Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Елена Гагарина

 

Суббота, 22 Октября 2005

Л. ГУЛЬКО: В гостях у нас Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля. Начнем. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Да. Юбилеи Кремля действительно уже начались и таким громким событием - премьерой нового зала. 

Е. ГАГАРИНА: Да, некоторое время назад мы закончили реставрацию одностолпной палаты в Патриаршем дворце, и это очень радостное для нас событие, потому что музей получил новый выставочный зал, и потому что мы завершили очень серьезную важную работу, которая длилась на протяжении 2 лет. Зал оснастили самым современным оборудованием, которое делала фирма "Райер". Нам помогал Газпромбанк, чтобы осуществить наш проект, которому мы тоже очень благодарны за это. В одностопной палате мы открыли выставку, посвященную взаимоотношениям царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Это очень символично, потому что Патриарший дворец и был построен для патриарха Никона, и здесь он находился на протяжении определенного периода своей жизни, когда отношения между ним и Алексеем Михайловичем были теплыми и доверительными, и выставку мы и посвятили этому периоду. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Мне бы хотелось бы особое внимание уделить витринам, мне они показывали вблизи, они могут трансформироваться, двигаться, и потом, не пропускают вредные лучи, поэтому там показывают книги старинные, что редко, разворачивают там. 

Л. ГУЛЬКО: Это и есть современное оборудование? 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Да, потому что обычно приходишь в музей, а там закрыто тряпочкой. 

Л. ГУЛЬКО: Открываешь тряпочку, смотришь, закрываешь. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: А здесь тряпочки не нужны. 

Е. ГАГАРИНА: Да, не нужны, здесь специальный холодный свет, витрины действительно могут трансформироваться, со специальным климатом, где поддерживается температура и влажность определенная, что совершенно необходимо для наших экспонатов. 

Л. ГУЛЬКО: А где-нибудь кроме этой выставки будут применяться данные технологии в музеях Кремля? 

Е. ГАГАРИНА: Постараемся. Все, что мы будем дальше реставрировать и открывать, оснащать самым современным оборудованием, если у нас получится. 

Л. ГУЛЬКО: Конечно, это достаточно дорого. 

Е. ГАГАРИНА: Не то слово. 

Л. ГУЛЬКО: Если найдутся спонсоры, может быть, кто-то слышит нас в эфире. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Слышат, я думаю. Потом, мне бы хотелось, чтобы Елена Юрьевна просветила, особенно тех, кто живет в Москве и имеет возможность проходить мимо Кремля или проезжать. 

Л. ГУЛЬКО: Едут в ГУМ, например. 

Е. ГАГАРИНА: Да, Манеж. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: И сейчас, не знаю, видел ты, Лева, или нет, сейчас закутан абсолютно как елочное украшение колокольня Ивана Великого. 

Л. ГУЛЬКО: Да, видел. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Будто к зиме приготовили, чтобы не мерзла. Что с ней происходит? 

Е. ГАГАРИНА: Мы начали реставрацию колокольни. Это очень сложное дело, потому что колокольня все еще стоит на основании, на фундаменте, который был сделан в 17 веке. Его основу составляют деревянные конструкции, уникальный, который мы хотели бы сохранить, и прилагаем большие усилия для этого. Колокольню мы закрыли, помыли фасады, пока было теплое время, нам очень повезло с осенью, потому что долго стояла хорошая погода. И сейчас мы занимаемся тем, что золотим купол. Потому что эта работа проводилась уже достаточно давно, и, конечно, купол нуждается в том, чтобы его привести в порядок. А зимой будем заниматься реставрационными работами внутри колокольни в интерьерах. И сейчас наши инженеры и проектировщики занимаются тем, чтобы подготовить необходимое оборудование, чтобы сделать там экспозицию, рассказывать об истории Кремля, каким Кремль был на протяжении многих веков. Наша задача – как можно лучше показать интерьеры колокольни, используя минимум технических средств, чтобы не загромождать это замечательное, красивое пространство. 

Л. ГУЛЬКО: То есть подсветка, определенный свет? 

Е. ГАГАРИНА: Да. И то, что мы будем показывать, будет показываться непосредственно на стенах, без всяких экранов, потому что мы считаем, что это можно сделать, не применяя таких вещей. 

