назвали Коломенское. 

Е.КРЮЧКОВА – Коломенское действительно было резиденцией, загородной резиденцией, но это больше была летняя резиденция царская. А на зиму причем не обязательно на праздники, уезжали, устраивали зимний поход, это назвалось, вся семья уезжала, и чаще всего это было Измайлово, действительно, и Воробьево, там, где сейчас университет. 

К.ЛАРИНА – А этот тут практически, в черте города. 

Е.КРЮЧКОВА – Да, этот все Москва. Сейчас. От этой усадьбы сохранилась церковь. 

К.ЛАРИНА – А усадьба сама не сохранилась? 

Е.КРЮЧКОВА – Нет, ничего не сохранилось, сохранилась эта маленькая церковь. 

К.ЛАРИНА – А почему в зимнее время? Там что какие-то утепленные палаты? 

Е.КРЮЧКОВА – Да. Их там ждали зимой, они выбрали себе для зимних выездов такие места и для увеселений, развлечений. Там устраивали, это сейчас Москва, тогда это было Подмосковье, и там устраивали и скачки, и медвежью травлю, охота, какая-то зимняя, возможно, была, и так далее, все эти развлечения, они в были. Это были совершенно неофициальные развлечения. 

К.ЛАРИНА – Народные. 

Е.КРЮЧКОВА – О чем я говорила, происходило на Крещение, такое совершенно официальное шествие, которое было строго регламентировано, это было нерегламентированное развлечение, , которые осуществлялись не обязательно в праздники. Праздники начинались, наверное, задолго до рождества, хотя был еще пост, рождественский, перед Рождеством, мы не случайно назвали нашу передачу от Спиридона, потому что в день святого Спиридона, Спиридон – это чудотворец, епископ Тримифунтский. 

К.ЛАРИНА – Это когда? 

Е.КРЮЧКОВА – Это 12 декабря. По старому стилю. Его называли Спиридон Солнцеворот в народе и в этот день возжигали костры, в народной культуре это было и в Москве, наверняка тоже было, жгли костры, чтобы помочь солнцу зажечься, что мы ждём от зимы. Помимо развлечений разных мы ждем лета, и конечно, нас угнетает этот долгий, зимний день. 

К.ЛАРИНА – Не прыгали через костры как на Ивана Купалу? 

Е.КРЮЧКОВА – Кстати, это тоже было. В традиционной народной культуре эта аналогия была. Святочные развлечения и гадания эти, отношения к солнцу, но здесь нужно было зажечь солнце, а на Ивана Купалу нужно было сделать так, чтобы оно все-таки не сожгло посевы. Здесь нужно чтобы оно зажглось, чтобы оно пришло. Мы не знаем фактов возжжения костров на территории Кремля, но во всяком случае царская семья знала об этой традиции, могла ее наблюдать, и может быть в неформальной обстановке это происходило. Это был Спиридон Солнцеворот. Потом происходило действо уже вполне официальное, это на день, когда вспоминали 3х отроков, пища огненная, это библейская история о том, как царь Навуходоносор, халдейский царь попросил поклониться идолу золотому и только 3 отрока отказались это сделать, и были брошены в печь, но их даже не опалил огонь. Эта тема огня, вы говорили об огне, перед рождеством это предрождественские такие праздники, предпразднества, хотя ещё шел пост, за 8 дней до рождества, и это действо проигрывалось епископами во всех церквах, это было и в успенском соборе Московского Кремля, и патриарх приглашал на него царя, был тоже ритуал, отработано приглашение и царь и царица наблюдали это действо. 3 отрока, сейчас люди, которые играют эту роль, это было не совсем так, они как бы воплощались в этих отроков и делали специально, строили печь, и халдейцы были, которые каким-т о образом всё это поджигали, то есть какая-то трава с летучим огнем, это уже с биологами нужно разговаривать. Наверно, можно продлить эту тему, и на них спускался ангел, сверху спускали изображение ангела и после того как все это заканчивалось, они выходили из печи и пели многолетие царю, царице, царь и царица обязательно при этом присутствовали. Но самое интересное, что эти халдейцы, которы6е поджигали, тоже действующие лица этой мистерии, они не просто имели право, а обязаны были в течение 8 дней до рождества и 8 дней после рождества бегать по Москве и поджигать летучим огнем. 

