Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Светлана Амелёхина

 

Суббота, 23 Октября 2004

К.ЛАРИНА – Ну, что же. Я приветствую в студии мою коллегу Ксению Басилашвили. Ксюша, здравствуй. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – Давай представим сразу нашу гостью сегодняшнюю. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – С удовольствием. Наш гость сегодня – Светлана Амелехина, старший научный сотрудник музеев Кремля, человек, который заведует и хранит сектор тканей Оружейной палаты. 

К.ЛАРИНА – Все не так? 

С.АМЕЛЕХИНА - Нет. Ни, в коем случае, я просто рядовой сотрудник сектора тканей.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А, хорошо, сотрудник сектора тканей. 

К.ЛАРИНА – Это важно. Другая мера ответственности. Хорошо. Мы сегодня будем говорить об одеждах, естественно. Да, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы будем говорить о коронации и о тех платьях, о тех костюмах немыслимой красоты и немыслимого трудовложения, в которых выступали на коронациях наши императоры. 

К.ЛАРИНА – Жалко, нельзя в студию принести, посмотреть, пощупать какой-нибудь костюмчик. Я уже спрашивала про шапку Мономаха, можно ли мерить. Но, мне кажется, что там не написано же: «Нельзя мерить шапку Мономаха». 

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, сотрудников, по-моему, не тянет на такие подвиги. 

К.ЛАРИНА – Ну, что мы сегодня подарим слушателям, Ксюша? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Сегодня у нас несколько интересных призов. Во-первых, москвичи смогут выиграть билеты в Оружейную палату, попасть куда достаточно сложно. И, конечно, билет – такой хороший очень бонус для любителей музеев Кремля. Кроме того, я думаю, что в другой город, тоже на пейджер мы разыграем путеводители по Оружейной палате. Полистав этот путеводитель, вы абсолютно, практически пройдете по музейным залам. С иллюстрациями, с подробным сопровождением текстовым. И главный наш приз – это такой очень красивый альбом «Прогулки по старой Москве». Это акварели XIX - первой четверти XX века, а также старинные гравюры. 

К.ЛАРИНА – Т.е. то, что успели запечатлеть, что называется? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это та Москва, как говорилось, которую мы практически потеряли. 

К.ЛАРИНА – То, что искал, наверное, Владимир Бортко, когда начинал свой сериал «Мастер и Маргарита». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Даже раньше. Здесь еще Кремль белокаменный, и художники русские, и кистью написано наших гостей-путешественников, которые восхищались Москвой. В общем, очень интересное, познавательное издание. 

К.ЛАРИНА – Я посмотрю, а ты пока вопрос задавай. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вопрос у нас связан с традицией коронации, которая появилась в России с приходом Петра I. И я спрашиваю вас: скажите, пожалуйста, в мундире какого полка короновался Николай II? Было это 14 мая 1896 г. Победители получат все перечисленные мной призы. 

К.ЛАРИНА – А теперь приступим к нашей экскурсии. Светлана, самый Ваш любимый экспонат коллекции, которой Вы занимаетесь? 

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, как ни странно, это не костюм, хотя храню я коллекцию коронационных костюмов, в том числе. Это – ювелирное произведение, с моей точки зрения, необычайно гармоничное и от которого просто невозможно оторвать глаз. По крайней мере, я не могу этого сделать, когда бываю на втором этаже экспозиции Оружейной палаты. Это – золотая табакерка французской работы середины XVIII века. Выполнена она, как считается, в мастерской ювелира придворного Жана Жакоба. На ней изображена императрица Елизавета Петровна в профиль. На стенках – аллегорические сцены. Крышечка табакерки – гладкая полированная золотая. Тем, кто будут в Оружейной палате, я рекомендую остановить свой взгляд на этой табакерке. Это действительно стоит увидеть. 

К.ЛАРИНА – Она сама взгляды притягивает, да? 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, она скромна, по сравнению с другими произведениями ювелирными, в том числе и в этой витрине. Но она совершенна, поверьте мне. 

К.ЛАРИНА – Ну, что же, а теперь послушаем, что Ксюша у нас выбрала в качестве сегодняшнего шедевра. Что это, Ксюша? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, сегодня я вам расскажу о коронационном платье императрицы Александры Федоровны, вот как раз она смотрелась очень выгодно на фоне мундира, в котором появился Николай II. Но это чисто мое мнение. Ее наряд был намного прекрасней. Ну, а подготовила я этот сюжет с помощью Светланы Амелехиной, ее статьи в журнале “Родина” от сентября 2001 г. 

