Воображаемый Восток: Китай «по-русски». XVIII – начало XX века

  • Ваза

    Санкт-Петербург, 1750-е гг. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; роспись подглазурная, лепка.

  • Ваза

    Фрагмент. Санкт-Петербург, 1750-е гг. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; роспись подглазурная, лепка.

25.11.2015 – 03.04.2016

Москва, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

Организаторы:
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

ВазаМузеи Московского Кремля принимают участие в выставке «Воображаемый Восток: Китай «по-русски» XVIII – начало XX века» в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно».

В семи залах Большого дворца  представлено более 600 редких предметов не только китайского, но также русского и западноевропейского искусства в «китайском» стиле из ведущих Музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской Государственной библиотеки. На выставке, помимо старинных музейных экспонатов, можно увидеть и современные «фантазии на китайскую тему».

Экспозиция рассказывает о таинственной китайской культуре и ее проявлении в русском искусстве. Посетителям выставки предлагается погрузиться в пространство воображения и проследить за развитием увлечения китайской культурой в России — от стиля шинуазри до авангарда.

Музеи Московского Кремля демонстрируют на выставке уникальный экспонат — вазу из собрания Оружейной палаты, изготовленную в 1750-х гг. на Императорском фарфоровом заводе и представляющую собой один из наиболее ранних дошедших до нашего времени образцов отечественного фарфорового производства. Кроме того, для русского фарфора она является одним из первых произведений в стиле «шинуазри» («китайщина»). Это художественное направление, имитирующее и трансформирующее на европейский манер китайские формы и орнаменты, развивалось в рамках стиля рококо.

По форме ваза относится к так называемому «типу Миллера», по имени Иоганна Кристиана Готфрида Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе в 50-60-х гг. XVIII века в качестве мастера фарфоровых композиций. Вдохновением для него послужили вазы китайской династии Мин (XV–XVI вв.), сдержанные по форме и украшенные элегантным рисунком подглазурным синим кобальтом по белому фону. Данью стилю рококо выступают декоративные ручки, украшенные львиными маскаронами и прихотливо изогнутыми стилизованными листьями.