К.ЛАРИНА – Все подряд. 

Е.КРЮЧКОВА – Нет, не все подряд. Возы с сеном. А почему с сеном. Сено – это признак бренного мира. 

К.ЛАРИНА – Это же оч6ень опасно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Всё и горело поэтому. 

К.ЛАРИНА – Деревянные постройки же в основном были. 

Е.КРЮЧКОВА – Зимой, наверное, не очень горело. Такое свидетельство есть. И бороды. 

К.ЛАРИНА – Как бороды!? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Поджигали бороды? 

К.ЛАРИНА – Это хулиганство в чистом виде! Подсудное дело. 

Е.КРЮЧКОВА – Ну что делать! 

К.ЛАРИНА – То есть любому нормальному купцу могли подбежать такой вот халдеец, поджечь бороду, засмеяться сатанинским смехом и убежать. 

Е.КРЮЧКОВА – Ладно купец, а любому боярину. 

Е.КРЮЧКОВА – Совершенно верно. 

К.ЛАРИНА – А тот, что должен делать? 

Е.КРЮЧКОВА – Тушить бороду, наверное. 

К.ЛАРИНА – Какие нравы, боже! 

Е.КРЮЧКОВА – Но это сакральное действо получалось. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Представляешь, иностранец здесь оказался. 

Е.КРЮЧКОВА – Иностранец эту ситуацию и описывал, о том, что они пришли. Флитчер как раз описывал, что они совершали такие действа. 

.ЛАРИНА – А косы девкам не поджигали? 

Е.КРЮЧКОВА – Нет. Почему-то упоминается в документах, в свидетельствах, потому что документов нет. Что касается сена, сено понятно, оно символизировало бренный мир. Это уже очищение огнем, то есть шло очищение огнем, проходили через огонь прежде всего, потому что этот огонь предварял приход Христа в мир и очищал людей, а сено было символом чего-то, это отходы от зерна, зерно возрождается к жизни постоянно, а сено исчезает. А еще эти халдейцы где-то нам напоминают ряженых и возникает такой очень интересный вопрос, что ряженых, гадания в какой-то момент запретили в XVII веке при Алексее Михайловиче, как элемент языческой культуры, но при этом существовали эти халдейцы, которые тоже где-то сливались с этими ряжеными и поэтому вопрос спорный насколько действовал, насколько работал этот закон. И Халдейцы бегали так до Рождества, но рождество это 24-25, то есть праздник Рождества, праздник Сочельник, потом рождение Христа, это служба, это богослужение. Хочу сказать, что во всех этих официальных чинах службы обязательно эти халдейцы, которые были участниками мистерии, они присутствовали обязательно и в последующий этап праздника, святочные гадания в народе, конечно, в теремах, наверное, это было, даже после запрета. Известно, документы из приказа тайных дел, когда доносили, что было и в Китай-городе, было и в Кремле и, я думаю, что конечно, в царской семье было достаточно много девушек юных с довольно тяжелой женской судьбой, я думаю, что, конечно, они гадали. 

К.ЛАРИНА – Давайте прервемся на секундочку для того чтобы, во-первых, сообщить имена наших победителей, которые вспомнили хотя бы Измайлово, за то им спасибо. Это Елена телефон 303, Ольга164 и Карина 323 и надо задать ещё один вопрос, чтобы успеть по телефону ответить в конце программы, да Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, задавать уже вопрос? В каком месте на территории Кремля находились горки с которых на святки катались царские дети? 

К.ЛАРИНА – Это по телефону прямого эфира 783-90-25 для москвичей, 783-90-26 для немосквичей. Посмотрим, кому как повезет. И за правильный ответ наш слушатель получает либо каталог, если он из другого города, либо приглашение на выставку в Кремль, если он из Москвы. Чуть позже минут через 7-8 мы примем телефонный звонок, а сейчас давайте продолжим. Я хотела спросить про коляду, про колядование. Когда оно было разрешено, были какие-нибудь специальные порядки в царских палатах? 

