Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Татьяна Самойлова

 

Суббота, 25 Декабря 2004

К.ЛАРИНА – Мы призы делим тут, между собой. С Ксенией Басилашвили. Все уже поделили, вам ничего не достанется, уважаемые слушатели. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, а за нами с удивлением наблюдает наша гостья, поскольку сотрудники музеев Кремля сами не имеют возможности попасть на эти события. 

К.ЛАРИНА – А мы тут раздаем, направо и налево. Ну, давай, представим сразу нашу гостью, раз уж мы так начали. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сегодня у нас в гостях Татьяна Евгеньевна Самойлова, заведующий сектором живописи музеев Кремля. И тема нашей сегодняшней беседы это Архангельский собор. Один из красивейших соборов на Соборной площади Кремля, где находится усыпальница российских царей. И мы будем говорить и о традиции захоронений князей русских в Архангельском соборе, и о том, как сохранить вот те древние фрески 17-го века, которые украшают внутри это замечательное здание. 

К.ЛАРИНА – Татьяна Евгеньевна Самойлова полная тезка нашей легендарной артистки. Бывает такое вообще совпадение! Все, и имя, и отчество, и фамилия. 

Т.САМОЙЛОВА – Бывает. Даже получаю письма, иногда. 

К.ЛАРИНА – Серьезно? 

Т.САМОЙЛОВА – Адресованные Самойловой актрисе. 

К.ЛАРИНА – Ну, что у нас сегодня в подарках? Давай уже раскроем наши карты. Друг у друга рвем из рук, потому, что какие-то эксклюзивные призы у нас сегодня. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Их нужно было делить, действительно. Ну, мы так делили, билеты на концерты, которые проходят в Кремле, в залах Оружейной палаты и Патриаршего дворца. Оркестр «Кремлин», ежегодно в декабре – январе проводит фестиваль «Рождество в Кремле». И вот у нас есть билеты на такой концерт, который состоится в семь часов вечера в Оружейной палате, в понедельник, 27 декабря. Будет звучать Моцарт, концерт для фортепиано с оркестром №12, Бриттен, и даже будет участвовать ученица 3-го класса ЦМШ Юлия Ванюшина, как отдельно отмечается. 

К.ЛАРИНА – Ксюша, я вам расскажу, раскрою вам секрет, Ксюша хотела по одному билету вам отдавать, поскольку, действительно, билеты дорогие, купить их практически невозможно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, как-то можно заказать через интернет… 

К.ЛАРИНА – Ну, это очень дорого. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. 

К.ЛАРИНА – Но я ее уговорила. Все-таки, если мы делаем подарок новогодний нашим слушателям, давайте уж делать подарок настоящий. Конечно же, вдвоем надо идти на такие концерты эксклюзивные, для того, чтобы было с кем разделить и радость, и было с кем поделиться впечатлениями, это очень важно. Это не просто культпоход, это событие. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Не только послушать концерт, но еще и походить посмотреть экспозицию, тоже такая возможность редкая. Такая вообще… Представьте, что вы входите в Кремль уже вечером, когда там никого нет и даже госструктуры уже уехали, то есть хозяевами становитесь вы. 

К.ЛАРИНА – То есть, вся красота в первозданном виде, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. 

К.ЛАРИНА – Что у нас еще есть? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Еще у нас есть, в качестве главного подарка мы отдаем тоже такую прекрасную книгу, которая… 

К.ЛАРИНА – «Искусство русских ювелиров». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Является подарочной. В таком золотом теснении. Девять веков история искусства русских ювелиров. Это прекрасное издание, которое предоставило нам издательство «Художник» и книга, подготовлена она специалистами, сотрудниками музее московского Кремля. Здесь очень много тех хранителей, специалистов, которые уже были у нас в эфире. Прекрасные иллюстрации, цветные фотографии. Вы можете прочитать и узнать очень много о ювелирных изделиях. Как их делали, что делали, что было популярным, что осталось в наше время. Действительно, издание, за которым можно проводить рождественские, новогодние, зимние вечера. У камина… 

К.ЛАРИНА – Одинокие вечера. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. И, кроме того… Это главный приз и, кроме того, к этому призу я еще предлагаю видеокассету, которая рассказывает об искусстве уже конкретно ювелира Фаберже. Тоже такие семейные просмотры. А на пейджер мы разыграем каталоги «Италия и московский двор». Это выставка, замечательная, которая проходит сейчас в Успенской звоннице московского Кремля и которую можно будет ходить, смотреть все выходные, кроме, естественно первого января, когда будет музей выходной. 

