Выставка одного шедевра «Сохраненная святыня – саккос митрополита Алексия»

  • Саккос митрополита Алексия (до реставрации)

    Москва, 1364 г.; дробницы – Русь, XIII–XV вв.; камка – Италия, конец XV в.; поновления – конец XV – XIX в.
    Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, сапфиры, альмандины, бирюза, стекла; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль.

  • Саккос митрополита Алексия

    Москва, 1364 г.; дробницы – Русь, XIII–XV вв.; камка – Италия, конец XV в.; поновления – конец XV – XIX в. Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, сапфиры, альмандины, бирюза, стекла; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль.
    Реставрация 1984–1987 гг. Реставраторы Т.В. Усачева (ткань), Н.И. Долгов, Ю.А. Осипов (металл). Экспонируется на завершающей стадии реставрации, начатой в 2003 г. Реставраторы И.М. Качанова (ткань), В.А. Вычужанин, В.Г. Яковлев (металл).

  • Саккос митрополита Алексия (ракурс)

    Москва, 1364 г.; дробницы – Русь, XIII–XV вв.; камка – Италия, конец XV в.; поновления – конец XV – XIX в.
    Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, сапфиры, альмандины, бирюза, стекла; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль.
    Реставрация 1984–1987 гг. Реставраторы Т.В. Усачева (ткань), Н.И. Долгов, Ю.А. Осипов (металл). Экспонируется на завершающей стадии реставрации, начатой в 2003 г. Реставраторы И.М. Качанова (ткань), В.А. Вычужанин, В.Г. Яковлев (металл).

  • Саккос митрополита Алексия (оплечье)

    Москва, 1364 г.

ЭКСПОНАТЫ

05.12.2014 - 09.12.2014

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Организаторы:
Государственный Эрмитаж, Музеи Московского Кремля

Саккос митрополита Алексия (фрагмент)Музеи Московского Кремля представляют на выставке одного шедевра, организованной в Государственном Эрмитаже в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, уникальный памятник древнерусского искусства – саккос, принадлежавший митрополиту Алексию.

Облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354–1378), одного из первых и особо почитаемых русских святителей, является единственным дошедшим до нашего времени крестчатым саккосом русской работы XIV века. Митрополит Алексий, с именем которого связана история возвышения Москвы, был наставником юного Дмитрия Донского и многие годы являлся фактическим правителем Московской Руси. Святитель был погребен в основанном им Чудовом монастыре, а через полвека после своей смерти канонизирован.

История саккоса загадочна и полна удивительных легенд. Согласно одному из преданий, он был поднесен в дар митрополиту Алексию женой ордынского хана Тайдулой, исцеленной им от слепоты. Увидев во сне митрополита в подобном одеянии, она повелела изготовить к приезду Алексия в Орду драгоценное облачение. В легенде, сохранявшейся в стенах Чудова монастыря, содержится другое предание, повествующее о том, что митрополит Алексий был погребен в этом саккосе, а после чудесного обретения нетленных мощей святителя оказалось, что облачение его также не пострадало от тлена.

В течение нескольких столетий саккос бережно хранился в Патриаршей ризнице Московского Кремля и в 1805 году по ходатайству митрополита Московского Платона (Левшина) был передан в Чудов монастырь. В 1918 г. памятник отправили в музейный фонд, и долгое время он украшал экспозицию древних тканей и шитья в Оружейной палате.

В настоящее время саккос находится на завершающей стадии реставрации. Некоторые результаты проведенных в процессе этой работы исследований дают основание полагать, что саккос приобрел привычный для нас вид не сразу. Все поновления  облачения – признаки использования его в богослужениях на протяжении столетий.

Саккос митрополита Алексия – комплексный и многогранный памятник. Это и шедевр древнерусского искусства, поражающий удивительной техникой исполнения дробниц и шитья, и памятник истории русской церкви, атрибут церковной иерархии, принадлежавший одному из особо почитаемых русских святителей. Безусловно, нынешняя сложная реставрация этого выдающегося по своей исторической и художественной ценности памятника, является бесценным вкладом в наше культурное наследие, сохраняющим для будущих поколений древнюю реликвию.