ПРЕДМЕТ, ЭКСПОНАТ, ШЕДЕВР 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Серьезным испытанием физической выносливости стала для императрицы Александры Федоровны церемония коронации. Причина – в тяжести ее костюма. Только атлет, кажется сейчас, способен выстоять с таким грузом на плечах. А она выглядела в своем облачении безупречно. «Как лебедушка», - восхищались современники. Это – зафиксированный специалистами факт: коронационное платье в русском стиле из гладкой серебряной парчи весило 10 кг, да еще 13 – золотистая мантия, обитая шкурками горностая. Все проверено – взвешивали. Как ни стремилась Александра Федоровна ношу эту облегчить – все впустую. Решала свита. Пришлось подчиниться фрейлине их императорских высочеств - Марии Николаевне Ермоловой. Еще в процессе пошива наряда она остановила свой выбор на тяжелой серебряной парче, отвергнув более легкий вариант ткани. Тем более что на всем пути процессии Александре Федоровне помогали камергеры. 7 человек несли шлейф платья и хвост мантии, а чтобы ткань распределялась ровно и без складок, к ее внутренней стороне крепились специальные ленты, своего рода - ручки. За них и держались. Декоративные узоры на платье тоже подбирались по вкусу, прежде всего, фрейлинскому. Один за другим Ермолова отвергла эскизы рисунков вышивки, выполненной профессиональными художниками. Даже рисунок Михаила Врубеля в русско-византийском стиле был отвергнут. Конкурс выдержала некая Елена Христофоровна Тайхерт. Именно ее вариант - стилизованные «a la russe» узоры - и был принят. Вышивали серебром, блестками и мелким жемчугом монашки Ивановского монастыря. Во время создания платье преследовали неудачи. Так лиф, рукава, юбку и шлейф сначала скроили и частично сшили в петербургской мастерской мадам Ольги, но московские вышивальщицы эту работу забраковали. Ткань потемнела и помялась. «Ну, неужели в питерской фирме не знали, что парчу нельзя гладить, нельзя сшивать на швейной машинке!», - возмутились москвичи и все переделали. Мастера сажали зрение: работать приходилось при дневном свете, электричество было лишь во дворцах. Коронация запомнилась сиянием серебра платья, усиленного золотым блеском мантии. Красота стоила жертв. 

К.ЛАРИНА – Ну, об остальных шедеврах нам будет рассказывать Светлана Амелехина. С чего начнем нашу экскурсию, Светлана? 

С.АМЕЛЕХИНА – Наверное, начнем с произведения, которое также мною чрезвычайно любимо, но уже не за эстетические свои достоинства, а за мой научный интерес к нему. Об эстетических достоинствах его говорить очень сложно, потому что оно сохранилось фрагментарно. Это – остов, т.е. каркас короны, первой короны российской, императорской короны Империи Российской. И остов этот - серебряный позолоченный. На нем существует вырезанная мемориальная надпись, говорящая о том, что она выполнена к коронации Екатерины I, к коронации, которая состоялась 7 мая 1724 г. Ирина Акимовна уже вам, очевидно, говорила в предыдущей передаче о том, что в 1721 г Россия была провозглашена империей, Петр I – императором. Спустя два года он принимает твердое решение провести в Москве церемонию первой в истории России имперской коронации и короновать не себя как императора, а, такая традиция существовала в государствах Западной Европы, сначала короновались как короли, потом как императоры, если становились императорами, а короновать свою супругу – Екатерину Алексеевну. Для подготовки этих коронационных торжеств была образована специальная коронационная комиссия в составе 4 человек. Возглавлял ее граф Петр Андреевич Толстой. Комиссия приехала в Москву примерно за год до коронации, и здесь на первом заседании коронационной комиссии решались вопросы, связанные с новыми императорскими регалиями. Мне посчастливилось обнаружить, а главное после неуспешных попыток, наконец, прочитать очень плохо, скорописью написанный документ – протокол заседания этой комиссии. И в этом протоколе удалось, наконец, обнаружить сведения, связанные с созданием именно этой короны, которая до последнего времени оставалась для нас полной загадкой. Из этих документов стало очевидно, почему она – загадка, потому что, оказывается, Петр, как и члены коронационной комиссии уже твердо имели решение, что корона будет делаться в обстановке строжайшей секретности, одним мастером без помощников. Потому что они хотели, чтобы она была представлена как старая, а не вновь сделанная. Ну, правда, дипломатов обмануть не удалось. Фридрих Вильгельм Бергольц оставил блистательные мемуары, он находился в свите Голштинского герцога, в которых он написал, что нам, дипломатам, показали корону новую сделанную. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Дипломаты всегда все знали и были очень хитрыми. Меня особенно поразило, когда Вы мне рассказывали об этой короне, из какого материала она была сделана. Потому что, ну, казалось бы, корона Российской Империи. 

К.ЛАРИНА – Из золота должна быть. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Оказалось, что нет. 

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, вот в том же протоколе заседания первой коронационной комиссии есть сведения и о мастере, который выполнял корону. Я назову сейчас его имя, а потом продолжу о материале. Мастер - русский, мастер - ювелир Самсон Ларионов был приглашен на заседание этой комиссии. Его спрашивали, сможет ли он один сделать эту корону в кратчайшие сроки. Он сказал, да, смогу, при условии, что императрица освободит меня от других заказов. И буквально через несколько дней в лавке серебряного дела старшины, там я не помню, Никифора Иванова, кажется, был куплен фунт серебра. Фунт, я посмотрела, это - 409,5 г серебра выжиги. Выжига – это выжигали из ткани серебряной. Ну, в общем, слиточек такой серебра ему дали. А общий вес короны составил 4 с чем-то фунта. Это, значит, 2 кг 200 г вместе с драгоценными камнями. Никто не знает, как реально выглядела эта корона, по сути. Потому что изображения стилизованные сохранились в большом количестве. Такого полного живописного изображения мы до сих пор не видели никогда, потому что корона с камнями просуществовала всего 3 года. Коронация следующего императора Петра II, он был мальчиком 12 летним, корону решили переделать. Все камни с прежней короны сняли, перенесли на его корону. Остался лишь остов. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Остов, кстати, весьма покосившийся. Я не знаю, с чем это связано. Корона Российской Империи как-то выглядит не столь шикарно, как хотелось бы нам, но в этом есть жестокая реальность. 