К.ЛАРИНА – Что мы должны сделать? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Для этого нужно всего лишь ответить на вопрос. Вопрос у нас звучит так: Итак, внимание. Кто из московских князей причислен к лику святых? Пришлите, пожалуйста, к нам этот ответ на пейджер, а потом мы по телефону еще обсудим тоже. 

К.ЛАРИНА – На этот же вопрос будем отвечать по телефону, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Ну, сегодня, может быть. Мы постараемся не проговориться, поскольку у нас речь пойдет об усыпальнице русских князей, то… Вот… 

К.ЛАРИНА – Ну, у нас не так много времени, проговориться, надеюсь, мы просто не успеем, физически. Я только напомню номер пейджера 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы», присылайте, пожалуйста, ваши ответы на вопрос, который Ксения вам задала. Ну, а мы переходи, собственно, уже к передаче, поскольку у нас первая часть шедевриальная, то традиционный вопрос, который мы задаем нашим гостям из Кремлевских палат, в данном случае вопрос к Татьяне Евгеньевне Самойловой, ваш любимый экспонат в той коллекции, которая входит в сферу вашего влияния, вашего внимания? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, поскольку я работаю в музеях Кремля, но не в Оружейной палате, у нас два больших как бы научных отдела. Оружейники, как мы их называем, которые занимаются изделиями, как раз изучают ювелирные изделия, а мы, соборы, так называемся, иконники, поэтому мой любимый экспонат это икона. Икона, которая находится в Успенском соборе московского Кремля. Это замечательная икона, датируется 12-ым, может быть, началом 13-го века, под вопросом. И называется «Голубое умиление». 

К.ЛАРИНА – Какое красивое название. 

Т.САМОЙЛОВА – Да. и название красивое, и икона. Уникальная, замечательная. Такая маленькая жемчужинка. Вы, может быть, если будете в Успенском соборе, как бы и не сразу ее заметите, она очень небольшого размера, но если вы уже все-таки до нее добрались и увидели, оторваться невозможно. Она действительно такая вот маленькая жемчужинка с таким тихим светом, который завораживает. 

К.ЛАРИНА – Когда она написана была? 

Т.САМОЙЛОВА – У нее очень интересная история, она долгое время находилась под записью и считалась произведением 19 века. 

К.ЛАРИНА – Что значит «под записью»? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, вы же знаете, наверное, что древние иконы, особенно почитаемые иконы, часто поновляли. То есть… А поскольку поновление в древности понимали, так сказать, это тоже считалось реставрацией как бы иконы, но не той научной реставрацией, которая сейчас сложилась, а икону как бы переписывали заново, сохраняя композиционную основу, иконографический тип, как мы сейчас говорим. И при этом, конечно, это уже получалось совершенно другое произведение и нередко, когда реставратор приступают к работе с иконой, он не знает еще что его ждет и открывает 5, 6 иногда слоев таких записей. Так вот эта икона считалась 19 веком, когда она поступила в руки замечательного реставратора Георгия Сергеевича Батхиля, и это было такое, конечно, открытие. Сначала были сделаны пробы, и предполагали, что это произведение 14 века, но когда работа была продолжена, то это подарок был такой невероятный, потому, что оказалось произведение очень древнее, особенно для нашей культуры, древнерусской, конец 12 – начало 13-го века. И совершенно редкая по своему колористическому строю. Это Богоматери Умиления, то есть, когда изображается Богоматерь с младенцем Христом и он прижимается к ней щечкой, обнимает ее… 

К.ЛАРИНА – Действительно, умиление. 

