Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский

  • Портсигар

    Россия, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг. Фирма К.Фаберже. Мастер Иоганн Виктор Аарне. Серебро, ювелирно-поделочные камни; штамп, чеканка, монтировка.

  • Брошь

    Россия, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг. Фирма «К.Э.Болин». Мастер София Швен. Золото, серебро, камни драгоценные; выпиловка, монтировка.

  • Брошь

    Россия, Санкт-Петербург, последняя четверть XIX в. Мастер-монограммист А.К. Золото, бриллианты, алмазы; выпиловка, монтировка, бухтировка.

  • Печать настольная великого князя Сергея Александровича

    Россия, Санкт-Петербург, до 1898 г. Фирма К.Фаберже, Мастер Вильгельм Реймер. Золото, топаз золотистый; резьба, литье, огранка.

  • Портсигар императора Александра III

    1891-1894 гг. Мастер Коллин Эрик Аугуст. Оправа – Россия, Санкт-Петербург, Фирма К.Фаберже; корпус - Екатеринбургская императорская гранильная фабрика. Золото, орлец; резьба по камню, монтировка.

  • Запонки императора Александра III

    1891-1894 гг. Мастер Коллин Эрик Аугуст. Застежки – Россия, Санкт-Петербург, Фирма К.Фаберже; лицевые части - Екатеринбургская императорская гранильная фабрика. Золото, орлец; резьба по камню, монтировка.

  • Кварц

    Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало ХХ в. Мастер Денисов-Уральский Алексей Кузьмич. Кварц; шлифовка. Принадлежал Николаю II.

  • Солонка

    Екатеринбург, 1896 г. Екатеринбургская императорская гранильная фабрика. Родонит, недрагоценный металл; токарная работа, резьба по камню, монтировка.

  • Брошь

    Россия, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг. Золото, бриллиант, стекла, рубин, сапфир, агат; чеканка, выпиловка, монтировка.

  • Брошь

    Россия, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг. Фирма К.Фаберже. Золото, серебро, камни драгоценные; эмаль по гиольошировке, резьба по камню, выпиловка.

  • Фигурка рыбы

    Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX в. Фирма К.Фаберже. Сердолик; резьба, шлифовка.

  • Печать настольная императора Александра II

    Россия, вторая половина XIX в. Фирма «Никольс и Плинке». Мастер Арндт Самуил. Золото, камни, оникс; резьба, литье, гравировка.

  • Поднос

    Россия, Екатеринбург, 1888 г. Екатеринбургская императорская гранильная фабрика. Яшма; шлифовка.

ЭКСПОНАТЫ

08.06.2017 – 08.09.2017

г. Екатеринбург, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства

Организаторы:
г. Екатеринбург, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Участники:
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (г.Екатеринбург), Музеи Московского Кремля, Минералогический музей имени академика А.Е. Ферсмана Российской академии наук (г.Москва), Уральский геологический музей Уральского государственного горного университета (г.Екатеринбург), Объединённый музей писателей Урала (г.Екатеринбург), Семейный архив Ю.С. Усольцева, внучатого племянника А.К. Денисова-Уральского (г.Екатеринбург), Частный фонд МОМАRTFOUDATION (г.Екатеринбург), Пермская государственная художественная галерея (г.Пермь), Кушвинский краеведческий музей (г.Кушва, Свердловская область)

БрошьМузеи Московского Кремля принимают участие в выставке в Екатеринбурге в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, приуроченной к четвертьвековому юбилею музея. Камерная и изысканная экспозиция посвящена творчеству российских ювелиров и камнерезов ХIХ – начала ХХ столетия, которым восхищается весь мир.

Выставка является важным событием в музейной жизни. Впервые одновременно на экспозиции представлены эскизы камнерезных изделий Екатеринбургской императорской гранильной фабрики (из собрания МИКИЮИ) и созданные по ним произведения из коллекции Музеев Московского Кремля. Это вырезанные из родонита портсигар и запонки с рельефной матовой монограммой императора Александра III - яркие примеры плодотворного сотрудничества двух знаменитых предприятий. Они были созданы в 1891 году екатеринбургскими резчиками, после чего были снабжены оправами и застежками из золота специалистом «по матовому золоту» Эриком  Коллиным, являвшимся до 1886 года главным мастером фирмы К. Фаберже.