С.АМЕЛЕХИНА – А выглядела она когда-то ошеломляющим образом, потому что сохранились свидетельства, чуть больше 2,5 тысяч драгоценных камней на ней было. Кроме того, крупный жемчуг. Каждая жемчужина по меркам того времени стоила от 1000 до 2000 рублей. И венчал корону огромный турмалин, купленный по преданию для царя Алексея Михайловича, отца Петра I, в Китае. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это такой яркий, рубинового цвета камень, да? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да. И самое любопытное для меня было, что к моменту коронации этот камень почему-то принадлежал Меншикову. 

К.ЛАРИНА – Ну, а если говорить уже о нарядах, об одеждах. Шили ли какие-нибудь специальные одежды именно для церемонии коронации? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, безусловно. Ну, я хочу напомнить, что русские царицы в обряде венчания на царство не принимали никогда участия, они могли за ним только наблюдать. Императрицы российские принимали самое активное участие, были главными действующими лицами. По крайней мере, в XVIII веке, когда они были единоличными правительницами. Соответственно наряд для них продумывался. Над ним работало большое количество портных. Но вот если говорить о коронационном костюме Екатерины I, то, по всей видимости, довольно долго работали над ним и, прежде всего, над его символикой. Потому что символичен и его цвет, и его покрой. Я хотела напомнить, я уже Ксюше рассказывала при встрече в Оружейной палате, что сохранилось ведь не только коронационное платье Екатерины I, но и костюм, в котором Петр I присутствовал на ее коронации. Платье императрицы пунцового цвета, вышитое серебром, костюм императора, он хранится в Эрмитаже, голубой, вышитый серебром. Это – два императорских цвета и выбор их, явно совершенно, не случаен. И в Византийской империи эти два цвета могли носить только члены императорской семьи и сам император. 

К.ЛАРИНА – Один раз только надевались эти костюмы? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, судя по документам, по нашим, все костюмы после коронации сдавались в Оружейную палату. Мне встречались документы, что платье Анны Иоанновны брали на несколько дней, на 5 дней, видимо, для написания парадного портрета. А платья императриц XIХ века брали перед следующей коронацией в качестве образца. Их возили в Санкт-Петербург. Видимо, снимали крой и возвращали обратно. 

К.ЛАРИНА – Сколько весило? Есть какие-нибудь цифры, сколько весил наряд императрицы? 

С.АМЕЛЕХИНА – У нас так весьма условно визуальный вес оценивается. Но во время реставрации я позволила себе взвесить коронационное платье императрицы Александры Федоровны, т.е. последней российской императрицы, по частям – лиф, шлейф, юбка. В общей сложности – 10 кг. 

К.ЛАРИНА – Кошмар! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И плюс еще мантия – 13. 

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Вес мантии ее составлял 13 кг, 23 кг в сумме. 

К.ЛАРИНА – Сильные женщины. 

С.АМЕЛЕХИНА - Так что не удивительно, что они просили облегчить вес коронационных платьев. Особенно мучилась супруга Александра III, Мария Федоровна. Вот она-то и посоветовала невестке облегчить вес, по возможности, платья. 

К.ЛАРИНА – Ну, что, мы делаем паузу на новости. Потом продолжим нашу программу. Ответим на наш вопрос, – это я обращаюсь к нашим слушателям. И Ксюша Басилашвили познакомит вас с ближайшими выставками, которые будут проходить в Кремлевских палатах. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Вы слушаете программу «Кремлевские палаты». Сегодня у нас гостит Светлана Амелехина, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля. Говорим мы сегодня об одеждах коронационных и продолжим этот разговор обязательно чуть позже. А сейчас Ксения подробно вас познакомит с жизнью за кремлевской стеной, я имею в виду сегодняшней, современной жизнью. 

ТЕРРА ИНКОГНИТА ЗА КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНОЙ 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Во-первых, хочу напомнить, что совсем недолго осталось до закрытия выставки «Сокровища французской короны». Вазы из собрания Людовика XIV вскоре уедут обратно в Лувр. Так что полюбоваться выбором «Короля – Солнце» и восхититься его вкусом можно вплоть до 12 ноября. Выставка проходит в Успенской звоннице Московского Кремля. Отвечая на многочисленные вопросы наших радиослушателей, как же все-таки попасть в Большой Кремлевский дворец, Грановитую палату и Теремной дворец, в то самое отреставрированное в постперестроечный период пространство, ничего утешительного сказать пока не могу. Экскурсионное обслуживание для рядовых граждан не предусмотрено. Только для официальных правительственных гостей. Во всяком случае, так нам ответили в Федеральной службе охраны. Впрочем, надежды терять никогда нельзя. И не исключено, что для наших слушателей и будут сделаны исключения, но это пока мое личное предсказание. Шедевры из кремлевской коллекции вы можете увидеть и в других музеях на временных экспозициях. Так, на выставку «Блестящий век Екатерины Великой» в выставочных залах федеральных архивов музеи Кремля представили около 30 предметов из своей коллекции. Все они, естественно, связаны с именем Екатерины II. Часть из них – с коронации императрицы. Это памятная медаль вступления на престол. Есть и личные вещи: табакерки, шахматы из слоновой кости, чернильный прибор с часами. Этими предметами, несомненно, пользовалась сама императрица. 