Т.САМОЙЛОВА – Такой лирический, как бы, тип, выражающий такие теплые взаимоотношения между матерью и младенцем. И у этой иконы очень необычный колористический строй, потому, что… 

К.ЛАРИНА – А сохранилась цветовая гамма, да? 

Т.САМОЙЛОВА – Прекрасно сохранилась. У нее такой голубой мафорий… 

К.ЛАРИНА – Это что такое? 

Т.САМОЙЛОВА – Мафорий это одежда византийских женщин и вот он такого очень интенсивного, глубокого голубого цвета. А одежды младенца Христа, которого она держит на руках, они золотые, они прописаны, так называемым, асистом, такими золотыми нитями. И поэтому вот такое сочетание, образный строй иконы, это небо и солнце. Потому, что в литургической поэзии, как раз Христа очень часто сравнивают с солнцем, а Богоматерью называют небо. Есть такой иконографический тип, который называется Богоматерь Сошедшая С Небес. Так вот, эта икона, как мне кажется, очень точно и очень образно передает вот эти… Соответствует вот этим поэтическим образам, заложенным, встречающимся в литургической поэзии. 

К.ЛАРИНА – Татьяна Евгеньевна, спасибо большое. Про Голубое Умиление рассказала нам Татьяна Самойлова, но так получилось, что мы уже по структуре опаздываем. Поэтому, наверное, Ксюшин шедевр мы представим сразу после новостей, а затем пойдем уже дальше в программу и поговорим о культурных событиях Московского Кремля. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Ну, что же, все, что касается наших эксклюзивных призов, то, наверное, минут через 5-7 мы примем телефонный звонок, вопрос еще раз, Ксюш, напомни, пожалуйста. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кто из московских князей причислен к лику святых. 

К.ЛАРИНА – Ну, а теперь возвращаемся к Татьяне Евгеньевне Самойловой, заведующей сектором живописи музее Кремля. И, давайте, такую небольшую виртуальную экскурсию проведем с нашими слушателями. Вот, с чего бы вы начали? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Архангельский собор, да? 

К.ЛАРИНА – Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Чем он отличается от других, которые, действительно, на Соборной площади составляют такой уникальный комплекс? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, прежде всего тем, что это княжеский собор. И тем, что этот собор выполнял еще функцию княжеской усыпальницы. То есть, здесь, в Архангельском соборе, погребены все представители династии Рюриковичей и Романовых, вплоть до Петра Первого. Так, что вот этот такой храм, в котором заключена вся история России практически. И тем, что замечателен он своей росписью уникальной, а самая уникальная черта этой росписи в том, что в ней присутствуют княжеские портреты. Воображаемые портреты тех князей, которые погребены в соборе. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А этот Архангельский собор он строился с самого начала как княжеская усыпальница или потом уже приобрел такой статус? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, по-видимому, приобрел со временем, да. Хотя нам известно, что заложил этот собор Иван Калита, первый великий московский князь и он завещал похоронить себя в этом соборе, что и было сделано, согласно его завещанию. Но далее история московского княжества сложилась так счастливо, что престол московский, власть, переходила только к наследникам Ивана Даниловича и, соответственно, они тоже так же завещали хоронить себя рядом со своим предком. И таким образом, постепенно сложился такой уникальный династический некрополь. Это действительно уникальная черта, потому, что вот в эпоху феодальной раздробленности не во всех храмах… Мы имеем такие отдельные храмы усыпальницы, где несколько погребений, а так, чтобы была похоронена целая династия, этого вот такой редкий случай в истории нашей. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Скажите, пожалуйста, а, наверное, каждый храм, вообще каждый собор на территории Кремля, он несет какую-то свою функцию. И, в том числе, те службы церковные, которые проходили в этих соборах, в иные века, они тоже подчинялись тем канонам, которым был подчинен этой храм. В данном случае это княжеский храм. Как отличалась служба от службы в Успенском соборе, предположим? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, княжеский храм, это такой условное название… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, конечно. 

