Охота при русском дворе. Из собрания Музеев Московского Кремля

  • Шлем

    Германия, Нюрнберг, вторая половина XVI в. Железо; ковка, клепка, чеканка, резьба, травление.

  • Седло

    Москва, Мастерские Московского Кремля, первая треть XVII в. Дерево, кожа, бархат, серебро; резьба, чеканка, золочение, ткачество, канфарение, шитье.

  • Решма

    Москва, Мастерские Московского Кремля, XVII в. Серебро; резьба, чеканка, золочение.

  • Рог голосовой

    Россия, середина XVII в. Серебро, раковина, тесьма; резьба, золочение, ткачество.

  • Рукавица «персчатая»

    Германия (?), XVII в. Замша, атлас, золотные нити, канитель, блестки, кружево; шитье, плетение.

  • Саадак – налуч и колчан

    Россия, Москва, 1674 г. Мастер Прокофий Андреев. Кожа, серебро, ткань; шитье, золочение, чернь, резьба.

  • Карабин царевича Алексея Алексеевича

    Москва, Мастерские Московского Кремля, 1660 г. Железо, дерево, перламутр; ковка, гравировка, оброн, золочение, серебрение, чеканка, инкрустация.

  • Пищаль с ударно-кремневым замком

    Москва, XVII в. Мастера: Филипп Тимофеев (ствол, замок), Василий Корец (ложе). Железо, дерево, перламутр, кость; ковка, гравировка, чеканка, золочение, инкрустация, резьба.

  • Пистолет

    Москва, Мастерские Московского Кремля, вторая половина XVII в. Сталь, серебро, железо, дерево; ковка, резьба, серебрение, золочение, гравировка, насечка, скань, эмаль.

  • Колезцовый замок аркебузы

    Германия, первая половина XVII в. Железо, серебро, медь, дерево; ковка, литье, золочение, гравировка, инкрустация, чеканка.

  • Рукоять кортика

    Германия (?), начало XVIII в. Сталь, медный сплав, рог; ковка, гравировка, литье, резьба, канфарение, золочение.

  • Ударно-кремневой замок ружья

    Тула, 1744 г. Серебро, сталь дамасская, железо, дерево, рог; ковка, травление, оброн, насечка, золочение, чеканка.

  • Ударно-кремневой замок ружья

    Париж, 1730 г. Мастер Лоран Лашез. Железо, серебро, сталь, дерево; ковка, гравировка, золочение, литье, резьба, насечка, канфарение, воронение.

  • Свора

    Россия, XVIII–XIX вв. Тесьма, серебро; ткачество, литье.

  • Мушкетон

    Тула. 1749 г. Сталь дамасская, железо, дерево, медь; ковка, литье, травление, гравировка, чеканка, золочение.

  • Ружье пневматическое

    Германия, XVIII в. Железо, медный сплав, сталь, дерево, рог; ковка, гравировка, резьба.

  • Кортик нож и вилка

    Германия, XVIII в. Сталь, серебро, фарфор; ковка, насечка, золочение, оброн.

  • Охотничий арбалет

    Германия, начало XVIII в. Сталь, дерево, рог, пенька, шелк, кость, железо; резьба, инкрустация, ковка, гравировка.

  • Штуцер

    Россия, Санкт-Петербург, XVIII в. Мастер Гаврила Пермяков. Серебро, дерево, железо, сталь, рог; воронение, гравировка, ковка, насечка золотом, резьба, оброн, чеканка.

  • Винтовка

    Санкт-Петербург, 1783 г. Мастер И. А. Греке. Серебро, железо, дерево, сталь, рог; ковка, гравировка, воронение, золочение.

ЭКСПОНАТЫ

03.10.2015 – 29.11.2015

Астрахань, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации, Музеи Московского Кремля, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

ШлемВыставка в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина посвящена одному из излюбленных развлечений русских царей и императоров — охоте, являющейся важной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правителей.

Экспозиция позволяет зрителю увидеть удивительные памятники, которые на протяжении веков хранятся в Московском Кремле — в Оружейной палате. Ни один российский музей не обладает подобной коллекцией художественных и исторических раритетов, так как именно в Кремле до начала XVIII века размещались дворцовые приказы — учреждения, ведавшие царской охотой. Здесь же, в кремлевских мастерских, создавалось охотничье оружие и снаряжение для русских царей, дошедшее до наших дней. В 1810 г. древняя сокровищница  пополнилась собраниями охотничьего оружия императоров.

Более шестидесяти уникальных экспонатов выставки рассказывают о разных видах охоты, о вкусах и личных предпочтениях русских царей и императоров XVII–XVIII столетий.

Открывают экспозицию разделы, посвященные Оружейной и Конюшенной казне, без которых невозможно представить себе сокровищницу русских государей XVII века.

В разделе «Царский выезд» демонстрируются редкие экспонаты — предметы царского дорожного снаряжения. Они создают яркий образ торжественного выезда царя и его свиты на охоту.

Следующие разделы отражают охотничьи пристрастия первых царей династии Романовых. Царь Михаил Федорович предпочитал псовую охоту и медвежью травлю. На выставке представлены стальные, насеченные золотом рогатины, с которыми ходили на медведя, и охотничьи амулеты — подвески из медвежьего когтя. Алексей Михайлович страстно любил соколиную охоту с ловчими птицами, на которой чаще использовали также экспонируемые на выставке лук в налуче и стрелы в колчане. Украшением экспозиции является особенно интересный предмет — голосовой рог из раковины, с помощью которого давали сигнал к началу охоты. В охоте на лесного зверя использовали выполненные кремлевскими оружейными мастерами пищали — гордость музейного собрания, а также карабины, аркебузы, пороховницы и патронташи.

В XVIII столетии охота превратилась в увлекательный галантный праздник, любителями которого были император Петр II, императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. На выставке представлено оружие, принадлежавшее российским правителям, — лучшие образцы работы мастеров ведущих российских и западноевропейских оружейных центров. Экспозиция включает редкое оружие из коллекции Петра III — духовое ружье с насосом, штуцер, арбалет и другие не менее интересные экспонаты. Примечательны предметы, связанные с «парфорсной» охотой, во время которой дичь загоняли гончими собаками, — ошейники и свора.

Выставка вводит зрителя в яркий мир русской придворной жизни XVII–XVIII веков и представляет интерес для всех, кто увлекается русской историей, культурой и искусством.