Е.КРЮЧКОВА – Дело в том, что запрет был во времена Алексея Михайловича. До того запрета не было, я думаю, что какие-то порядки были, но у нас нет этому свидетельств, это была такая языческая в общем-то ещё культура и языческий культ, потом Петр все это разрешает как часть светской культуры, просто светской культуры. Но так как Кремль был городом, в нем жили люди конечно, там ходили, колядовали, конечно, жили огромные дворы боярские, там было очень много челяди, очень много людей, которые обслуживали этот дома, тоже жили такой патриархальной жизнью, поэтому конечно, колядки были. К сожалению, это была часть неофициальной жизни, поэтому у нас мало об этом свидетельств, очень мало, но эти ряженные, конечно, были не только частью языческой культуры, они постепенно переходили в христианскую традицию, если говорить о халдейцах. 

К.ЛАРИНА – В те поры Нового года как такого и не было с 31 на 1. Это после Петра I пришло. 

Е.КРЮЧКОВА – После Петра I пришло правило праздновать Новый Год от рождества Христова. То есть Новый год можно праздновать от каких-то разных дат, мы от сотворения мира праздновали, это 1 сентября, праздновали от Рождества Христова, но это не значит, что 1 января по старому стилю и 31 не было каноном начала новой жизни. Почему это действительно было очень важно? Во-первых, это был Васильевский вечер, 31 декабря, это был Васильевский вечер, его праздновали всегда и кстати празднование этого вечера есть в фресках Софии Киевской. Васильевский поросенок, поросенка на новый год запекали, и это был день, когда Христу дали имя, наречение именем, то есть начало Новой Эры, эры от рождества Христова. 

К.ЛАРИНА – То есть всё равно новый год. 

Е.КРЮЧКОВА – Три отрока – это Ветхий завет, а обрезание Господне, наречение именем Господа – это уже Новый завет, это начало новой эры. Поэтому это все равно обновление и начало нового этапа такого, если не Нового года, календарного, административного, начало новой жизни. И этот день поэтому был праздничным безусловно и он всегда был таким праздничным. И после этого продолжаются святочные гадания, но самое главное действо и может быть самые порубежные какие-то действия, всевозможные переодевания, что запрещалось, когда одевали женскую и мужскую одежду, всё это запрещалось. Почему, откуда появилась эта традиция? Конечно, шло это от язычества, но в христианской традиции считали, что Бог, радуясь рождению сына, радуясь явлению Христа в мир открывает врата ада и рая и происходит эта встреча всего и земного и небесного и эта встреча и дает переплетение проявлений какой-то земной жизни человека и жизни чисто духовной, поэтому шли богослужения, все это продолжалось, все это совмещалось между собой, и халдейцы между прочим и после рождества 8 дней продолжали свою беготню. 

К.ЛАРИНА – Самое рабочее время у них. 

Е.КРЮЧКОВА – И в крещение их тоже окропляли водой, они очищались от свой личины халдейской и опять становились такими законопослушными гражданами, скажем так, поэтому один из путешественников, лютеранин написал, что их заново крестили на Руси. Никто конечно не крестил. Таинство Крещения не могло быть повторено. Оно было один раз, но их окропляли этой водой. 

К.ЛАРИНА – Давайте мы примем телефонный звонок. Наш номер 783-90-25, давайте Московский номер включим. И я повторяю вопрос, в каком месте находились горки, с которых на святки катались царские дети? 

СЛУШАТЕЛЬ – Набережный сад. 

К.ЛАРИНА – Нет. 783-90-26. 

СЛУШАТЕЛЬ – Может быть, это где-то около Боровицких ворот? 

Е.КРЮЧКОВА – У Боровицких ворот сейчас катаются дети уже не одно поколение, но, к сожалению, нет. 

К.ЛАРИНА – Нет, еще пробуем. 