Т.САМОЙЛОВА – Он заложен князем. Принадлежал, находился на дворе… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Какие события там проходили? 

Т.САМОЙЛОВА – Безусловно, вплоть, кстати, до того, как было завершено строительство Храма Христа Спасителя, до революции, вот Архангельский собор выполнял функцию московского кафедрального собора. То есть, там проходили все службы, он был таким рабочим собором, городским. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вообще сложно себе представить, потому, что для тех, кто не был в Архангельском соборе, я поясню, что вы входите, и действительно, такое небольшое очень пространство заставленное, в прямом смысле этого слова, надгробиями. И как там мог разместиться народ… Я даже себе с трудом представляю. Какие-то описания сохранились? 

Т.САМОЙЛОВА – Мне это тоже трудно представить. Описаний таких я не знаю, по крайней мере, но вот, тем не менее, так было. 

К.ЛАРИНА – Если говорить о живописи как таковой, это только иконы? 

Т.САМОЙЛОВА – В Архангельском соборе замечательный иконостас, который был выполнен в конце 17 века и это многоярусный иконостас, в основном, значит, там иконы конца 17 века, но в местном ряду находятся иконы и более древние, которые принадлежали, как бы исторически перешли из более древнего здания собора. Вот я говорила, что собор был построен сначала при Калите, а потом перестраивался уже в более позднее время. И эти иконы переходили как бы из собора в собор. Вот самые древние иконы в Архангельском соборе, это храмовый образ, то есть икона, посвященная архангелу Михаилу. На это иконе изображен сам архангел Михаил, в доспехах, как небесный воевода и в клеймах повествуется, рассказывается о тех чудесах, которые он совершил в земной и небесной истории. 

К.ЛАРИНА – А чудотворные есть иконы? 

Т.САМОЙЛОВА – Чудотворные иконы… Ну, пожалуй, вот Богоматерь Благодатное Небо. Она такая, по крайней мере, очень почитаемая среди москвичей. Когда-то в храме, в Архангельском соборе была икона Мученика Увара. Тоже очень много москвичей приходило поклониться этой иконе, особенно молились Увару за больных детей. 

К.ЛАРИНА – А как вот возникают такие легенды? 

Т.САМОЙЛОВА – Ну, самым разнообразным способом. По крайней мере, из летописей, мы знаем, что с архангелом Михаилом связаны тоже легенды, с этой иконой древней. Легенда гласит о том, что икона была написана согласно видению, которое было явлено Евдокии Донской. Вдове Дмитрия Донского. Она во сне видела ангела, и, согласно ее видению, была написана эта икона. В память о муже и великом воине Дмитрии Донском. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Еще раскроем одну тайну, которая, конечно, для тех, кто бывал в музеях Кремля не тайна, но я, например, этого не знала, прошу прощения перед специалистами. Но действительно, за алтарной частью Архангельского собора находится такое. На самом деле, место для меня было… Когда мне Татьяна Евгеньевна приоткрыла туда дверь, то я, честно говоря, входить побоялась. Потому, что такая маленькая комнатка, в которой несколько надгробий и что-то прикрытое белым платком, похоже на… 

К.ЛАРИНА – На чью-то голову. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, на чью-то голову. Я поинтересовалась, что это. Вот расскажите, пожалуйста, что это такое за таинственное место. 

Т.САМОЙЛОВА – Комнатка за иконостасом Архангельского собора это придел, то есть маленькая придельная церковь, где, согласно особому расписанию совершались службы и в этом маленьком храме завещал похоронить себя первый венчанный русский царь Иван Грозный. Но все москвичи, и не москвичи, наверное, хорошо знают, что случилось так, что первым в этой усыпальнице был похоронен его сын, а впоследствии уже и отец. И этот маленький храм. Этот придел, расписан, там как раз сохранились очень древние росписи 16 века, времени как раз Ивана Грозного. И тематически эти фрески тоже посвящены такой как бы теме подготовки к смерти. Так скажем. Поскольку это усыпальница. Но в таком смысле христианском, очень как бы оптимистическом. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Голова, чтобы не пугать наших слушателей, это… 

К.ЛАРИНА – Тебе открыли платок-то? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я не стала просить, я слишком впечатлительная. 