К.ЛАРИНА – Может быть, что-нибудь добавите, Светлана, к тому, что Ксюша рассказывала? То, что касается экспонатов Ваших. Что у нас там? 

С.АМЕЛЕХИНА – Связанных с Екатериной II? 

К.ЛАРИНА – Да, что можно посмотреть вот уже сейчас из одежд? 

С.АМЕЛЕХИНА – В экспозиции Оружейной палаты у нас представлено коронационное платье императрицы. Выполнено из гладкой серебряной парчи и украшено вышитыми гербами Российской Империи. Ручка, которой писала императрица, с золотым пером, с другой стороны - карандишик. Все это прикрыто печатками с вензелем императрицы. Очень любопытная табакерка, выполненная из раковин. На ней вензель Екатерины II и Потемкина, два вензеля. Ну, известно, что Потемкин нюхательного табака не использовал, поэтому это – явно подарок не ему, а от них двоих, видимо, кому-то. Сама же Екатерина нюхала табак с огромным удовольствием, втихоря от мужа, даже наклонялась там под столом где-то во время банкетов. Нюхала она табак левой рукой, а не правой, потому что правую давала для поцелуев, не хотела, чтобы подданные чувствовали этот запах. 

К.ЛАРИНА – А чихать? Там же потом чихательный процесс наступает. 

С.АМЕЛЕХИНА – Ой, я никогда не пробовала это делать. Я знаю, что табакерки у нее были разложены везде и всюду. И вот она ходила подписывала документы и нюхала табак, хотя доктора ей категорически запрещали это делать, но она говорила, что табак очень прочищает ей мозг. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мозг? 

К.ЛАРИНА – Да, т.е. вроде наркотик такой получается, да? 

С.АМЕЛЕХИНА – Судя по всему, да, но ей это было не полезно. 

К.ЛАРИНА – Ну, что, пришла пора принять ответ по телефону. У нас уже есть правильные ответы. Мы пока правильный ответ не называем, вы нам его назовете по телефону. 

СЛУШАТЕЛЬ ЕЛЕНА – Я думаю, что Преображенского лейб-гвардии полка. 

К.ЛАРИНА – Совершенно верно. Наш пейджер свободен от ваших ответов, поэтому смело можно вопросы присылать к нашей гостье. Куда мы дальше идем, Ксюша? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Дальше мне бы хотелось поговорить о том, как менялись вкусы императриц и, как мы видим, и свиты, фрейлины тоже диктовали свои условия, как шить коронационные наряды. Давайте начнем, может быть, действительно, так исторически немножечко идти, вот первая женская коронация, первое коронационное платье и дальше развитие стиля вплоть до платья Марии Федоровны. Ну, пожалуйста. Меня поразили фигуры наших императриц. Меня поразила тонкость талии – 45 см. 

К.ЛАРИНА – Ну, там же, наверное, корсет какой-то был? Был корсет, Светлана? 

С.АМЕЛЕХИНА – Обязательно. 

К.ЛАРИНА – Дышать невозможно было? 

С.АМЕЛЕХИНА – Я хочу обратить выше внимание, что корсет, как выяснилось из прочитанной мной последнее время литературы, стягивал талию в норме всего лишь на 5 см. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Так что, если 45, значит, талия где-то 50 – не больше. 

С.АМЕЛЕХИНА – Т.е. можно утянуть, конечно, до катастрофических размеров, но тогда вы быстро упадете в обморок и не сможете дышать, и будете выглядеть отчаянным образом. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Откуда списывались эти вкусы? Ведь, наверняка, это все пришло с Запада. У нас такой традиции не было. Откуда? Из Франции, из Италии? 

С.АМЕЛЕХИНА – Как ни странно, платье первой российской императрицы сшито, как писал Фридрих Вильгельм Бергольц, о котором я вам уже говорила, который прекрасно разбирался в нюансах европейской моды, сшито было по испанской моде, а вовсе не по французской. Старинная испанская мода существовала в качестве церемониальной моды при многих дворах Европы вплоть до конца XIX века. В России вот она была использована при первой российской коронации. Этот помпезный испанский костюм, украшенный богатой вышивкой, Петр I и, видимо, Екатерина сочли самым подходящим для подобного случая. 

К.ЛАРИНА – Но все равно какие-то русские традиции все-таки повлияли тоже, наверное, на строй костюма? 

С.АМЕЛЕХИНА – Это уже в ХIХ столетии, когда русский двор стал ориентироваться на национальные мотивы и когда это стало актуально, популярно и использовалось всячески и во всяких политических играх. И надо сказать, что костюм в русском национальном стиле, но стиле именно, какие-то детали русского костюма, появились при дворе в эпоху Екатерины II. Впервые она появилась в так называемом русском платье в годовщину своей коронации в 1770 г. Через 5 лет практически все дамы стали носить эти русские платья с откидными рукавами и оформлением переда наподобие русского сарафана и кокошниками с вуалью. А впервые короновалась императрица в русском платье в 1801 г. Это была Елизавета Алексеевна – супруга императора Александра I. Правда, от русского платья там остались детали, которые сейчас даже трудно определить, что это - русское платье. Такие рудиментарные рукавчики узкие сзади. В основном, платье приспособлено к французской моде и так это до конца, потом существования империи существовало. Современники называли это придворное платье в русском стиле «офранцуженным сарафаном». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что являлось непременной составляющей коронационного костюма? Вот без чего выйти на коронацию… 

С.АМЕЛЕХИНА – Дамского? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, давайте, раз уж мы говорим о дамах, дамского сначала. Без чего нельзя было появиться, это был нонсенс, появиться на церемонии коронации? Какой цвет обязательно должен был быть? 