СЛУШАТЕЛЬ – В районе Тайницкой башни. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А там специально строили горку, насколько я понимаю. 

Е.КРЮЧКОВА – Да. Делали специально горку. 

СЛУШАТЕЛЬ – Может быть, Александровский сад? 

Е.КРЮЧКОВА – Александровского сада ещё не было тогда. Вообще была река Неглинка. 

Е.КРЮЧКОВА – Подсказать как-то? Нет? 

К.ЛАРИНА – Не надо. Мы ещё 2 звонка примем. Если не будет по телефону, на пейджере найдем, потому что наверняка. 

Е.КРЮЧКОВА – Есть, да? 

К.ЛАРИНА – Да наверняка. 783-90-26, алло, здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Свиблова башня? 

Е.КРЮЧКОВА – Нет. 

К.ЛАРИНА – Последняя попытка. 

СЛУШАТЕЛЬ – Это было там, где сейчас Александровский сад, на том месте. 

Е.КРЮЧКОВА – Нет. 

К.ЛАРИНА – 725-66-33. Пожалуйста, еще раз повторим вопрос: на каком месте на территории Кремля находились горки, с которых в святки катались царские дети? 

Е.КРЮЧКОВА – Может быть, следует немного отредактировать вопрос, если он не очень понятен. Это м6есто одной из резиденций. 

К.ЛАРИНА – То есть конкретный двор нужно назвать, короче говоря. Давайте попробуем. Если ответят те, кто в Москве живут, и те, кто не в Москве живет, мы возьмем 2-х победителей, и каждый из них свое получит. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кстати, если о детях в Кремле и в Москве в эти праздничные дни, какие были традиционные развлечения? 

Е.КРЮЧКОВА – Катания с горок. Это продолжалось вплоть до 19 января. 

К.ЛАРИНА – Горки специально строились? 

Е.КРЮЧКОВА – Строились специально горки, специально очень крутые горки, их заливали. Можно, кстати, взять Шмелева, у которого отец занимался тем, что устраивал аттракционы, катание на коньках, у него подробно описаны все эти выдумки. 

К.ЛАРИНА – А у Никиты Михалкова в "Сибирском цирюльнике" на масленицу эти горки, выстроенные на прудах Новодевичьих – это соответствует действительности? 

Е.КРЮЧКОВА – Да, есть гравюры, есть даже художественные, живописные произведения, на которых описаны эти горки и гуляния, катания с гор обязательно были на святки. 

К.ЛАРИНА – Всякие петрушки, кукольные театры? 

Е.КРЮЧКОВА – Были ярмарка, конечно, были петрушки, были кукольные театры. Петрушка как народная кукла. И народные куклы и скоморохи обязательно ходили с куклами и показывали эти куклы. Где-то в XVII веке стали появляться вертепы, где проигрывалась эта ситуация. Если три отрока в пище огненной проигрывалось в храме, то вертепы проигрывалась эта история рождения Христа проигрывалась и на ярмарках, и по домам ходили, показывали. То есть собственно, когда колядовали, ходили, они могли ходить и с вертепами и показывать эти вертепы, показывать всю эту историю рождения Христа. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня вот ещё какой вопрос, актуальный для нас сегодня. Какова была традиционная зимняя одежда городского жителя? Что надевали на себя? У всех ли хватало возможности какие-то меха приобрести? Может быть, это было также дорого, как и сегодня или наоборот. 

Е.КРЮЧКОВА – Меха были народные и были царские меха. 

К.ЛАРИНА – А народные – это что? 

Е.КРЮЧКОВА – Народные – это овчина, овчинный тулупчик, дубленка. У нас в музее есть шуба митрополита Филиппа Колочева, в миру Федор Колочев, который, будучи настоятелем на Соловках, носил там крестьянскую шубу. Это единственный образец крестьянской одежды в нашем собрании. Это шуба из овчины, кожу обязательно сверху покрывали материалом каким-то, таким материалом традиционным, домотканым, а царская шуба покрывалась бархатом. Купцы лис носили, рыжих. Чернобурных лис носили в царской семье, считалось траурной одеждой, одевали на похороны подбитые лисом шубы. А идея смерти и возрождения была очень в Рождество важна. 