Т.САМОЙЛОВА – Таким образом мы храним замечательный бюст, скульптурный портрет, который был выполнен антропологом Герасимовым, по черепным останкам Ивана Грозного. Так, что это вот тоже такой… 

К.ЛАРИНА – Попытка воспроизведения реального образа, да? 

Т.САМОЙЛОВА – Не просто попытка. Поскольку методика Герасимова продолжает работать, криминалисты как бы с ней работают, она востребована. И, кстати, наверное, у вас уже в студии была Татьяна Дмитриевна Панова, она как раз продолжает работать с этой методикой. У нас еще сделаны, благодаря ей несколько портретов, портретов русских цариц. Есть портрет Елены Глинской теперь и Софьи Палеолог, которые как раз показывают такое удивительное родовое сходство с внуком Иваном Грозным. 

К.ЛАРИНА – Ну, что, пришла пора нам ответить на вопрос по телефону. Кто из московских князей причислен к лицу святых? Не один князь, подскажем вам, и еще раз скажи, что мы сейчас получим, Ксюш. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ответивший на вопрос по телефону получит каталог «Ювелирное искусство» и, если это будет москвич, то это будет билет на концерт в Оружейную палату, если победить будет из другого города, то еще видеокассета, посвященная искусству Фаберже. 

К.ЛАРИНА – А наши победители, которые на пейджере отвечали, это Клара Николаевна, телефон 474, Владимир – 495, Валентина – 279, Евгения – 758 и Наташа из Обнинска, телефон 264. Внимание, 203-19-22, давайте ответим на вопрос. Кто же из московских князей причислен к лику святых. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Здравствуйте. Это Дмитрий Донской. 

К.ЛАРИНА – И? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Андрей Боголюбский. 

К.ЛАРИНА – Нет. Не попали. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Даниил Московский 

К.ЛАРИНА – И Дмитрий Донской. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Да. 

К.ЛАРИНА – Как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Ирина. Из Москвы. И сын у меня Даниил. И родился 11 марта. А 17 марта день Даниила Московского. 

К.ЛАРИНА – Ой, прекрасно! Тогда тем более мы вас поздравляем. Ну, Ирина, у вас получаются потрясающие совершенно подарки. Книжка про ювелирное искусство, но, самое главное, это билеты на концерт рождественский, в Кремль. 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Спасибо. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – 27 декабря 

К.ЛАРИНА – Послезавтра 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В семь часов. В понедельник. 

К.ЛАРИНА – Так, что одевайтесь покрасивше. Берите своего Даниила и вперед. 

Ну, что же, а мы продолжаем. Я напомню. Что пейджер свободен для ваших вопросов нашей гостье. В гостях у нас Татьяна Самойлова, заведующая сектором живописи музеев Кремля. И здесь есть уже вопросы от наших слушателей, пока еще шли ответы, уже были эти вопросы. «Скажите, пожалуйста, - спрашивает Геннадий, - брат Петра Великого, Иван, так же похоронен в Архангельском соборе?» 

Т.САМОЙЛОВА – Да. 

К.ЛАРИНА – И второй вопрос тоже про захоронения. Хоронили ли так же царских жен в Архангельском соборе, - спрашивает Алексей. 

Т.САМОЙЛОВА – Нет. Царских жен хоронили в Вознесенском монастыре, в соборе Вознесенского монастыря, который не сохранился до наших дней. Но гробницы цариц были сохранены сотрудниками нашего музея, в те годы, когда разобрали собор. И они хранятся сейчас тоже в одном из помещений, под Архангельским собором. 

К.ЛАРИНА – Еще один вопрос, от Андрея: «Не к Архангельскому ли собору были пристроены сени, в готическом стиле, по проекту Казакова, которые ныне утрачены?» 

