Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Марина Сечкина

 

Суббота, 3 Сентября 2005

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 

К.ЛАРИНА – Такая красота, прямо хочется послушать, но уже хочется уже и людей представить. Во-первых, с Ксенией я здоровалась – Ксения Басилашвили здесь в студии. Ксюша, добрый день! Здравствуй! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Здравствуй! 

К.ЛАРИНА – И сегодня у нас музыкальная программа. Мне всегда очень интересно, когда у нас музыка присутствует, в наших «Кремлевских палатах». Марина Сечкина, художественный руководитель ансамбля «Анима» - правильно я сказала, да, Марина? 

М.СЕЧКИНА – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – Добрый день, здравствуйте! И Ваш коллега, Александр Лапшин, да? 

А.ЛАПШИН – Здравствуйте! 

К.ЛАРИНА – Тенор? Певец. 

А.ЛАПШИН – Да. 

К.ЛАРИНА – А что мы сейчас слушаем, Марина, скажите тогда сразу? 

М.СЕЧКИНА – Это духовное произведение, «Слышь, пророцы», нашего русского композитора, Балакирева, нижегородца тоже. 

К.ЛАРИНА – Ну, вот видите, у нас такая тема заявлена – джаз в православном храме. Я так понимаю, что вокальный ансамбль «Анима» – он исполняет самые-самые разные музыкальные жанры, в том числе и джазовые. Ну, мы начали, конечно, с духовной музыки, что, наверное, правильно, если речь идет о концертах именно в храме в Архангельском соборе. Ксюш, мы должны, наверное, сказать, что мы сегодня подарим нашим слушателям, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, и конечно, наши слушатели смогут получить в подарок диски с записями вокального ансамбля «Анима». Что это за диски, расскажите, пожалуйста, Марин? 

М.СЕЧКИНА – Это один из самых первых дисков. Он уже раритетный, мы больше его не выпускаем. Диск с записью музыки эпохи Возрождения. Туда вошли очень известные композиторы, такие как Роландо Ласса, Жоакин де Пре, Джованни Палестрино. Он записан у нас не только вокальным, но и с участием ансамбля старинной музыки, со старинными инструментами. 

К.ЛАРИНА – А мы что-нибудь послушаем сегодня с этого диска? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Послушаем сегодня! 

М.СЕЧКИНА – Да, я думаю, что конечно, да. Да, обязательно. Вот, и второй диск – это диск русской духовной музыки, «Тебе поем» называется. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот эти два диска мы предоставим в качестве главного подарка тому, кто дозвониться к нам в прямой эфир и ответит на вопрос по телефону. А для тех, кто правильно ответит на пейджер, мы также еще дарим диск вот этот вот. Наверное, о нем тоже стоит более подробно поговорить. 

М.СЕЧКИНА – Да, это последний диск наш, выпущенный в прошлом году, летом. Мы его записывали в Нижегородской области, в Троицком храме, в Троицкой церкви. 

К.ЛАРИНА – Там что? 

М.СЕЧКИНА – Это русская духовная музыка. 

К.ЛАРИНА – Русская духовная музыка. Ну, и теперь что мы должны сделать, чтобы получить эти подарки замечательные, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нужно ответить на вопрос, конечно. 

К.ЛАРИНА – Давай. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Итак, вопрос. Кто из русских царей славился своей музыкальностью и даже пел в хоре государевых певчих дьяков? 

К.ЛАРИНА – Мы ждем ваших правильных ответов, ну а пока давайте поподробнее познакомимся, поближе познакомимся с нашими гостями. Итак, Марина, начиная с названия. 

М.СЕЧКИНА – «Анима». 

К.ЛАРИНА – Ну, это что такое? Нам переведите. 

М.СЕЧКИНА – «Анима» - это с итальянского и с латинского языка «душа». Возникло, конечно, не случайно. Во-первых, итальянский язык считается общим музыкальным языком. Придумали мы это название не сами, нам это название дал наш нижегородский музыкант, нижегородский гитарист Вячеслав Широков. Потому что где-то первые полгода мы существовали вообще без названия, просто как вокальный коллектив. И к одному из первых наших концертов, который мы делали вместе с Борисом Штоколовым, организаторы говорят: «Как же вы без названия? Нужно обязательно какое-то название». И вот, предложили нам такое вот замечательное название. В общем-то, я двумя руками «за». 

К.ЛАРИНА – А вы начинали, сразу понимая, что вы будете именно в этом пространстве работать, в пространстве русской духовной музыки, или какие-то другие у вас были пристрастия? 