С.АМЕЛЕХИНА – Спасибо, Ксюша. Я поняла. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Какая ткань? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да. С 1742 г, т.е. с коронации императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, все российские императрицы короновались только в платьях из гладкой серебряной парчи. Она по-разному называлась эта ткань, не буду вас мудрить. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это вот та самая тяжелая, да? 

С.АМЕЛЕХИНА – Она была то тяжелая, то легкая. Когда она была легкая, то имела особое название «гас». Когда она была совсем тяжелой сложной крутки и создавала такой эффект мерцающей поверхности, это уже в конце ХIХ века, называлась «грань». Но, как бы то ни было, ткань – это ткань, по сути дела, однодневка. Потому что ее нужно было после того, как она была выполнена, очень тщательно в особых условиях хранить для того, чтобы она не покрывалась патиной. И нам уже сейчас трудно представить, насколько ослепительно выглядела императрица в этом платье. Вокруг нее, по всей видимости, просто разливалось сияние. Да еще прибавьте к этому золотую мантию. Вокруг нее просто существовала некая аура ослепительная. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А специально какой-то луч света, может быть, направляли еще?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, луч света направляло на нее солнце. Я тут специально посмотрела, как у нас коронации распределяются по времени, имперские коронации. В основном это – весна, две коронации – летом, две коронации – осенью. Что самое удивительное, что во время всех коронаций, мемуаристы оставили свои воспоминания, была удивительно солнечная погода. Единственная коронация, когда шел дождь, была коронация Александра III. Кстати, этот дождь оставил следы и на коронационном платье, и на коронационных балдахинах. Они очень сильно потемнели. 

К.ЛАРИНА – Да, что Вы! Т.е. это влияло на краску? 

С.АМЕЛЕХИНА – Не на окраску. 

К.ЛАРИНА – Полиняли. 

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, нет, т.е. на это серебро и золото, т.е. капельки, я же говорю, что эти ткани требуют очень тщательного ухода и никакой влажности. Только тогда они сохраняются. 

К.ЛАРИНА – Светлана, а вот что касается головных уборов? Это тоже были какие-то специальные головные уборы в коронации? Корона у императриц? 

С.АМЕЛЕХИНА – Обязательно. Малая императорская корона. Да. А российские императоры со времени Павла I короновались большой императорской короной, которая хранится в Алмазном фонде. Это знаменитая корона, выполненная ювелиром Позье. 

К.ЛАРИНА – Т.е. до коронации, что на голове? Ничего? Пустая голова? 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, по-разному. В мемуарах это не всегда отражено. Вернее, редко даже, я бы сказала, отражено, шляпы. Кто-то из императоров шел с покрытой головой, т.е. в шляпах, потому что у нас ведь костюмы императорские коронационные хранятся вместе со шляпами, со штанами и сапогами, и шарфами. А кто-то нес под мышкой. 

К.ЛАРИНА – А женщины? 

С.АМЕЛЕХИНА - С непокрытой в основном головой, да. 

К.ЛАРИНА – А прическа? 

С.АМЕЛЕХИНА – Прическа разная. У императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III, спускалось две косы по плечам. 

К.ЛАРИНА – А потом, вот когда парики появились, вот до париков делали какие-то специальные прически из своих волос-то? 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, в эпоху Екатерины I, если говорить о первой коронации, начали очень простые прически из собственных волос. И, да, я вспомнила имя парикмахера. Его звали Швейц Рис, написано в документе, который завивал локоны императрицы перед коронацией. 

К.ЛАРИНА – На раскаленных гвоздях? 

С.АМЕЛЕХИНА – Наверное, на каких-то щипцах. 20 червонных ему за это дали. 

К.ЛАРИНА – И сколько интересно длился процесс подготовки к церемонии с начала до конца: прическа, одежда, все? 

С.АМЕЛЕХИНА – А, как одевали императрицу? 

К.ЛАРИНА – Ну, сколько времени тратили? 

С.АМЕЛЕХИНА – Трудно сказать. Но вообще сама церемония начиналась довольно рано. Выход с Красного крыльца где-то примерно в 8-9 часов уже начинался колокольный звон. 

К.ЛАРИНА – Т.е. ночь не спали практически. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня вообще вопрос. Я не понимаю, как это физически можно было эту церемонию сделать, потому что весь двор ведь практически переезжал на время церемонии из Петербурга в Москву. Ты представляешь себе? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, именно так. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Со всеми мастерскими, придворными, фрейлинами, со всем складом одежды, парфюмерии и т.д. 

С.АМЕЛЕХИНА – Я хотела сказать насчет склада одежды. Елизавета Петровна, по документам проходит такая информация, что для приезда в Москву на коронацию ей понадобилось 3 возка. В одном из них сидели портные и шили ее коронационное платье. Чтобы через несколько месяцев вернуться обратно, из Москвы в Петербург, ей понадобилось уже 80 подвод, которые были целиком гружены ее нарядами, потому что, как пишет Екатерина II, она платьев никогда дважды не надевала, а меняла часто по три раза в день. 

