В этом разделе представлены произведения, выполненные в технике эгломизе. Этот вид украшения стекла является одним из самых древних и известен еще с римских времен. Изначально эгломизе представляло собой род гравюры на обратной стороне стекла, покрытой тонким слоем золотой фольги. На рубеже XVIII-XIX веков французский рисовальщик, гравер, антиквар и писатель Ж.-Б.Гломи возродил и несколько усовершенствовал этот способ и стал создавать силуэтные изображения, прежде всего портреты, на золоченом поле стекла. Уже несколько подзабытая техника получила имя человека, вновь сделавшего ее популярной. С помощью вставок эгломизе украшали мебель, различные предметы быта – шкатулки, ларцы и т.д. Но прежде всего это были медальоны с портретными изображениями.

Причины возросшей к концу XVIII столетия популярности техники эгломизе крылись, вероятно, в самой специфике силуэтного изображения на абстрактном золотом фоне. Сентиментализм, господствовавший в обществе и искусстве в конце XVIII века, делал подобное изображение особенно привлекательным. Портретные медальоны эгломизе – это интимная, очень личная вещь, память и сувенир от близкого и дорого человека.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII в.
Стекло, бумага, золото, эгломизе.
Поступил через закупочную комиссию музея в 1987 г.


Медальон круглый, в золотой оправе, с петлей и ушком для подвешиания. На лицевой стороне помещен портрет мужчины средних лет, в профиль, погрудно. Он одет в пудреный парик с косицей и сложным бантом и камзол с пышным жабо на груди. Портрет заключен в двойную рамку – геометрический орнамент из мелких ромбов и лиственную гирлянду.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII-начало XIX в.
Стекло, кость, волосы, золото, металл, эгломизе, роспись.
Поступил из кладовых Московского ювелирного товарищества.


Медальон овальный, двухсторонний, в золотой оправе, с петлей для подвешивания. Внутри медальона находится костяная пластинка, на которой волосами выложен сентиментальный пейзаж: сломанное дерево, перед которым на постаменте стоит урна. Волосы рыжевато-русого цвета. Чтобы создать ощущение объемности изображения, волосы частично тонированы. Задний план пейзажа представляет собою роспись гризайлью.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII в.
Стекло, бумага, металл, эгломизе, скань, роспись, золочение.
Поступил через закупочную комиссию.


Медальон овальный, в металлической оправе. На лицевой стороне – силуэтный погрудный портрет дамы в профиль. Дама с пышной прической, украшенной цветами и лентами. Вокруг портрета – овальная гирлянда в виде переплетенной ленты с бантом вверху. На оборотной стороне на черном фоне, в рамке в виде золотой цепи, - вензель «ЕГ» на зеленом фоне. Оправа гладкая, золоченая, украшена сканью в виде сдвоенных завитков.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII в.
Стекло, бумага, металл, эгломизе, роспись, скань, золочение.


Медальон овальный, в металлической оправе. На лицевой стороне помещен силуэтный погрудный портрет пожилого мужчины в профиль. Мужчина в мундире со стоячим воротником, украшенным дубовыми листьями, с эполетом на плече, орденами на груди и на шее. По краю медальона идет лавровая гирлянда. На оборотной стороне на черном фоне, в рамке в виде золотой цепи, - вензель «СГ» на зеленом фоне. Оправа гладкая, золоченая, украшена сканью в виде сдвоенных завитков.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII в.
Стекло, золото, эгломизе.
Поступил через закупочную комиссию в 1983 г.


Медальон круглый, в серебряной золоченой оправе. На черном фоне золотом изображена пожилая дама. Портрет погрудный, профильный. На даме чепец, украшенный лентой, и свободная одежда, по вороту отороченная мехом.


Медальон

Медальон

Россия, конец XVIII- начало XIX в.
Художник Лессе (?).
Стекло, бумага, металл, ткань, эгломизе, вышивка, роспись, золочение.
Под портретом подпись художника: LOSSE FEC.
Поступил через закупочную комиссию.


Медальон овальный, в металлической золоченой оправе, с петлей и ушком для подвешивания. На лицевой стороне помещен силуэтный портрет мужчины средних лет, в профиль, погрудно. На нем парик с косицей и лентой и камзол с небольшим жабо на груди Портрет заключен в двойную рамку из лиственной гирлянды и геометрического орнамента из мелких ромбов. С оборотной стороны медальона находится небольшая вышивка по шелку. Изображен сельский пейзаж: стоящий на берегу реки, в окружении кустов и деревьев небольшой домик с розовой крышей. Небо и река раскрашены вручную голубой краской (акварелью).

 
вверх