М.СЕЧКИНА – Ну, дело в том, что у нас в коллективе ребята любят разную очень музыку. У нас есть и любители музыки эпохи Возрождения, есть любители оперной музыки и джаз-рока, и джаза, и… Ну в общем, всевозможной музыки. Поэтому тут какого-то определенного, одного такого направления не было. 

К.ЛАРИНА – Ну главное направление – все равно оно как-то должно сформулироваться. 

М.СЕЧКИНА – Начинали, конечно, с того, что мы лучше всего знаем. Лучше всего мы знаем, и в консерватории очень много исполнялась, именно русская духовная музыка. В то время она была именно как-то так, на взлете, ее много пели, много исполняли, и мы ее хорошо очень знали. Поэтому мы начали, конечно, с духовной музыки. 

К.ЛАРИНА – А когда вы впервые выступили в храме? Вообще. Вы помните? 

М.СЕЧКИНА – В храме… Ну, скорее всего, мы первый раз выступили в храме в костеле, за границей, как это ни странно. 

К.ЛАРИНА – Ну и как? Помните эти впечатления, самые первые? 

М.СЕЧКИНА – Конечно, конечно. 

К.ЛАРИНА – Это же сильно отличается, наверное, от обычного концерта? 

М.СЕЧКИНА – Это очень отличается, потому что полетность звука, этот холл и совершенно никакого напряжения голоса. Петь просто одно удовольствие. 

К.ЛАРИНА – Все льется само. 

М.СЕЧКИНА – Одно удовольствие. 

К.ЛАРИНА – Александр, Вы скажите, как исполнитель, действительно так? 

А.ЛАПШИН – Да, создается такая атмосфера, когда идет непосредственный контакт со зрителем. 

К.ЛАРИНА – А с главным зрителем контакт есть? 

А.ЛАПШИН – Да, но все-таки с главным зрителем контакт, наверное, не в костеле, а больше в нашей русской церкви. 

М.СЕЧКИНА – Понимаете, дело в том, что до того, как наш коллектив собрался, мы все равно ведь пели в церкви. Пели, кто-то где-то на службах пел… 

К.ЛАРИНА – В хорах, в хорах. 

М.СЕЧКИНА – Конечно. Конечно. Именно во время службы. 

К.ЛАРИНА – Мы сейчас прервемся на выпуск новостей, а потом продолжим нашу программу. 

НОВОСТИ 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 

К.ЛАРИНА – Марина, давайте представим, что мы сейчас слушаем, да? 

М.СЕЧКИНА – Мы слушали сейчас номер из ренессансного нашего диска, первого диска. 

К.ЛАРИНА – Это про который Вы говорили, да? 

М.СЕЧКИНА – Да, да. 

К.ЛАРИНА – Раритет. 

М.СЕЧКИНА – Да. Якоб Аркадельд «Il bianco dolce cinia» - «Мой белый нежный лебедь». 

К.ЛАРИНА – Я напомню, что у нас сегодня в гостях в программе «Кремлевские палаты» Марина Сечкина, художественный руководитель ансамбля «Анима», и солист ансамбля, Александр Лапшин, тенор, да, что очень важно подчеркнуть. Александр, ну расскажите, как Вы сюда попали? 

А.ЛАПШИН – Я попал в ансамбль в 2000 году, как раз попал перед гастролями в Германию с русской духовной музыкой. В то время я еще был студентом консерватории и именно в этом ансамбле я узнал то, что можно не только слушать музыку, которая тебе нравится, но и исполнять ее. Т.е. это… 

К.ЛАРИНА – Вы до этого никогда не пели ее? 

А.ЛАПШИН – Нет, я исполнял, исполнял, действительно, русскую духовную музыку, русские народные песни, но до того, как я попал в ансамбль «Анима», я никогда не пел Ренессанс и никогда не исполнял никаких джазовых композиций. 

М.СЕЧКИНА – Ну, на самом деле-то Саша и еще два наших мужских голоса, баритон и бас – Сергей Биров и Дмитрий Ситников – они капеллане. Естественно, они с детства связаны с хоровой музыкой, и пели… единственно, что они пели в хоре. А ансамбль – это несколько другое, поскольку здесь мы выступаем как солисты. И другая специфика: нужно и себя преподнести уметь, показать. И поэтому, когда мы ехали в Германию, и у нас поменялся слегка так состав, мы взяли молоденьких ребяток с собой. А ехали мы на курсы, так называемые курсы повышения квалификации, которые вел у нас известный очень в Европе и вообще в мире ансамбль «Hilert». Они несколько раз были в Москве. И они нас пригласили на эти курсы, мы там были один русский коллектив, потому что… остальные были, там, японцы, американцы и всевозможные, и немцы… Вот, и вот первое испытание для наших ребят молоденьких – это вот были вот эти курсы. С утра до вечера мы занимались, нас учили петь, учили петь Ренессанс как раз. А мы им исполняли наши русские духовные песнопения. 