К.ЛАРИНА – А вопрос есть от наших слушателей: «Привлекались ли к созданию российских коронационных нарядов какие-нибудь известные российские и иностранные ювелиры? Ведь среди элементов наряда было немало украшений», - пишет нам Борис. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Фаберже не привлекался. 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, как бы несколько отдельный вопрос. Я думаю, вам с удовольствием его осветит… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А Вы не помните? 

К.ЛАРИНА – Ведь камни же нашивались все равно на платье? 

С.АМЕЛЕХИНА – На платье. Я поняла вопрос. На эти русские придворные платья в ХIX веке, если говорить о фирмах, а о фирмах, вообще можно говорить только со второй половины ХIX века, нашивалась некая планка, как я вам уже говорила, наподобие русского сарафана, на которую пришивались драгоценные пуговицы. И, по крайней мере, документов мне не встречалось насчет этих фирм. 

К.ЛАРИНА – А еще я хотела бы тоже все-таки целиком выстроить образ. Все-таки руки были непокрыты или нужно было их прятать в перчатки, в длинные рукава? И ноги точно так же: там чулки были, туфли. Что там внизу-то было? 

С.АМЕЛЕХИНА – Замечательный вопрос. Значит, представьте себе эти откидные рукава, ручка открыта остается. Рукава по краю оторочены пухом аиста марабу. Дальше длинные перчатки, которые закрывают ручку, а здесь наверху – кружевная оборочка. 

К.ЛАРИНА – И кольца надевались на перчатку? 

С.АМЕЛЕХИНА – Кольца, мы точно знаем, надевались на перчатки в XVIII веке, потому что на перчатках Екатерины I, от маскарадного костюма у нас хранится, с внешней стороны вырезаны овальные, подперчатки, овальные прорези для того, чтобы камушки торчали. А с внутренней стороны перчаточки рассечены, они, видимо, были ей малы, перчатки хорошие были большой редкостью, для того, чтобы она в них влезла. А вообще, для того, чтобы надеть эти тонюсенькие узенькие перчатки существовали специальные распялки, которыми сначала перчаточки распяливали. А потом, когда на ручку их натягивали, их застегивали специальными крючочками, просто потому что просто так эти крошечные пуговки не застегнуть. 

К.ЛАРИНА – А из чего? Это шелк или что это за ткань? 

С.АМЕЛЕХИНА – Перчатки обычно шились из тончайшей лайки или шведской кожи. Самые роскошные перчатки вот из шведской кожи. 

К.ЛАРИНА – Ну, а обувь и чулки? 

С.АМЕЛЕХИНА – Обувь и чулки. 

К.ЛАРИНА – Чулки тогда уже были? Какое-то подобие? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, конечно, конечно. Почему подобие! Чулки совершенно роскошные, с вышитыми серебром стрелками у нас хранятся еще от начала XVIII века. И после коронации Екатерины I сдали полный комплект ее облачения, даже подвязки. К сожалению, подвязки до нашего времени не дошли. Чулки ее сохранились. Пунцового цвета с вышитыми стрелками. И от коронации Петра II, юного императора, внука Петра I, тоже вышитые чулки… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но кто-то стеснялся сдавать чулки, я знаю. 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, последние российские императоры не сдали штанов, сапог, одни мундиры. Екатерина II, Елизавета Петровна и Анна Иоанновна тоже решили не передавать своего… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Исподнего. 

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Только платье. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Их из шелка делали, да, эти чулки? 

С.АМЕЛЕХИНА – Они вязаные. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вязаные? 

С.АМЕЛЕХИНА – Трикотажные. Специальные станки были изобретены для изготовления такого рода чулок уже где-то, видимо, к концу XVII века. 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте тогда пойдемте уже дальше. И черевички какие там носили, в это время? И вообще, были специальные мастера по обуви, наверное? Тоже эксклюзивные же были варианты? 

С.АМЕЛЕХИНА – Безусловно. Башмачник Екатерины II, Александр Коньков. Единственный, мне удалось обнаружить. По крайней мере, в документах за период коронационных торжеств. Наверное, он и шил ее ботиночки, которые тоже представлены у нас в экспозиции Оружейной палаты рядом с платьем. Вот такие два язычка перекрещиваются на подъеме, про которые дети обычно спрашивают. «Ой, это липучки», - говорят. На самом деле это такие два язычка, которые назывались плюши. И сверху на них, они продевались в драгоценную пряжку. Пряжка передана в Оружейную палату не была, так что остались вот один язычки. 

К.ЛАРИНА – Вообще, конечно, интересно, как во всем этом двигаться. Насколько они были свободны в своих движениях? Или статичная достаточно была история, то, что касается венчания на царство? 

С.АМЕЛЕХИНА – Я думаю, да. Процессия, конечно, шла медленно, размеренно. Не приведи господь, оступиться. Это считалось, в общем, плохим предзнаменованием. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А было? 

