Царь Федор Иоаннович умер в ночь с 6 на 7 января 1598 г. С его смертью прекратилась московская ветвь рода Рюриковичей, которые правили Русью более семьсот лет. У Федора Иоанновича не было детей, и он «после себя… оставил» свою жену – «благоверную великую государыню царицу и великую княгиню Ирину Федоровну». Но Ирина Федоровна постригшись в монахини, «благословила государем царем и великим князем всея Руси самодержцем брата своего родного Бориса Федоровича Годунова».

Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова состоялось 3 сентября 1598 года. По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в Успенском соборе. Осуществлял ее патриарх Иов. Церемония почти во всем напоминала предыдущие. Но, по свидетельствам очевидцев, была намного пышнее и торжественнее венчания Федора Ивановича. В Чине венчания впервые было записано, кто из представителей знати принимал в ней активное участие. Некоторым из них было поручено нести царские регалии в собор, другие держали их во время литургии. В церемонию венчания Бориса Федоровича была введена новая регалия – держава, названная в документе «яблоком», которую патриарх Иов дал царю в левую руку, сопроводив ее вручение такими словами: «Как это яблоко принимаешь в руке своей держать, так держи и все царства данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов внешних». Держава стала последней, шестой по счету, царской регалией, и символизировала подвластные царю территории, которые ему следует охранять и защищать.

В этот день в Грановитой палате состоялся грандиозный пир, на который были приглашены не только представители знати, но и простолюдины, члены гостиных сотен, купцы, городские старосты и рядовые москвичи. Такие пиршества продолжались десять дней. При этом для народа на Соборную площадь выкатывали бочки с пивом и медом, ставили столы с всевозможными угощениями.

В день своего венчания на царство Годунов осыпал милостями своих подданных, в первую очередь свою родню, представителей семейства Годуновых. Некоторых Борис Годунов пожаловал в бояре, служилым людям выдал двойное жалованье, купцам дал право беспошлинной торговли на два года, крестьян на год освободил от податей, отпустил из тюрем заключенных и так далее. При этом царь Борис дал клятву 5 лет никого не казнить за преступления.


Гравюра «Царь Борис Годунов»

Гравюра « Царь Борис Годунов»

Из книги "Conterfiet Koppfierstich..."
Лейпциг, 1721 г.

Держава

Держава

Западная Европа, конец XVI – начало XVII в.
Золото, серебро, сапфиры, изумруды, алмазы, рубины, жемчуг; литье, чеканка, эмаль, резьба.

Держава создана в конце XVI – начале XVII в. первоклассным, скорее всего придворным, европейским ювелиром. Золотая держава украшена рельефными, покрытыми многоцветной эмалью сценами из истории библейского царя Давида: «Помазание Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение Давида с победой», «Гонение от Саула». Тематика рельефов, безусловно, неслучайна. Образ Давида, помазанного на царство пророком Самуилом, имел особое значение для христианских правителей, которые, проходя через миропомазание, становились «помазанниками Божьими».

Возможное время попадания державы в Россию может быть определено на основе данных о привозе регалий в 1604 г. посольством Генриха фон Логау из Праги от императора римской империи Рудольфа II, в числе которых находилась и держава. Есть все основания считать, что именно эта держава была использована при венчании на царство первого представителя династии Романовых.


Крест напрестольный

Крест напрестольный

Москва, мастерские Кремля, 1598/1599 гг.
Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, жемчуг; литье, чеканка, скань, эмаль, резьба.

На оборотной стороне креста вырезана надпись о том, что он был вложен в 7107 [1598/1599] г. в кремлевский Чудов монастырь повелением царя Бориса Федоровича Годунова и членов его семьи. Имеющаяся на кресте дата позволяет связать создание креста с приходом к власти Бориса Годунова, который был избран царем на Земском соборе 17 февраля 1598 г. и спустя полгода, 3 сентября уже 1599 г., по принятому в то время сентябрьскому летосчислению, венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля.


Трон царя Бориса Годунова

Трон царя Бориса Годунова

Иран, конец XVI – начало XVII в.; ткань – Иран, XVI в., Франция, XVIII в.
Золото, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, дерево, бархат золотный; басма, скань, канфарение, ткачество ручное.

Трон был привезен в дар царю Борису Годунову в 1604 г. посольством персидского шаха Аббаса I, который поддерживал с Московским государством добрососедские отношения. Облик трона, названного в чинах венчания на царство XVII в. «местом персидским», имеет явно восточный характер. Изображения подобных парадных седалищ с невысокой спинкой и небольшими подлокотниками постоянно встречаются в восточных миниатюрах, причем как иранских, так и турецких. Начиная с венчания царя Михаила Федоровича трон на протяжении нескольких столетий использовался в церемониях возведения на престол российских государей. Его не раз поновляли. Известно, например, что при подготовке предметов парадного церемониала к коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. использовавшийся в отделке трона иранский бархат из-за ветхости был заменен на французский. Однако частично, на внутренней стороне трона, он сохранился.

 
вверх