Л. ГУЛЬКО: А есть уже какие-нибудь технологии по консервации, укреплению фундамента? 

Е. ГАГАРИНА: Да. 

Л. ГУЛЬКО: То есть, к лету следующего года наверное мы увидим? 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Можно будет еще с верху смотреть на Москву. Это же новая площадка. 

Е. ГАГАРИНА: Да, можно будет подниматься на третий ярус и смотреть на Москву. Он открытый. Но это делать можно будет в теплое время года, потому что там достаточно холодно и ветрено в этом месте. Где-то с апреля по конец октября можно туда ходить. А в холодное время года только на те 2 яруса, которые будут оставаться доступными для публики, на Москву не с такой большой высоты можно будет смотреть, но тем не менее. 

НОВОСТИ 

Е. ГАГАРИНА: 14 декабря, перед новым годом, мы откроем выставку, которая будет называться "Посольские дары русским царям", она продлится до 5 февраля, это коллекция дипломатических подарков, которые не имеют себе равных в мире. В основном это произведения 16-17 века. Ювелирные украшения, часы, туалетные принадлежности, а также предметы мебели, зеркала, экзотические дальневосточные лаки и фарфор. Кроме того, московским царям подносили конские сбруи, попоны, кареты. Это все, что составляло украшения царского парадного выезда. Затем, конечно же, украшенное драгоценными камнями холодное огнестрельное оружие, которое тоже важную роль играло в церемониале. И другую часть предметов составляют христианские редкости с востока, святыни, которые привозили к нам и дарили, и происходили они со святой земли Царь-града, они привозили с Афона, с Синая, это панагия, чудотворные иконы, резные кресты и знаки пасторской власти, посохи. 

Л. ГУЛЬКО: А вино царям дарили? Поскольку в фильмах, я только фильмы знаю, там вносят кувшин красивый. Любопытно. 

Е. ГАГАРИНА: Да, итальянское вино, фалендское было принято пить при царском дворе. Не могу сказать, насколько это воспринималось как подарки. Думаю, этим занимались специальные люди, которые покупали это и отвечали за жизнь государя.

Л. ГУЛЬКО: До царя это не доходило, понимаю. 

Е. ГАГАРИНА: Нет. Поэтому они не только привозили это, но и отвечали за то, чтобы вино не было отравлено. 

Л. ГУЛЬКО: Что еще любопытного? 

Е. ГАГАРИНА: В ближайшее время мы порадуем наших гостей выставкой, привезенной из Дрездена, это знаменитые "Зеленые своды" в Дрездене, выставка из цикла "Мировые сокровищницы" в Московском Кремле, пройдет в мае 2006 года. Все знают, что "Зеленые своды" – это богатейшее собрание драгоценностей в Европе, бывшая сокровищница саксонских курфюрстов и королей. Здесь находится более 300 изделий из золота, серебра, драгоценных камней. И в настоящее время идут очень серьезные реставрационные работы по реконструкции "Зеленого свода", поэтому нам удалось получить сокровища Августа Сильного отсюда. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: А чем-то отличается собрание сокровищ Августа от сокровищницы музеев московского Кремля, московских царей? В стилистике, в подборе вещей? 

Е. ГАГАРИНА: Да, конечно. Это будут драгоценности, личные вещи, которые были изготовлены специально для него. И те, кто был когда либо в Дрездене, знают, что таких красивых алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, которые используются в этих вещах, редко можно где увидеть. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: То есть даже мы не сравнимы с ними, потому что у нас тоже любили камни? 

Е. ГАГАРИНА: Это совершенно другие вещи. Это 18 век. И другое отношение к камням. Здесь ценились камни, ювелирная работа. И очень многие вещи представляют себе комплект, который специально делался для костюма. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Потом, я еще услышала словосочетание как скорлупки от страусиных яиц. И в выставке посольских даров, которые будут представлены и здесь. Вопрос, что это? Потому что я знаю, проходит выставка в успенской звоннице кунсткамеры Габсбургов, где тоже всякие удивительные вещи. Но вот про страусиные скорлупы я слышу впервые. 

