16.05.2008 - 10.08.2008

г. Калининград, Калининградский музей янтаря

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Калининградский музей янтаря 

01# ПодсвечникиНа выставке впервые представлено более 50-ти произведений из широко известной в мире коллекции натуралий Оружейной палаты Кремля. Ее основу составили закупки и подарки послов и правителей держав, состоявших с Россией в дипломатических отношениях. Архивные документы, а также воспоминания иноземных гостей, посетивших Москву в XVII веке, содержат сведения о том, что эти драгоценные предметы хранились преимущественно в личных покоях членов монаршей семьи и в исключительных случаях использовались для украшения буфетов в парадных залах царского дворца – Грановитой и Золотой палатах Кремля во время официальных приемов.

Музеи Московского Кремля представляют на выставке уникальные произведения из овеянного легендами солнечного камня - янтаря, работы немецких и польских мастеров. Среди них привлекает внимание изысканная пара подсвечников. Они были выполнены в 1650-х годах в Кенигсберге, крупнейшем европейском центре янтарного производства, из полупрозрачного желто-коричневого янтаря с костяными вставками. Белый цвет слоновой кости, контрастируя с теплой по цвету янтарной поверхностью, делает предметы необычайно нарядными.

Уникальна кенигсбергская ваза-рассольник в золотой с эмалью оправе 1620–1630-х годов. Ее чаша и основание составлены из фрагментов золотистого янтаря и сплошь покрыты резным орнаментом. Три пояса различных по цвету резных пластин янтаря украшают выполненную в Кенигсберге серебряную стопу. Возможно, этот драгоценный сосуд был привезен в Москву в 1645 году польским посольством в качестве королевского дара. Значительную группу произведений из янтаря составляют предметы церковного назначения – настольные алтари, образки, распятия, кресты и панагии.

Горный хрусталь в переводе с греческого языка означает «лед». На Востоке он ассоциировался с двумя основами жизни – Водой и Воздухом. Мысль о стихии Воды воплотилась в определенных предметных формах. К их числу относятся представленные на выставке чаша и ароматник для «розовой» воды на подставке.

В группе кварцев всегда высоко ценился аметист за счет его бледно-красной, сиреневой и фиолетовой окраски. Аметистовая табакерка из музейной коллекции украшена резным изображением раковины и головы козлика с золотыми рожками и бриллиантовыми глазками.

Оникс и его разновидность – агат – были известны уже мастерам Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. Саксонский оникс отличался особенными декоративными достоинствами, которые оценили ювелиры XVIII столетия. Художественные фантазии эпохи рококо воплотила табакерка из оникса с красивым слоистым рисунком. Немецкий мастер украсил внутреннюю сторону ее крышки жанровой композицией, выполненной акварелью на пластине из слоновой кости.

Нефрит в переводе с греческого означает «почка», что связано с его природной формой и, как следствие, с его легендарными лечебными свойствами. В Китае особенно высоко ценились нефритовые сосуды с резьбой в виде иероглифических надписей с пожеланиями долголетия, плодовитости и богатства. Примером тому служит представленная на выставке чаша, выполненная в XVII веке.

Среди раковин самыми роскошными и востребованными являлись наутилусы, обитатели теплых океанских вод. Мотивы для оформления оправ наутилусов ювелиры часто черпали в сюжетах античной мифологии, связанных с водой. К их числу относится образ лебедя, в которого перевоплотился Зевс, привлеченный красотой Леды, супруги спартанского царя Тиндарея. Нюрнбергский мастер Элиас Ленкер превратил раковину-наутилус в туловище лебедя, являющегося чашей кубка. Его крылья и шея покрыты серебряным «опереньем», а основанием служит «земля» с водными обитателями – раковинами и лягушками.

Редкое произведение из перламутра представляет собой французская табакерка с рельефной резьбой. На ее крышке изображена аллегория Любви в окружении обитателей стихии Воды.

Столь широкий спектр произведений из натуралий разных эпох, стран и культур, представлен на выставке впервые. В окружении изделий из янтаря основной экспозиции Музея янтаря выставка выглядит органично и привлекательно, и мы надеемся, что она понравится и запомнится зрителям.

 
вверх