Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета

  • Тацца

    Амстердам, 1647 г. Корнелис Мейер.
    Серебро; чеканка, литье.

  • Блюдо

    Амстердам, 1662 г. Хендрик Плаппарт.
    Серебро; чеканка, пунцирование.

  • Кубок-наутилус

    Нидерланды, первая четверть XVII в.
    Медь, раковина-наутилус; литье, чеканка, резьба, золочение.

ЭКСПОНАТЫ

11.10.2016 – 10.01.2017

Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Организаторы:
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Кубок-наутилусМузеи Московского Кремля принимают участие в выставке «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», которая открывается в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На ней зрители смогут познакомиться с уникальным явлением – бюргерским интерьером и его особой ролью в жизни и культуре голландского общества XVII века. В состав экспозиции войдут картины известных художников голландского золотого века и произведения декоративно-прикладного искусства: изделия из серебра, фарфора, стекла, предметы мебели, которые являлись неотъемлемой частью голландского бюргерского быта, а также объектом особой страсти и гордости их владельцев.

Музеи Московского Кремля предоставят на выставку три произведения голландских мастеров XVII века: таццу, блюдо и кубок-наутилус. Плоская чаша на ножке – тацца – выполнена амстердамским серебряником Корнелисом Мейером в 1647 году. Форма и название таццы пришли из Италии, где она использовалась как сосуд для вина, а в Голландии и других странах Северной Европы ее наполняли фруктами и сладостями. В кремлевской коллекции это единственная работа мастера, творческий расцвет которого пришелся на 1640-е годы.

Серебряное блюдо с чеканными изображениями птиц и цветов создано в 1662 году мастером Хендриком Плаппартом, родившимся в 1622 году в Нюрнберге и работавшим в Амстердаме в 1656–1680 гг. Голландские серебряники в процессе создания своих произведений черпали сюжетные композиции и декоративные мотивы из образцов орнаментальной гравюры и распространенных в художественной среде сборников рисунков с цветами и птицами. Изображения птиц напоминали также об излюбленной голландскими художниками XVII столетия теме «птичьего двора». Произведение из кремлевского собрания, демонстрирующее высокий уровень мастерства в передаче чеканных изображений и композиционном построении декора, относится к типу подносных блюд, на которых было принято подавать угощения или преподносить подарки. В казну русских царей оно поступило в 1665 году в числе дипломатических даров от Голландских штатов, о чем свидетельствует гравированная надпись на обороте.

Кубок-наутилус с фигуркой Андромеды на завитке перламутровой раковины является примером использования экзотического материала для создания произведения ювелирного искусства. Благодаря географическим открытиям XV–начала XVI века европейцы познакомились с флорой и фауной стран Востока, Африки и Америки. Возник интерес к предметам, изготовленным из экзотических природных материалов. Натуралии быстро и прочно завоевали место среди драгоценных материалов и широко применялись ювелирами при создании парадной посуды и различного рода украшений для интерьеров дворцов. Именно такие раритеты составляли гордость первых «кабинетов редкостей» и кунсткамер, появившихся в это время во дворцах королей и аристократии. Они были предметами роскоши, выполняя репрезентативную функцию и свидетельствуя о состоятельности и просвещенности владельца. Кубок-наутилус наряду с другими произведениями издавна входит в состав великолепной коллекции сосудов с морскими раковинами, хранящимися в собрании Музеев Московского Кремля. История ее формирования уходит вглубь веков и тесно связана с процессом накопления раритетов в царской сокровищнице. Большинство произведений XVI–XVII столетий из этой коллекции были выполнены немецкими и голландскими мастерами и привезены ко двору русских правителей из Европы.