К.ЛАРИНА – А там, в Европе, на Западе вообще исполняют русскую духовную музыку? 

М.СЕЧКИНА – Да. Они ее очень любят и даже знают, и когда к нам приходят в Кремль и слушают, они иногда подходят и говорят: вот, пожалуйста, мы хотим вот такое, мы хотим «Богородице Дево радуйся», мы очень хотим, нам нравится Рахманинов. И мы, конечно же, это все… уступаем их просьбам и исполняем. 

А.ЛАПШИН – Вот когда мы были в Германии первый раз, как раз у нас был заключительный концерт такой, что мы исполняли ренессансную музыку, а ансамбль «Hilert» исполнял русскую духовную музыку. Такой был, как эксперимент. 

К.ЛАРИНА – А есть какая-нибудь разница, если говорить о такой, творческой кухне? 

М.СЕЧКИНА – Ну конечно, конечно. 

К.ЛАРИНА – Свои законы, да? 

М.СЕЧКИНА – Свои законы, привычка звукоизвлечения и легато, и вообще, воспроизведение отдельного звука, вот, вокальная – немножко другая техника. Они несколько по-другому обучены. Все-таки исполнение Ренессанса, оно требует такой, плотной сразу же атаки, в отличие от русской музыки, где все должно быть очень мягко, постепенно – вот, звук возникает, как бы, ниоткуда. 

К.ЛАРИНА – Я, кстати, по-моему, приводила уже этот пример в нашу прошлую музыкальную программу «Кремлевские палаты», когда на церемонии бракосочетания принца Чарльза выступала… был приглашен русский коллектив. Они там пели… по-моему, как раз «Богородицу»-то они и пели, если мне не изменяет память. А вы принимаете участие в таких вот, таких торжествах, вас приглашают? 
М.СЕЧКИНА – Ну вот, буквально год назад мы ездили в Германию, у нас было приглашение на открытие выставки, кремлевская выставка. Она сначала проходила в Германии – это выставка пасхальных яиц Фаберже. И на открытии выставки мы пели. Мы пели как раз русскую духовную музыку. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня как раз вопрос, связанный с таким вот, конструктивным решением храмов католических, западных, и русских православных храмов – вот в чем отличие в исполнении? Влияет ли как-то различие конструкции храмов католических и православных на ваше исполнение? 

М.СЕЧКИНА – Ну, вы знаете, я вот… то, что я заметила: дело в том, что русские храмы, когда они строились, у них были такие… во-первых, они более квадратной, что ли, такой формы, какой-то более такой, округлой, квадратной. Плюс в стенах – вот особенно старые храмы – у них вделаны там, наверху, голосники такие, которые именно приспособлены для отдачи вот этого звука, чтобы звук усиливался. Т.е. для того, чтобы батюшка, там, произносил молитву, и это все еще бы усиливалось за счет вот этих голосников. А в костелах – там как раз более такая, удлиненная форма. И за счет этого звук – вот, например, в костелах – мне кажется, что звук более рассеивается. Он более длинный и рассеивается за счет вот этих вот длинных коридоров, за счет вот этих колоннад. Поэтому там, конечно, вот когда мы поем в костеле, например, русскую музыку, мы ее вынуждены петь гораздо медленнее, гораздо более сдержаннее и по эмоциям, потому что все смешивается, все эти звуки, получаются кластеры. 

К.ЛАРИНА – Что это значит? 

М.СЕЧКИНА – Кластер – это накладывание одного звука на другой, и это все звучит вместе, это звучит как уже какофония. 

К.ЛАРИНА – Понятно. 

М.СЕЧКИНА – Поэтому, естественно, темпы помедленнее. 