Из подобного ярко-розового орлеца вырезана небольшая и достаточно сдержанная по дизайну солонка из собрания Оружейной палаты, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1896 году вместе с роскошным родонитовым блюдом для обряда хлеба-соли ко Дню Священного коронования императора Николая II. Впоследствии блюдо было продано на антикварном рынке, но солонка, к счастью, сохранилась в собрании Музеев Кремля. Экспозицию выставки украшает  еще одно изысканное блюдо из калканской яшмы, созданное совместно мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики и ювелирами фирмы Фаберже в 1888 году.

Безусловный интерес на выставке представляет великолепный кварц дымчато-золотистого оттенка, являющийся единственным предметом в коллекции Музеев Кремля, связанным с творчеством знаменитого художника, камнереза и ювелира Алексея Денисова-Уральского. Мастер обработал редкостный минерал, умело выявив его лучшие качества и подчеркнув его оригинальную форму и размеры. По легенде кварц принадлежал последнему русскому императору Николаю II, любившему окружать себя камнями и изделиями из них.

Музеи Кремля демонстрируют на выставке уникальные печати Дома Романовых - выразительные образцы резьбы из твердых камней, изготовленные резчиками по камню и золотых дел мастерами в известных ювелирных фирмах. Среди них настольная печать императора Александра II работы знаменитого петербургского мастера С. Арндта, выполненная из темно-коричневого оникса и украшенная драгоценными камнями, а также великолепная печать работы Вильгельма Реймера из золотистого топаза в золотой оправе с императорской короной на ручке, принадлежавшая генерал-губернатору Москвы, великому князю Сергею Александровичу.

Фирма К. Фаберже и другие российские ювелирные и камнерезные предприятия производили не только уникальные эксклюзивные изделия по высочайшему заказу и неповторимые произведения из серии objets de fantaisie, но и утилитарные вещи, выполненные с тщательностью подлинно художественных произведений. Образцом модного стиля Art Nouveau (модерна) является серебряный портсигар из собрания Музеев Кремля, украшенный рельефной дубовой ветвью с сердоликами-кабошонами. На нем стоит клеймо петербургского мастера, финна по происхождению Иоганна Виктора Аарне, с 1891 по 1904 гг. работавшего исключительно для фирмы К. Фаберже.

Посетители юбилейной выставки имеют редкую возможность увидеть ювелирные украшения из фондов Музеев Кремля, причем некоторые из них экспонируются впервые. Изысканные предметы из кремлевского собрания ведущих ювелирных фирм России представлены на выставке таким образом, что демонстрирует использование самоцветных камней: демантоидов – «уральских изумрудов», халцедонов – «меккских камней», сердоликов, аквамаринов. Две рафинированные дамские броши, недавно пополнившие коллекцию Музеев Московского Кремля, украшены сиреневыми халцедонами-кабошонами и усыпаны мельчайшими алмазами огранки «роза». Эти предметы выполнены А. Тилеманом – одним из ведущих ювелиров фирмы К. Фаберже.

Предприятием, чьи роскошные драгоценные ювелирные украшения в России почитались более всего, была старейшая русская фирма "Карл Эдуард Болин", основанная в Петербурге еще в 1796 году. Покупатели, располагавшие известными средствами, приобретали в магазинах Торгового Дома “К. Э. Болин” украшения, которые относились к "тонкому аристократическому, художественному роду". Примером таких изделий служит представленная на выставке брошь с крупным золотистым цитрином с клеймом ювелира Софии Швен, создававшей украшения для императрицы Александры Федоровны, и крупная брошь в виде букета, сплошь выложенного уральскими демантоидами – камнями русского модерна.

Выставка, объединившая великолепные произведения разных видов и жанров, которые были созданы ведущими предприятиями России на протяжении  полувека, является важным событием на уральской земле, славящейся своими прекрасными традициями камнерезного и ювелирного дела.