Т.САМОЙЛОВА – Совершенно верно. Но это не совсем сени, обходные галереи, были такие. Да. 

К.ЛАРИНА – Почему они утрачены? 

Т.САМОЙЛОВА – Их разобрали в 18-ом веке, когда планировалась такая капитальная перестройка Кремля по проекту Казакова. 

К.ЛАРИНА – Остается у нас 10 минут до конца программы, если у вас есть вопросы, милости просим. А вообще я хотела, коль мы про сени, утраченные, вспомнили, вообще как-то изменялся собор за время своего существования? 

Т.САМОЙЛОВА – Собор… Ну, конечно, видоизменялся. Вот, были пристроены приделы. Например, такой покровский придел был пристроен. Пристроили его во времена Ивана Грозного. Это был. Как предполагает один из исследователей Архангельского собора, Евгений Степанович Сизов, это был первый памятник победы над Казанью. Прежде чем был построен собор Покрова На Рву, в четь этйо победы. То вот прежде этого появился маленький придел, он был связан как раз с памятью об этой великой победе. Был пристроен. Вот приделы пристраивались, обходные галереи, каике-то вот… От 19 века сохранилась такая палатка для пира священнослужителя. Она до сих пор существует. Конечно, какие-то перестройки… Касавшиеся на самого собора, а обстройки собора, скажем, да, они были. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Давайте тогда уже имя архитектора назовем, а то мы как-то говорим так анонимно. 

Т.САМОЙЛОВА – Архитектор очень известный, Алевиз Фрязин, венецианский зодчий, приглашенный великим князем из далекой Венеции. Итальянец. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А проводятся ли изредка службы в Архангельском соборе? Бывает такое или режим сохранения вот этих древних фресок этого не позволяет? 

Т.САМОЙЛОВА – Нет, почему же, службы бывают. Но они проводятся не так часто, а вот по каким-то особым дням. Ну, обязательно бывает служба в день архангела Михаила. Архангельский собор, значит, есть такой праздник Собор Ангельских Сил, вот в этот день обязательно бывает служба. Служба бывает в дни памяти князей святых, на Димитрия Углического, на день памяти царевича Димитрия. То есть, вот, по каким-то особым таким праздникам, которые связаны с историей собора, с его посвящением, с его функцией, на Радуницу, например, бывает служба. Значит, после Пасхи бывает такой праздник Радуницы, празднуют его через неделю после Пасхи, когда поминают умерших. 

К.ЛАРИНА – А кто проводит богослужение? 

Т.САМОЙЛОВА – Патриархия. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но, все-таки, при этом это требует особого внимания. Фрески. Потому, что мы не можем открыть настежь дверь, как это иногда делается в других соборах, мы не можем поставить свечки. Каких условий требует эта древняя настенная живопись? 

К.ЛАРИНА – А свечей нету? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот могут ли, предположим, там горечь постоянно свечки, как в других соборах? 

Т.САМОЙЛОВА – Нет, конечно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И почему. 

Т.САМОЙЛОВА – Такого допустить невозможно. Если мы хотим, чтобы эти фрески видели наши дети, внуки, мы должны следовать каким-то уже отстоявшимся таким правилам, которые в ходе таких проб и ошибок выработаны, в течение многих лет. Ну, это вот есть такое понятие температурно-влажностный режим. Необходимо, чтобы он был, четко сохранялся. Поэтому, конечно, количество посетителей особенно в зимнее, осеннее время должно быть несколько ограничено. Собор не должен быть переполнен. Люди приносят с собой какие-то осадки, грязь, пыль, выдыхают. Дышат. И все это так или иначе воздействует на экспонаты, создает такую разрушающую агрессивную среду и, конечно, это как бы надо дозировать, за этим надо следить. Что касается свечей, то у нас разрешены только свечи из чистого воска и в очень ограниченном количестве. Потому, что как вы понимаете, свечи это копоть. Это открытый огонь, это очень губительно для экспонатов. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Для фресок, да? 