К.ЛАРИНА – Вообще, традиция концертов в храмах – они как-то не были слишком открыты для нас, для России. Совсем недавно – может быть, Вы меня поправите – совсем недавно эти традиции стали появляться и в наших храмах. Ну, вот пример Архангельского собора – уже не первый раз мы представляем коллективы, которые там выступают. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кстати, вот если говорить о месте, об Архангельском соборе – я туда, когда встречалась вчера с ребятами, специально зашла, походила. Уже не было публики. Знаете, ведь находиться в этом соборе – это достаточно тягостное впечатление. Нельзя назвать это таким вот, однозначно светлым местом. Но почему, потому что это, прежде всего усыпальница русских царей, и ведь это могилы. Действительно, это и могила Ивана Грозного, и Калиты… 

К.ЛАРИНА – Ксюш, у нас на Красной площади такое кладбище! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Да. Но ведь… 

К.ЛАРИНА – А как поют при этом люди! Вон, сэр Пол Маккартни, по-моему, прекрасно себя чувствовал. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну вот, я не знаю, здесь все-таки, понимаешь, площадь – это открытое пространство, а здесь замкнутое, очень замкнутое пространство. Мне хотелось узнать, вот вы чувствуете разницу исполнения в Архангельском соборе, действительно, таком месте, знаковом для России, и в других храмах? 

М.СЕЧКИНА – Ну, Вы знаете, мы работаем уже четвертый год, и, в общем-то, привыкли к этому помещению. Поначалу, конечно, мы испытывали трепет некоторый такой, поскольку, действительно… И иногда даже, когда вдруг… особенно это бывает, когда исполняешь что-то новое, и когда ты чувствуешь какую-то ответственность такую вот, что первый раз. И вот какое-то отношение, действительно, трепетное возникает. А в других храмах… Ну, вы знаете, вообще, если человек любит музыку, и в частности, русскую духовную музыку, то это, ну действительно, всегда трепетное отношение. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А где вы стоите в Архангельском соборе, где вот то место? Потому что его там достаточно мало. 

М.СЕЧКИНА – Мы стоим в центре у алтаря. Хотя, на самом деле, в свое время, когда этот храм был действующим постоянно, тогда еще в те времена, хористы стояли на таких хорах – они прямо над входом: там такие окна-витражи – вот, и оттуда хоры пели. Оттуда доносился звук, т.е. те, кто были в храме, они не видели, они только слышали голоса. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Слышали сверху, это, наверное, тоже важно. 

М.СЕЧКИНА – Сверху, да, этот звук лился сверху. 

К.ЛАРИНА – Здесь есть одна телеграмма такого, ворчливого содержания, но я все-таки ее прочту. Александр пишет нам: «Как совместить русскую духовную музыку в храме с джазом? Известно, что джаз – музыка беднейших негритянских кварталов, можно сказать, шабаш хулиганствующих элементов. Поэтому это не что иное, как глумление и богохульство над православием». Что мы ответим нашему ворчливому слушателю? 

М.СЕЧКИНА – Мы и не собираемся петь в храме джаз, это понятно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но вы исполняли? 

М.СЕЧКИНА – Мы в храме никогда не исполняли джаз, джаз мы исполняем в Оружейной палате, когда у нас бывают наши сольные концерты. 

К.ЛАРИНА – Так что, Александр, в Оружейной палате можно, ведь правда? 

М.СЕЧКИНА – Да, в Архангельском соборе или в других соборах мы поем исключительно только русскую духовную музыку. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я хотела бы вступиться все-таки за джаз, и напомнить… 

К.ЛАРИНА – Вступись. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, и напомнить, что джаз – это еще и «spiritual» - духовная музыка, которая исполняется, кстати, сейчас в трагическом регионе Нью-Орлеане, откуда родом джаз, откуда родом Луи Армстронг, и все мы можем вспомнить «Когда святые маршируют». И действительно, в негритянских кварталах, да, исполняют это еще и как духовные произведения. 

К.ЛАРИНА – Это их культура… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. 

К.ЛАРИНА – И в том числе культура религиозная, и немало… мы же сейчас, слава Богу, можем это видеть по телевизору, все эти духовные песнопения, псалмы, распевы – они все в таком блюзовом идут ключе – это вот то, что называется народными традициями, безусловно. 

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ (ответ – Иван Грозный) 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Наверное, про Ивана Грозного еще можно добавить, напомнить, что он ведь еще и писал музыку, он писал крюками. 

М.СЕЧКИНА – Да, он писал музыку. Мало того, этот хор, они были как… числились как чиновники, им выдавалась зарплата из казны. И кроме этого, однажды даже Иван Грозный выдавал им зарплату своим сукном, которое предназначалось для трона. А Петр I, он перевез этот хор, государевых певчих, в Санкт-Петербург. И с тех пор этот хор стал называться Петербургской певческой капеллой. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А какой голос был у Ивана Грозного, известно? 

