Выставка "Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I"

26 октября 2012 г. - 27 января 2013 г.
Выставочный зал Успенской звонницы и
Одностолпная палата Патриаршего дворца
Музеев Московского Кремля

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Выставочный проект “Золотой век” английского двора: от Генриха VIII до Карла I”, организованный Музеями Московского Кремля в сотрудничестве с Музеем Виктории и Альберта, посвящен блистательному периоду правления Тюдоров (1485-1603) и первых Стюартов (1603-1649), по праву считающемуся временем наивысшего расцвета английской национальной культуры. Своим взлетом последняя была во многом обязана элитарной культуре двора, характер которой определяли художественные вкусы монархов – просвещенных ценителей литературы и искусства, коллекционеров и меценатов. 174 экспоната из ведущих музейных собраний Великобритании впервые позволят российскому зрителю погрузиться в атмосферу эпохи, которую сами современники именовали «Золотым веком». Выставка развернута в двух экспозиционных залах – в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Экспозиция в Успенской звоннице посвящена художественному патронату при дворе Тюдоров и Стюартов, образам власти, которые создавали ведущие живописцы и зодчие, символическому языку придворной культуры, а также эволюции стилей и эстетических идеалов на протяжении XVI-начала XVII в. Воцарение династии Тюдоров совпало с приходом в Англию Ренессанса. Королевский двор стал центром распространения гуманистических идей и новых эстетических веяний. Одной из важнейших тенденций в культуре этой эпохи стал интерес к жанру портрета. Уже первые представители династии Тюдоров оценили репрезентационные возможности изобразительного искусства и важность целенаправленного формирования официального образа монарха. Для Генриха VIII создателем такого программного образа стал великий немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, написавший знаменитый портрет короля, который лег в основу иконографии Генриха и неоднократно воспроизводился на протяжении XVI-XVII вв. Как придворный художник Гольбейн оформлял празднества, интерьеры дворцов, создавал украшения. Зрители смогут увидеть на выставке великолепный рисунок его работы - "Портрет неизвестного", а также гравюры, выполненные с эскизов Гольбейна для парадной утвари и оружия.

Подлинным «золотым веком» английской культуры стала эпоха правления королевы-девственницы Елизаветы I, которой не было равных в искусстве политической, в том числе визуальной, пропаганды. Сохранилось множество ее изображений, в которых ощущается влияние нидерландского маньеризма с присущим ему обилием символических деталей и аллегорий. Яркий пример этого стиля – великолепный и загадочный Хэмпденский портрет Елизаветы, сложный символический язык которого не поддается однозначному толкованию. Достойным «окружением» для королевы служат портреты таких ярких личностей как граф Лейстер, граф Эссекс и знаменитый мореплаватель Фрэнсис Дрейк.

Образ королевы запечатлен не только в живописи, но и в изысканных украшениях. На выставке представлены два шедевра ювелирного искусства, имеющие в Англии статус «исторических драгоценностей» - сокровищ национального значения. Это так называемая "драгоценность Барбора" - подвеска с камеей-портретом королевы, и "драгоценность Дрейка". Последняя принадлежала елизаветинскому "морскому волку" Фрэнсису Дрейку, Ее можно видеть на его портрете, размещенном здесь же в экспозиции. Знаменитый мореплаватель демонстрирует подвеску, украшенную камеей в виде головы африканца. Внутри медальона заключены портрет королевы Елизаветы и изображение Феникса. Эта уникальная драгоценность, веками переходившая по наследству в семействе Дрейков, была любезно предоставлена на выставку потомками сэра Фрэнсиса.

Огромная роль в создании идеализированного образа королевы принадлежала знаменитому художнику-миниатюристу Николасу Хиллиарду, который поднял на небывалую высоту искусство портретной миниатюры. Российская публика не слишком хорошо знакома с этим жанром изобразительного искусства, который стал воплощением национального своеобразия английской живописи XVI - начала XVII в. и наилучшим выражением самого духа елизаветинского времени. Хиллиард прославился миниатюрными портретами Елизаветы, лик которой он превратил в своеобразную «икону», воплощавшую неземную сущность государыни. Выставка впервые предоставляет российскому зрителю возможность познакомиться с целым рядом работ Хиллиарда и ощутить неотразимое обаяние его утонченных и завораживающе прекрасных портретов.