К.ЛАРИНА – История умалчивает. 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, история умалчивает. Но история не умалчивает другого. Очень плохим знаком было уронить какую-нибудь из коронационных регалий во время церемонии. Это случалось и не раз в европейской истории, в истории европейских монархов. У нас, из того, что мне известно, это случилось один раз, и тоже было сочтено плохим предзнаменованием. У Николая II во время церемонии возложения на него цепи Ордена Святого Андрея Первозванного ассистенты, великие князья, так активно поправляли его мантию, что цепь у него упала на пол. И он был очень расстроен и счел это плохим предзнаменованием. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, потом Ходынка еще была. Т.е. здесь… Но я думаю, что такая череда символов на самом деле еще прослеживается в коронации Александра III, да? Если уж мы об этом говорим, когда шел сильный дождь. Но это уже мистика. 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, говорят, когда дождь это, как раз, хорошо. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Хорошо, да? Ну… 

К.ЛАРИНА – А еще вопрос от Николая Петровича: «Что считалось среди интеллигенции при дворе безвкусицей в одежде?» 

С.АМЕЛЕХИНА – Я бы сказала другое, недавно прочитала в мемуарах, считалось безвкусицей одеться слишком модно. Аристократия одевалась чуть-чуть… 

К.ЛАРИНА – Небрежно. 

С.АМЕЛЕХИНА – Отставала. Не небрежно, очень, очень хорошо и изыскано, но чуть отставая от современной моды. А очень модно одевались нувориши, и это считалось дурным тоном. 

К.ЛАРИНА – Ну, все равно отличалась же даже мода, так называемого плебса, да? Я имею в виду не народных масс, бедных слоев, а именно слой, который не является аристократией. Отличалась сильно мода, именно мода? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мещане? 

К.ЛАРИНА – Да. Мещане или кто там, купцы? 

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, конечно. Купечество всегда старалось одеться как можно более роскошно. Особенно роскошно одеть своих женщин, потому что они являлись как бы вывеской их богатства, их состоятельности. 

К.ЛАРИНА – Т.е. все напоказ. 

С.АМЕЛЕХИНА – Обязательно. 

К.ЛАРИНА – Как нынешние новые русские, т.е. если бы были бы мерседесы, то и в мерседес бы посадил. 

С.АМЕЛЕХИНА – Она была его вывеской и демонстрировала, что он действительно состоятельный человек. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кто из русских императриц в таком примере одевания был фигурой скромной, а кто наоборот, отличался изощренным вкусом, даже получившим насмешки со стороны современников? 

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, насчет скромности, я даже не возьмусь сказать. Все они были дамы с изысканным вкусом, с большими финансовыми возможностями. Ну, конечно, самой большой модницей при императорском дворе и, вернее, вообще в России, наверное, была императрица Елизавета Петровна. Но я вот сейчас думаю, что, наверное, не по своей такой страсти и природе. У нее были явно какие-то дизайнерские способности, во-первых, и к тому же еще развитые Петром и матерью, Екатериной Алексеевной, потому что девочку эту, необычайной красоты она была, ее готовили стать королевой при каком-то европейском дворе, выдать ее удачно замуж. И изучались и языки, изучались танцы, манеры, и, естественно, умение одеваться. И она потом как бы играла в это всю оставшуюся жизнь. Она сама посещала корабли, где выбирала товары из привезенных. Она отбирала для своих костюмов кружева и какие-то аксессуары. Она с наслаждением утром давала распоряжения портным, как и что из этого нужно сделать, чтобы к вечеру платье было готово. Поэтому при ее дворе работало колоссальное количество портных, как русских, так и иностранцев. После ее смерти осталось, вот недавно мне попался в руки документ, в общей сложности в старых кладовых где-то около 600 платьев и 3,5 тысячи платьев в ее гардеробной комнате было обнаружено. Из них 10 - только мантий золотых и серебряных. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но у нее же пожар уничтожил, по-моему, гардероб. 

С.АМЕЛЕХИНА – И при этом у нее в пожаре 54-го, если я не ошибаюсь, года сгорело, как вспоминает Екатерина II, 3000 платьев и тут же из кладовых ей принесли еще 1,5 тысячи, вот мне документ недавно попался. Но жалела она, как она сказала Екатерине, из сгоревших платьев лишь одно, из ткани, которую Екатерина ей подарила. Какая любезная императрица, да? 

К.ЛАРИНА – Наши слушатели, Ольга спрашивает: «Были ли специальные одежды для детей?» Может быть, об этом скажете чуть-чуть. 

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Безусловно. Но как таковая, специальная одежда для детей появилась где-то с конца XVIII века. А до этого деток, особенно из привилегированных семейств одевали совершенно как взрослых. Бедные создания ходили в этих фижмах, в корсетиках с очень маленького возраста. На самом деле, корсетик не столько для стягивания талии существовал, сколько для выпрямления осанки и носили как мальчики, так и девочки. А сама Екатерина II принимала участие в разработке специального детского костюмчика для своего внука Александра I. Очень этим костюмчиком гордилась, и крой этого костюмчика рассылала королям европейским в качестве подарка, если она к ним хорошо относилась. И вот примерно с этого времени стал формироваться детский костюм, специальный, облегченный и удобный. 

К.ЛАРИНА – У нас уже такие вопросы пошли. «Существовал ли новомодный сейчас шаблон, предпочтение блондинок или были другие критерии?», - спрашивает Сергей. Ну, вот действительно, мода, она же и на фигуру, и на цвет волос существует, да, в истории человечества? Тогда вот, действительно, тоже это было? Ну, тогда волосы умели красить, менять цвет волос? 