М.СЕЧКИНА – Ну, вот в истории он значится как «красный голос». Вот это… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что это такое? 

К.ЛАРИНА – Красивый? 

М.СЕЧКИНА – Честно говоря, я сама не знаю. Я думаю, что красивый. А по высоте я, честно говоря, не знаю. Может быть, кто-то… 

К.ЛАРИНА – А Марина, кстати, вот о голосах. А есть какие-то законы подбора вокальной группы по голосам, если мы говорим именно про русскую духовную музыку? Какие должны быть обязательно в наличии? 

М.СЕЧКИНА – Конечно, должны быть октависты обязательно. И вот как раз этот хор, который раньше назывался государевы певчие дьяки – там было огромное количество этих октавистов. И иностранцы… 
К.ЛАРИНА – Там мужчины только были? 

М.СЕЧКИНА – Именно мужчины. Иностранцы приезжали даже послушать, потому что именно только вот русские голоса славились вот такими октавами, совсем низкими, вот, бархатистыми. И в то время все-таки в хоре пели только мужчины, т.е. женщины стали петь уже гораздо позже, и поэтому пели мальчики – верхние голоса мальчики. Мужской состав. 

К.ЛАРИНА – А сегодня у вас есть женщины в вашем коллективе? 

М.СЕЧКИНА – У нас две женщины… 

К.ЛАРИНА – Кроме Вас. 

М.СЕЧКИНА – Да. Я сопрано, и есть еще Татьяна Маракунина, она меццо-сопрано. Я думаю, что когда мы… я подбирала, скажем, этот состав, мне, конечно, хотелось охватить всю прямо, весь диапазон звучания. Т.е. и самые верхние регистры, и самые нижние. Поэтому у нас даже несколько усилена нижняя часть диапазона, у нас три мужских голоса – бас, баритон, тенор. И мне кажется, что это вот как раз более такой, сбалансированный состав. Именно для русской духовной музыки. 

К.ЛАРИНА – Сейчас еще раз напомню – вот наши слушатели просят еще раз назвать ваше имя, ансамбля – «Анима», ансамбль «Анима» сегодня у нас в гостях, Марина Сечкина и Александр Лапшин. У нас еще остаются минуты до конца эфира, мы должны обязательно, по возможности, услышать все-таки джазовую композицию, которую мы подобрали для вас. И напомню, что можно еще успеть вопросы свои задать нашим гостям на пейджере. И вопрос, конечно, традиционный для любого творческого коллектива: где можно узнать, вообще, о расписании ваших концертов, где вы выступаете? 

М.СЕЧКИНА – Ну, во-первых, можно заглянуть на наш сайт, animagroup.ru, и можно узнать в Кремле. 

К.ЛАРИНА – В каком смысле? Вы же напугаете! 

М.СЕЧКИНА – В Кремле – я имею в виду, в кассах музеев Кремля. 

К.ЛАРИНА – В кассах музеев. 

М.СЕЧКИНА – Да. 

К.ЛАРИНА – Вас там… постоянно выступаете, вот, в соборе в Архангельском, да? 

М.СЕЧКИНА – Ну, в Архангельском соборе мы поем три дня в неделю – это пятница, суббота, воскресенье с 11 до 16. 

К.ЛАРИНА – Так. 

М.СЕЧКИНА – Нас можно там услышать, и всю информацию, в принципе, из первых уст получить. 

К.ЛАРИНА – А в Оружейной палате? 

М.СЕЧКИНА – В Оружейной палате у нас концерты бывают, но не часто. 

А.ЛАПШИН – О концертах лучше узнавать в концертном отделе московского Кремля. 

М.СЕЧКИНА – Да. Да. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. Ну что, еще по поводу Ивана Грозного я хотела бы тоже прочитать телеграмму, связанную с другим царем: «Хочется вспомнить еще одного государя, отличавшегося музыкальностью, сочинившего духовную музыку – это царь Федор Алексеевич, проживший всего-навсего 21 год» - пишет нам Александр. Спасибо Вам большое! Про авторов, может быть, скажете, кого исполняете из русских композиторов? 

М.СЕЧКИНА – Мы не исполняем – легче сказать, что мы не исполняем – не исполняем композиторов, которые писали именно для большого хора. Поскольку мы ограничены голосами, нас всего лишь 5 голосов, и, естественно, музыка, в которой больше, чем 5 голосов, и где очень большое дыхание, которое просто для нас физически невозможно исполнить. Мы не исполняем Гречанинова, мы мало исполняем Рахманинова, только то, что для нас физически возможно. Но зато мы исполняем Архангельского, Чеснокова очень любим, Чайковского, естественно. Балакирев – наш нижегородский композитор. Это композиторы где-то с XVIII по ХХ век. 