Преемником Хиллиарда стал не менее талантливый миниатюрист Исаак Оливер, чье творчество, определявшее вкусы двора первых Стюартов, также представлено на выставке великолепными работами. В них ощущается влияние континентального барокко, свойственное художественной жизни начала XVII в. В то же время в архитектуре английских королевских резиденций стал утверждаться классицизм, благодаря знаменитому зодчему Иниго Джонсу. На выставке представлены его эскизы для дворцовых интерьеров эпохи Якова и Карла Стюартов.

Карл I был тонким ценителем живописи, коллекционером, покровителем Рубенса и Ван Дейка. Последний создал его незабываемый образ, который лег в основу посмертного культа короля, получившего распространение после его казни в 1649 г. в ходе Английской революции. На выставке представлены мемориальные вещи, принадлежавшие Карлу Стюарту, в том числе великолепное серебряное блюдо в виде дельфина работы К. Ван Вианена, которое король ценил и хранил в своем личном кабинете.

Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца посвящена основным формам культурной жизни при дворе Тюдоров и Стюартов: рыцарским турнирам, театрализованным представлениям, охотам и пирам, которые были отнюдь не просто развлечениями, выполняя важные социальные и репрезентационные функции. Этот раздел выставки дает представление о повседневной жизни аристократической среды, убранстве интерьеров, вкусах и модах. Вместе с тем артефакты позволяют проникнуть и в интеллектуальный мир двора, поскольку в них находят отражение философские концепции, идеи и образы, посредством которых англичане XVI-XVII вв. осмысляли окружающий мир. Внимание посетителей, безусловно, привлечет полный доспех Генриха VIII, предоставленный с личного согласия Ее величества королевы Великобритании Елизаветы II, а также богато украшенные доспехи придворных елизаветинской поры, выполненные по выставленным здесь же эскизам королевских оружейников.

Почувствовать атмосферу придворного театра шекспировской поры помогут миниатюрные портреты дам в фантастических костюмах для любительских постановок работы И. Оливера, а также издания пьес ведущих драматургов, которых приглашали ко двору, в частности, знаменитое "первое фолио" Шекспира. Один из интереснейших экспонатов выставки - Брэдфордский ковер, вышитая скатерть со сценами мирной и беззаботной жизни на лоне природы, воплощающая идеальный образ Англии как новой "счастливой Аркадии", в которой воцарился Золотой век.

Проект "Золотой век" английского двора" - результат плодотворного сотрудничества Музеев Кремля с коллегами из Музея Музей Виктории и Альберта (Лондон). Уникальные экспонаты для выставки предоставили Королевская коллекция, Королевская оружейная палата (Лидс), Музей Лондона, Национальная портретная галерея (Лондон), Национальный морской музей (Гринвич), Королевский институт британских архитекторов (Лондон), Достопочтенная компания оружейников и медников (Лондон), а также владельцы частных собраний.

Весной 2013 года, пополнившись выдающимися произведениями английских златокузнецов, хранящимися в собрании посольских даров Оружейной палаты Московского Кремля, выставка будет показана в Лондоне. Проект "Сокровища царственных дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари", безусловно, станет важным вкладом в развитие культурных связей между Россией и Британией, зародившихся в эпоху "Золотого века" и насчитывающих уже четыреста шестьдесят лет. В экспозиции будет представлено более 150 предметов, включая великолепные образцы английского и французского серебра, уникальные доспехи из Гринвичских мастерских, драгоценности, роскошные ткани, предметы мебели, а также портреты послов, придворных и монархов, которые помогут создать представление о жизни русского и английского дворов между 1509 и 1686 годами.

 
вверх