Т.САМОЙЛОВА – Да. Просто по каким-то старым документам нам известно… Ну, скажем, если собор живет в таком обычном режиме, церковном, то буквально каждые 10-15 лет, фрески чернели. Настолько становились черными, что уже не читались изображения. И вот тогда-то их и переписывали заново. А поскольку все-таки за год существования музея, проведена такая сложная, скрупулезная. Тонкая реставрация и мы видим сейчас, действительно, подлинную живопись 17 века. В очень хорошей сохранности… 

К.ЛАРИНА – А техника уже известна вообще? 

Т.САМОЙЛОВА – Техника это… ну, общепринятое такое название, это фреска, хотя сам термин «фреска», он пришел к нам из Италии только в 18 веке. И вот в Италии под фреской подразумевается любая стенопись, а в русских летописях употреблялся такой термин «стенное письмо». 

К.ЛАРИНА – А чем пользовались, красками какими? 

Т.САМОЙЛОВА – Это такая смешанная техника. Начинают работать по сырой штукатурке, акварельными красками. 

К.ЛАРИНА – Просто акварельными красками? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть это мгновенное искусство… 

Т.САМОЙЛОВА – Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Не позволяющее ошибаться. 

Т.САМОЙЛОВА – Да, там идут химические реакции, происходить такое кальцинирование поверхности, поэтому работать надо быстро. А вот уже какие-то детали дописываются по сухому. Как говорят. И, как правило, используются краски уже, которые замешиваются на… Либо это темперы на яичном желтке, либо иногда использовали какие-то отвары. Пшеничный, например, отвар… 

К.ЛАРИНА – Из натуральных материалов, что называется. 

Т.САМОЙЛОВА – Да. 

К.ЛАРИНА – Татьяна Евгеньевна, здесь просят еще раз назвать, где можно увидеть икону Голубое Умиление. Юля просит, очень уж красиво рассказали. 

Т.САМОЙЛОВА – Это Успенский собор московского Кремля. Она находится на южной стене. 

К.ЛАРИНА – И второй вопрос, может быть, и Ксюша тут добавит, есть ил в интернете кремлевская страничка, имеется в виду, конечно, музеи Кремля. Есть, конечно. Может быть, ты назовешь ее? Или вы назовете, Татьяна Евгеньевна? 

Т.САМОЙЛОВА – Я не смогу назвать. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – www.kremlin.ru 

К.ЛАРИНА – Именно музей Кремля, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Либо наберите просто в Яндексе «музеи кремля», вот это словосочетание и вам сразу же выбежит адрес. К.ЛАРИНА – Ну, там есть, что посмотреть? Или только информация? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, там есть что посмотреть. Там и вы можете пройти, прекрасный сайт, вы можете пройти такую виртуальную прогулку по музеям, по соборам, по Оружейной плате, узнать и о том, как можно посещать и об экскурсиях. Но я бы вам посоветовала придти сейчас в Кремль 

К.ЛАРИНА – Самим. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Там прекрасная иллюминация, очень красиво, и вообще зимний Кремль это какое-то особое впечатление. 

К.ЛАРИНА – Дорогие друзья, следующая программа у нас выходит уже в новом году, да еще и первого января, в 12 часов дня. Мы, конечно, пожалели наших уважаемых гостей из Кремлевских палат, и никого не будем тревожить в это новогоднее утро. Но зато программу мы все-таки не отменяем, у нас будет большой розыгрыш различных призов, подарков и билетов, связанных с музеями Кремля. Пожалуйста, готовьтесь к викторине. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А 8 числа у нас придет гость из Музеев Кремля, который расскажет о традиции Рождества, Крещения, святок, вот такой тоже будет праздничный эфир. 

К.ЛАРИНА – Рождественский. 

Спасибо большое, Татьяна Евгеньевна Самойлова, заведующий сектором живописи музеев Кремля была нашим сегодняшним гостей. С наступающими вас праздниками, спасибо за интересный рассказ. 

Т.САМОЙЛОВА – Спасибо.

 
вверх