Е. ГАГАРИНА: Это считалось одним из экзотических предметов точно так же, как сейчас для нас кокосовый орех нечто совсем простое, что можно купить в супермаркете. Тогда это была редкостная вещь, которую привозили с большими предосторожностями купцы из далеких стран. Такие вещи ценились, считались необычными и использовались таким образом. Точно так же и скорлупа страусиных яиц, это была редкость и ценилась за форму и красоту. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: То есть их не просто показывали, а в некоем убранстве? 

Е. ГАГАРИНА: Да. 

Л. ГУЛЬКО: Сложно очень, потому что она ведь хрупкая, скорлупа. А тут я вижу выставку из уникального собрания английского костюма 18-первой половине 19 века.

Е. ГАГАРИНА: Да, мы в настоящее время ведет активную работу с музеем Виктория Альберта по выставке английского костюма 18-начала 19 века, это очень редкий материал. Я уже не говорю о том, что в наших собраниях ничего подобного нет. Но и в Англии платьев и костюмов этого времени сохранилось очень мало. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Почему? 

Е. ГАГАРИНА: Получилось так, костюмы не сохраняли. На самом деле, костюмы сохраняются очень сложно. И например, костюмы 18 века сохранились у нас, потому что это были коронационные костюмы и принадлежащие императорам. Например, гардероб Петра II сохранился полностью, потому что он умер очень молодым и умер в кремле. И все, что было для него сделано, было сделано только что. Часть вещей даже не успел надеть. И сохранилось в Кремле, потому что в Кремле проходила коронация, после которой он подхватил простуду, заболел, и все. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Все передавалось в казну? 

Е. ГАГАРИНА: Да. И все это сохранялось специально. В Англии такой традиции не было. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Частная собственность царя было? 

Е. ГАГАРИНА: Да. Поэтому в Англии сохранилось буквально несколько костюмов царского достоинства, а все остальное, о чем сейчас будет идти речь, это костюмы 18 века, которые шились по совершенно другой технологии, имели другой вид по сравнению с тем, что мы привыкли видеть, потому что мы привыкли видеть французские костюмы. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Как раз началось 19 века – это же зарождение дендизма в России, вспомни Евгения Онегина. 

Л. ГУЛЬКО: Да, "как денди лондонский одет". 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Да, и все английское было очень популярно. Поэтому, думаю, тема близка нашим соотечественникам. 

Л. ГУЛЬКО: Все это будет в здании исторического музея проходить? 

Е. ГАГАРИНА: Все в Кремле. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: В Успенской звоннице. 

Е. ГАГАРИНА: Да. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: И конечно выставка, которая меня очень заинтересовала, мне кажется, это впервые у нас будет показано, в планах музеев Кремля есть, это Япония. Сейчас японская тема настолько популярна, фильмы к нам приходят, где мы постепенно о костюмах японских узнаем, об оружии, о самураях. 

Л. ГУЛЬКО: Не говоря уже о еде, которая сегодня популярна, якобы японская. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Да. А тут сокровища сегунов. Что это? 

Е. ГАГАРИНА: Совершенно верно. Мы достаточно часто видим выставки современного японского искусства, современного дизайна, у нас много говорится об искусстве икебана, к нам приезжают театры "Но", "Кабуки" на гастроли. Но выставки средневекового японского искусства у нас не было давно. То, что проходило, это было давным-давно, еще в советские времена. И только время от времени у нас только музей Востока показывает то, что есть в собрании этого музея. Мы решили привезти выставку из Токийского национального музея. Она будет посвящена сегунам, военным правителям Японии. Это форма правления сохранялась в Японии до конца 19 века, они имели большую власть, чем императоры. И на выставке будут представлены уникальные предметы из их сокровищницы: это доспехи, оружие, костюмы, маски театра "Но", лаковые произведения искусства, связанные с чайной церемонией, и с традициями написания иероглифов. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот "чайная церемония" у нас была своя, она, конечно, отличается от традиции сегунов, я думаю. А вообще сегуны приезжали сюда к нам с посольскими дарами. 

Е. ГАГАРИНА: Известно, что до 1914 года Япония была вообще закрытой страной, поэтому оттуда никто никуда не приезжал. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: То есть у нас никаких японских вещей нет в Кремле? Или привозил кто-то из наших тайком? 