С.АМЕЛЕХИНА – Волосы умели красить. Очень замечательный вопрос. Я как раз сейчас читаю книжку про Древний Рим. Волосы умели красить еще во времена Древнего Рима и римлянки, все черные как один от природы, все ходили как одна блондинки, потому что это было модно. 

К.ЛАРИНА – Ну, а наши девушки? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Седину подкрашивали? 

С.АМЕЛЕХИНА – У нас Елизавета Петровна была природной блондинкой. Что касается других императриц, скажу честно, этот вопрос меня занимал не очень. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но молодились, подкрашивали седину? 

С.АМЕЛЕХИНА – Да, я вспомнила. У нас и молодились, и подкрашивались. Императрица Мария Федоровна, супруга, вдова уже, во вдовствующем состоянии после смерти Александра III выглядела совершенно ослепительно. Ее возраст ей невозможно было дать, но она что-то делала с лицом, т.е. ей какие-то косметические, возможно, и операции, какой-то пилинг делали. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Даже остались, по-моему, воспоминания посла, который просто восхищенно говорит, что Мария Федоровна выглядит так же, как 15 лет назад, вот на короновании своего сына Николая II выглядит так же, как на короновании своего супруга Александра III. Ничего в ней не поменялось внешне. 

К.ЛАРИНА – Еще вопрос тоже от наших слушателей. Спрашивает Иван: «Принимались ли в дар костюмы и платья? Или это было не принято?» 

С.АМЕЛЕХИНА – В дар - кем? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Видимо, посольством? 

К.ЛАРИНА – Ну, наверное, послами, не знаю. Там же подарки дарят разные? Например, платья, ткани дарили? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ткани, может быть, или платья. 

С.АМЕЛЕХИНА – А, принимались ли подарки от послов в виде костюмов? Да, безусловно. 

К.ЛАРИНА – Серьезно? 

С.АМЕЛЕХИНА – Безусловно. Это было принято. 

К.ЛАРИНА – Но не нижнее белье же они дарили? 

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, давайте скажем так, это было принято в допетровскую эпоху. У нас огромное количество роскошных привозных тканей, именно поступивших в посольских дарах, а также цельные костюмы, в основном от восточных монархов поступившие. 

К.ЛАРИНА – Ну, это что, они специально для конкретного человека шили? 

С.АМЕЛЕХИНА – Они царю подносили. Послы привозили дар от своего монарха русскому царю. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, предварительно, наверное, узнавая какие-то размеры. 

К.ЛАРИНА – Узбекский халат, да? Что еще? 

С.АМЕЛЕХИНА – Турецкий. 

К.ЛАРИНА – Ну, мы уже должны двигаться к финалу потихонечку. Светлана, все, что мы не успели сказать, мы должны за две минуты успеть. Наверное, стоит вот что спросить, какие-то выставки вообще проходят, связанные именно с костюмами, регулярно в музеях Кремля? Либо вот Вы так меняете, что-то Вы прячете в погреб, что-то показываете на постоянных экспозициях? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. где можно увидеть те самые костюмы, о которых мы говорим? 

С.АМЕЛЕХИНА – Так, ну, практически весь коронационный костюм дамский представлен в экспозиции Оружейной палаты, в постоянной экспозиции. Мы стараемся их не трогать, они так и живут в этом, как мы называем эту витрину - «корабль», она самая большая в Оружейной палате, и, на мой взгляд, самая эффектная. Что касается мужских коронационных костюмов, то императоры наши со времени Павла I короновались только в военных мундирах. Сейчас они все отреставрированы и в основном мы их используем сейчас на выставках. 

К.ЛАРИНА – Вы возите куда-нибудь? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот потрясающая была выставка, где вместе были костюмы Николая II и Александры Федоровны, где можно было видеть пару. 

С.АМЕЛЕХИНА – Но это были маскарадные костюмы с последнего костюмированного бала, самого знаменитого и последнего при императорском дворе. Он состоялся в феврале 1903 г в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге. И на этом бале весь русский двор был одет в костюмы царя Алексея Михайловича. Бал был организован по желанию Александры Федоровны, которая никогда такого бала не видела. Русская знать, придворные, приглашенные на бал, были очень озабочены подготовкой костюмов. Все мастерские были заняты исключительно, в течение длительного времени, созданием этих костюмов в стиле конца XVII века. Все придворные вытащили драгоценности фамильные, нашили, поэтому это все было ослепительно, блистательное зрелище. Остался фотографический альбом от этого бала. Ну, а вот костюм Николая II поступил после бала в Оружейную палату по той простой причине, что все украшения на нем были взяты перед балом из Оружейной палаты, поскольку они принадлежали древним русским царям. И так в комплексе костюм обратно вернули. И это единственный костюм, оставшийся после бала целиком со всеми украшениями. 

К.ЛАРИНА – К сожалению, мы должны уже заканчивать. Светлана, спасибо Вам большое. Светлана Амелехина, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля. Вот такую экскурсию по моде прошлых лет мы с вами совершили. Мы на следующий раз не можем анонсировать тему, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, что, скорее всего, мы поговорим о посольских дарах, что дарили нашим императорам и царям, и о том, как они кушали, как они организовывали празднества, обеды и приемы. 

К.ЛАРИНА – Ой, какая хорошая тема! Спасибо большое, приходите к нам.

 
вверх