К.ЛАРИНА – Подождите, а женщины как утеплялись? 

Е.КРЮЧКОВА – Женщины тоже одевали шубы, длинную одежду.. 

К.ЛАРИНА – Брюки же не носили. 

Е.КРЮЧКОВА – Ну и что? 

К.ЛАРИНА – Чем утеплялись? 

Е.КРЮЧКОВА – Во-первых, одежда была многослойной. Несколько слоев было: нижняя рубашка, верхняя, красная ее называли. Не случайно были длинные рукава. Уже в XVII веке появились перчатки и богатые люди, знатные люди уже пользовались перчатками, а так длинные рукава совершенно нам необходимы для того, чтобы греть руки, всегда можно было туда убрать руки и погреть, в перчатках, муфты, правда, уже были в XVII веке. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что-то вроде чулок, колготок было? 

Е.КРЮЧКОВА – Чулки были, колготок не было. Чулки вязанные, из шерсти вязанные вещи были, и многослойная одежда, она, конечно, предполагала… Не случайно специалисты по проблеме выживания в тяжелых условиях говорят: «Надо надеть одежду в 5 слоев». 

К.ЛАРИНА – Я еще хотела спросить про традицию рождественских подарков. Каким образом она формировалась? 

Е.КРЮЧКОВА – Вообще на Крещение, когда происходил это шествие, в эти дни были приемы у царя, и принимался двор и как раз тогда давались чины, подарки, то есть традиция подарков в эти рождественские дни существовала. 

К.ЛАРИНА – Но это дары с царского плеча. Орден, медаль, да? 

Е.КРЮЧКОВА – Официальные. 

К.ЛАРИНА – Похвальные грамоты, да? А внутри семьи? 

Е.КРЮЧКОВА – Внутри семьи тоже были подарки. И были подарки, которые делались, если в царской семье, в кремлевских мастерских какие-то интересные вещи. Ведь у каждого ребенка, у взрослых были серебряные вещи, такая казна, серебряных поставца, но казны маленькую собирали ребенку с детства и серебряные интересные, красивые вещи, интересные для ребенка, то, что мы можем сейчас видеть в Оружейной палате, кораблики с матросами, были в этих поставцах, кубки в виде животных, все в этих поставцах было, это попадало разными путями, часто привозили в качестве даров, мало того в описях, и сейчас это есть в экспозиции Оружейной палаты, великой княгини, дочери Алексея Михайловича есть кукольная посуда, маленькая кукольная посуда. 

К.ЛАРИНА – Барби. 

Е.КРЮЧКОВА – Барби не было. Но в Голландии впервые в Европе стали делать кукольные дома. 

К.ЛАРИНА – Елена, вы такой гость потрясающий, с вами нужно сериалы делать. Я понимаю, сколько всего еще не рассказано, а время уже подходит к концу. Я параллельно смотрю на пейджер, негусто у нас с правильными ответами, дай бог, парочку наскрести. Итак, катались с горы в районе Теремного дворца. 

Е.КРЮЧКОВА – Во дворе Теремного дворца устраивались горки и с них катались дети и взрослые царевны, молодые девушки тоже катались. И считаю, царица смотрела из окна, тоже был какой-то определенный ритуал. 

К.ЛАРИНА – А почему именно там? 

Е.КРЮЧКОВА – Это было место их жизни. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Детей? 

Е.КРЮЧКОВА – И детей. Там была мужская половина, женская половина. Дети жили маленькие какое-то время на женской половине, потом на мужской. Мужская половина – это верхний теремок, кстати, над кабинетом царским. Он по одной из версий использовался для игр детей. 

К.ЛАРИНА – Спасибо большое. Елена Крючкова наша сегодняшняя гостья, с которой мы берем обещание прийти к нам ещё и ещё в наш прямой эфир в программу «Кремлевские палаты», спасибо и до встречи.

 
вверх