Л. ГУЛЬКО: Афанасий Никитин? 

Е. ГАГАРИНА: У нас в Кремле есть японские вещи, их очень мало, они редкие. В частности, сейчас мы на выставке, посвященной патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу, показываем футляр для шляпы деревянный, сделанный в Японии, он принадлежал патриарху Никону, это необычайно редкая вещь. Деревянный футляр, украшенный инкрустацией из перламутра, которую мы специально реставрировали для этой выставки. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вообще, конечно, удивительно: патриарх и такая шляпа экзотическая, японская, никак не сочетаются. Сразу другое представление о патриархе. 

Е. ГАГАРИНА: Тем не менее, в неофициальной обстановке он носил такие вещи. 

Л. ГУЛЬКО: Просто удобна была. Вопрос от Лены, работает ли выставка кунсткамеры Габсбургов? 

Е. ГАГАРИНА: Да, конечно. Открыта, пожалуйста, приходите. До середины ноября. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Там тоже конечно безумно интересные вещи, в Успенской звоннице Московского Кремля. Например, это Соборное уложение, которое, сколько метров длиной? 

Е. ГАГАРИНА: Это не кунсткамера Габсбургов. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Да, это уже Никон. Тоже такая редкая вещь. А на кунсткамере Габсбургов там из черепашьего панциря сделаны тарелки, сосуды, удивительные вещи. 

Л. ГУЛЬКО: Тут еще есть парочка вопросов. Во-первых, спрашивают, когда откроется реставрируемый храм Василия Блаженного. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это уже не к музеям Кремля. 

Е. ГАГАРИНА: Да, это Исторический музей. 

Л. ГУЛЬКО: Вы разное представляете? 

Е. ГАГАРИНА: Да. 

Л. ГУЛЬКО: Я думал, вы одно и то же, рядом находитесь, поэтому и спросил. 

Е. ГАГАРИНА: У нас адрес разный, у них Красная площадь, дом 1, а у нас Москва, Кремль. 

Л. ГУЛЬКО: Вы же сотрудничаете, в любом случае? 

Е. ГАГАРИНА: Конечно. 

Л. ГУЛЬКО: Поди, подземные ходы там есть между вами. Где библиотека Ивана Грозного? 

Е. ГАГАРИНА: Это тайна. 

Л. ГУЛЬКО: Покрытая мраком. 12.55. У нас остались "Шедевры" от Ксении Басилашвили в "Кремлевских палатах". 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Поскольку сейчас идет активная реставрация, и они всегда шли в Музеях Московского Кремля, и к юбилею наверняка что-то реставрируется, что-то новое будет выставлено, мы созвонились совместно с пресс-службой в реставрационный отдел и узнали, что в отделе тканей сейчас находится уникальная вещь. Это ткань, покров, который находился на раке митрополита Иона. Потом, может быть, мы сможем ее увидеть и на временной экспозиции, и на постоянной. 

Е. ГАГАРИНА: Обязательно. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот, об этой вещи пойдет у нас речь. 

Л. ГУЛЬКО: Спасибо огромное. Еще раз напомню, что в гостях у нас была Елена Юрьевна Гагарина, Генеральный директор Музеев Московского Кремля. Юбилей проходит Московского Кремля, и в это время проходит огромное количество выставок, куда вы можете совершенно свободно попасть, если заинтересуетесь. А еще лучше прийти туда с детьми, да? 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Потому что огромное количество еще всяких экскурсий и лекций с детьми, на которые мы тоже вас приглашаем. 

Л. ГУЛЬКО: И надо напомнить, что проходит конкурс детского рисунка. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Я лично жду "посольских даров", потому что у нас были такие действительно звездные эфиры сотрудников, которые занимаются посольскими дарами. И я поняла, что уникальные вещи будут здесь. 

Е. ГАГАРИНА: Да, выставка будет очень красивая, эффектная. 

К. БАСИЛАШВИЛИ: Рождественская, новогодняя. 

Е. ГАГАРИНА: Да, подарок к Рождеству. 

Л. ГУЛЬКО: Спасибо огромное, до встречи в Кремле. Все очень просто. 

Е. ГАГАРИНА: Спасибо, всего доброго.

 
вверх