На Пасху 1910 года Николай II подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, яйцо с миниатюрной моделью памятника Александру III. Выбор модели для сюрприза был оправдан. Фаберже часто запечатлевал в своих пасхальных шедеврах важные мероприятия из жизни империи и царской семьи, к которым относилась и установка в 1909 году первого в северной столице монумента «царю-миротворцу». Миниатюрный золотой памятник укреплен на высоком постаменте из лазурита с сияющим поясом мелких алмазов. Однако сам монумент вызвал много критики и споров в обществе. Его автора, Паоло Трубецкого, представителя так называемого скульптурного импрессионизма, академика называли дилетантом, плебеем в искусстве и даже неучем. В фигуре царя они не видели ни анатомии, ни рисунка, лошадь сравнивали с коровой и, наконец, говорили, что это памятник – глумление над народом. Но были и другие мнения. Так, И. Репин считал монумент П. Трубецкого самым красивым и художественным после Медного всадника. По мнению современников, князь Трубецкой сумел очень верно отразить особенности душевного склада Александра III. В фигуре упрямо упирающейся лошади, идеально подходящей для царя с его богатырским телосложением, многие видели олицетворение России – непокорной, необузданной, могучей силы. Со временем с памятником совершенно примирились и писали о нем как о выдающемся художественном произведении, которое займёт свое место в истории искусства. В процессе создания монумента царь и вдовствующая императрица несколько раз приезжали взглянуть на него. Безусловно, скульптор стремился создать памятник, который понравился бы его высочайшим заказчикам, и ни о какой сатире или карикатуре на царя не могло быть и речи. Карл Фаберже тоже всегда хотел поразить и удивить своими произведениями членов царской семьи, он выслушивал их советы, давал на подпись эскизы и разъяснял детали того или иного проекта. Фаберже сумел увидеть в грандиозном сооружении возможность для создания на его основе изящной миниатюрной статуэтки.  

Сюрприз-памятник помещен в роскошный футляр, выполненный в стиле ренессанс. Он выточен из горного хрусталя, ювелирную разновидность которого в те времена называли топазом, и украшен тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающие книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору.

Оправа яйца целиком выполнена из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. В то время она являлась для ювелиров сравнительно новым материалом, изделия из нее подвергались клеймению и не имели пробы. Этот металл оказался незаменимым материалом для украшений. В 1910-е года фирма выпускала множество украшений из платины и платиносодержащих сплавов, украшенных бриллиантами. Но первым настоящим гимном платине стал пасхальный шедевр с памятником Александру III.

Так случилось, что долгие годы представление о монументальном сооружении П. Трубецкого можно было получить только по миниатюрной модели Карла Фаберже, поскольку в советское время памятник убрали с площади перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом. Теперь памятник вновь доступен для обозрения перед входом в Мраморный дворец.   

 
вверх