К.ЛАРИНА – А из современных композиторов кто-нибудь пишет музыку духовную для вас? 

М.СЕЧКИНА – Пишет… Прямо-таки для нас? 

К.ЛАРИНА – Нет? 

М.СЕЧКИНА – Прямо-таки для нас… 

К.ЛАРИНА – …пока нет? 

М.СЕЧКИНА – Пока нет. Но современных композиторов, музыку современных композиторов мы исполняем. 

К.ЛАРИНА – Поскольку у нас закончится наша программа джазовой историей, давайте немножечко мы про это поговорим, успеем. Как появился джазовый репертуар, как вы его подбирали? 

М.СЕЧКИНА – Буквально пару слов: дело в том, что я всегда увлекалась, у меня муж – джазовый музыкант, и я увлекалась всегда джазом. И мы попробовали себя, и первый наш конкурс, который мы посетили и взяли там третье место – это был конкурс в Финляндии, в Тампере. 

К.ЛАРИНА – Это был конкурс вокальных ансамблей? 

М.СЕЧКИНА – Это был конкурс вокальных ансамблей, исполняли мы там исключительно джаз. Нам хотелось проверить свои силы, насколько это, вот, именно хорошо и качественно звучит, насколько это оценит жюри. И как раз вот эта вещь, которую мы сегодня будем слушать, она исполнялась там. Это в традиционном стиле, ее когда-то пела Элла Фицджеральд, «Whisper not», «Не шепчи». 

К.ЛАРИНА – Нет, я тебя пока не……. Александр, а Вы расскажите про свое ощущение джаза. 

А.ЛАПШИН – Ну, я всегда боялся петь что-то незнакомое. Поэтому когда я начинал петь джаз, пел очень с опаской, а потом понял, что джаз – это та же самая музыка, как и русская духовная, в которую надо вкладывать душу, и если ее прочувствовать, то она довольно-таки легкая для восприятия. 

К.ЛАРИНА – Но особенности голосовые здесь же тоже надо учитывать? Вот, кстати, давайте вспомним знаменитую историю, которая уже стала легендой, что, по-моему, Гершвин, да, запретил исполнять «Порги и Бесс» в абсолютном, в полном виде, запретил исполнять белым. Он оставил такое вот завещание, что только черные исполнители имеют право это делать, и до сих пор оно в силе. Я даже помню, когда я впервые об этом узнала, Дмитрий Бертман собирался ставить эту оперу у себя в театре, а потом вот узнал о том, что существует вот такой запрет, и поэтому пришлось ему ограничиться так называемым «Гала»… 

М.СЕЧКИНА – Концертом, да… 

К.ЛАРИНА – … «Гершвин-гала», называется, там фрагменты. Вот здесь вот есть эта разница, действительно голосовая, какой-то смысл в этом есть, или это просто так, причуда гения? 

А.ЛАПШИН – Ну, звукоизвлечение само действительно разное. То есть, джаз – он исполняется легким звуком, совершенно не требует какой-то кантиленности такой. К нам приходил в собор…, услышал, как мы исполняли русскую духовную музыку, мы узнали его, очень обрадовались… 

М.СЕЧКИНА – Естественно… 

А.ЛАПШИН – …что он пришел, и он, после того как приходил, оставил нам в книге отзывов, нарисовал… 

М.СЕЧКИНА – Мордочку такую нарисовал, со слезами на глазах, написал, что он плачет… На самом деле я думаю, что негры – они исполняют эту музыку, то есть она идет у них изнутри. И вот эти эмоции – они просто у них плещут. И, то есть, там, естественно, нет такого глубокого дыхания, как в русской музыке. И я думаю, что эта музыка исключительно эмоциональна, в отличие даже, вот, от русской музыки. 

К.ЛАРИНА – Ну, вот, давайте тогда послушаем, проверим ощущения наших гостей, еще раз представим их, это ансамбль «Анима», Мария Сечкина, художественный руководитель, и Александр Лапшин, вокалист. Это была программа «Кремлевские палаты», вели ее, как обычно, Ксения Басилашвили и Ксения Ларина. Спасибо большое нашим гостям, я надеюсь, что сейчас то пойдет, та музыка, которую мы планировали… 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 
вверх